{"id":13455,"url":"\/distributions\/13455\/click?bit=1&hash=8bce2c32fc522b9cfe1ab89089eff75ab558dbec8812c3dda390faecf1c743f2","title":"\u00ab\u0410 \u0442\u044b \u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440?\u00bb \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0435\u043b\u043e\u0432\u043a\u0438\u0435 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u044b \u0431\u0440\u043e\u043a\u0435\u0440\u0443","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"ca4cf1a1-a5ed-5aca-9f34-357accc11bb1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офлайн
Дарья Лелюк

Её совершенствовали и популяризировали больше 90 лет десятки изобретателей и предпринимателей: история застёжки-молнии Статьи редакции

В начале 20 века она смотрелась легкомысленно на женской одежде, потому что легко расстёгивалась. А на мужские брюки она попала из-за шутки дизайнера — он пришил её вместо пуговиц.

Застежка-молния компании YKK

Как Уиткомб Лео Джадсон создал застёжку-молнию

В 1851 году изобретатель швейной машинки Элиас Хоу запатентовал «автоматическую непрерывную застёжку для одежды». Разработка представляла собой две цепи с крючками и отверстиями.

Цепочки соединялись металлической деталью, как скрепкой. Но изобретение не стало популярным, так как Элиас не стал его развивать и продвигать.

Чертёж первого прототипа застёжки-молнии Элиаса Хоу

В 1891 году похожее изобретение запатентовал Уиткомб Лео Джадсон из Чикаго. Друг Джадсона спасал из пожара ребёнка, выпрыгнул из окна и повредил спину, из-за чего ему стало сложно наклоняться, чтобы шнуровать обувь. Это навело Джадсона на идею застёжки для обуви.

Конструкция состояла из крючков и петелек с разных сторон. Их нужно было соединять направляющим ключом, а для расстёгивания — перевернуть его.

Чертёж первой версии застёжки-молнии Уиткомба Джадсона

В патенте Джадсона 1891 года был далёкий прототип современной молнии. «Замок-застёжка или замок для обуви» показался людям неудобной, к тому же она быстро ломалась. В 1893 году Джадсон и предприниматель Луис Уокер — партнер Джадсона, представили изобретение на Всемирной выставке в Чикаго. Однако привлечь покупателей или инвесторов не удалось.

Чертёж «Замка-застёжки или замка для обуви» из патента Уиткомба 1891 года

В 1893 году Джадсон усовершенствовал конструкцию застёжки: закрепил крючки и петли на матерчатых лентах. Автор снова запатентовал её, но популярности изобретение так и не получило.

Чертёж из повторной заявки Джадсона на патент застёжки-молнии

Разорение изобретателя и новые партнёры

В 1894 году Джадсон нашёл инвесторов и создал производство застёжек и изделий с ними Universal Fastener, которое возглавил Луис Уокер. Никто не сомневался в успехе, но за 10 лет работы самым крупным заказом оказались 20 застёжек для сумок американской почты.

Уиткомб нашёл нового партнёра — директора и владельца текстильной компании Harry L. Earle Manufacturing Гарри Эрла, а Уокер привлёк инженера из Швеции Гидеона Сундбэка. Последний работал в электротехнической компании Westinghouse Electric and Manufacturing Company, но перешёл в маленькую фирму Эрла ради общения с будущей женой — дочерью одного из фабрикантов.

В 1909 году Сундбэк запатентовал «Ушко и крючковые соединения». По краям молнии находились цепочечные крючки и кольцеобразные элементы, зацепленные при помощи ползунка. Конструкция вышла прочнее, чем у Уиткомба, а цепочку получалось сгибать под острыми углами и не повреждать.

Чертёж из патента Гидеона Сундбэка 1909 года

Сундбэк доработал идеи Джадсона и в 1912 году предложил конструкцию Hookless#1 («Бескрючковая №1»). В ней материя зажимается металлическими зубьями. Но после нескольких применений застёжка изнашивалась, поэтому вместо крючков появилась Г-образная форма крепежей. Автор назвал эту разработку Hookless#2, она почти идентична современной застёжке-молнии.

Сундбэк доработал технологию производства в 1914 году, а патент получил в 1917-м. Аналогичное устройство запатентовали изобретатели из Европы Катарина Кун-Моос и Анри Форстер в 1911 году, но до производства они не дошли. Первые продажи состоялись у Сундбэка в 1914-м — четыре штуки по $1 за застёжку.

Чертёж из патента Сундбэка 1917 года, почти современная молния

В конструкции Hookless#2 стало больше крепёжных деталей: не 1,6 на 1 см, а 4-4,4 на 1 см. Два ряда направленных друг к другу зубцов стягивались ползунком в единое целое. Для направляемых зубьев было увеличено отверстие, чтобы крепежи не застревали и меньше изнашивались.

Для производства Сундбэк сконструировал машину, которая брала Y-образную проволоку и вырезала из неё детали, потом пробивала углубление и зажимала тканевую ленту. В итоге формировалась непрерывная цепочка. В первый год работы компания создавала в день несколько десятков метров застёжек.

Название «молния» пришло от компании B. F. Goodrich, которая производила в основном сапоги и кисеты. Её президент Бертрам Рок решил применять застёжку Сундбэка на новом типе резиновых сапог. При расстёгивании и застёгивании металлические элементы издавали звук, напоминающий «zip». Модель сапог стали называть Zipper Boots.

Реклама Zipper Boots в 1928 году

В 1918 году компания продала 24 тысячи застёжек для денежных поясов. Они были распространён среди военных моряков, возвращающихся в Европу после окончания Первой мировой войны. Тогда же Эмиль-Морис Эрмес, наследник семейной мастерской Hermès, которая создавала ремни, упряжи и другие кожаные изделия, приобрёл в Канаде 40 м застёжки-молнии.

Эрме внедрил крепления в конструкцию сумок. Мастерская Hermès выкупила права на патент и начала производство в Париже. К 1923 году застёжки получили широкое распространение в точках продаж и пошива, хотя многие фабриканты помнили неудачи прототипов и сомневались в идее Эрмеса.

Эмиль-Морес Эрмес

Тогда же Коко Шанель попыталась использовать молнию на юбках и платьях. Но общество было не готово принять такое нововведение: застёжка слишком легко открывалась, и считалось, что на женской одежде это выглядело легкомысленно. Поэтому молнии не были распространены в одежде женщин до 1930-х.

Продажа прав Винтерхальтеру и его фабрика Riri

У Сундбэка действовал полученный в Европе патент на изобретение, и в 1923 году он продал его юристу Мартину Отмару Винтерхальтеру. Тот усовершенствовал систему и стал производить продукцию под маркой Riri («Rippe-Rille» — ребра и канавки).

Первые центры по изготовлению застёжек Riri появились в немецких городах Галле и Вупперталь-Бармене. Филиалы в Милане, Люксембурге и Санкт-Галлене появились в 1928 году. Продажа собственного состояния и имущества жены помогла ему внедрить производство по всей Европе.

В 1930 году застёжку-молнию впервые стали использовать в одежде на моделях. Заводы начали гоняться за лицензией, популярность молний росла. Для удешевления производства Винтерхальтер внедрил процесс литья под давлением.

Чертёж из патент Винтерхальтера 1940 года

В начале 1950-х истек срок действия купленных патентов Винтерхальтера. Заводы во всем мире начали дёшево производить гибкие пластиковые застёжки по собственной методике, а бренд Riri терял покупателей.

Распространение молнии в одежде

В 1937 году застёжка-молния стала популярна в мужской одежде. Дизайнер Жан Клод (Jean Claude) использовал её в шутку вместо пуговиц на брюках. А процесс застёгивания и расстёгивания ширинки так понравился мужчинам, что эта деталь одежды распространилась и сохранилась.

В 1930-х застёжки внедряли в детскую одежду. В рекламе таких предметов одежды упоминалось, что даже малыши легко справятся с застёгиванием молнии. Лозунг «Ваши дети смогут одеваться сами» предложила дизайнер Эльза Скиапарелли.

Она же в 1935 году впервые стала использовать застёжку в своей одежде. Скиапарелли вместе с Чарльзом Джеймсом внедряла застёжку, причем нарочно заметную, в бренды Éclair, Lightning Fastener и Hookless Fastener.

Девушки-модели стали демонстрировать новую одежду в парижских, лондонских и американских салонах. Застёжка окончательно распространилась в женской одежде, а в кинематографе её ношение даже считалось сексуальным и откровенным.

В 1934 году Тадао Йошида основал компанию San-S Shokai в центре Токио. Переименованная в YKK компания — главный мировой производитель застёжек-молний.

Современный вид застёжка-молния приобрела в патентах изобретателя Роберта Легата 1936 и 1952 года.

Чертёж из патента 1952 года «Quick release fastener»
0
31 комментарий
Написать комментарий...
Николай Орлов

Ненавидел змейку когда мама в детстве застегивала куртку до подбородка и она прикусывала кожу

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Lazarew

Почувствовал эту боль даже спустя десятки лет, прочитав коммент

Ответить
Развернуть ветку
Александр Губин

Капелька ностальгии, спасибо что написали это

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чернявский

Однако есть задел для улучшения. И я верен, это не последняя версия. Чтобы не расстегивалась ширинка, не выскакивали зубья, не пропускало влагу. У нее куча недостатков, у молнии, не смотря на все ее достоинства.

Ответить
Развернуть ветку
Злой Полушубок

Водонепроницаемые молнии давно применяются на туристической одежде. Нырять конечно не получится, но дождь выдерживает спокойно. Хотя зачем такая молния на джинсах, я ума не приложу, они все равно промокают.

Чтобы не расстегивалась ширинка тоже есть решение специальный зуб фиксатор и тоже давно применяется. Выскакивающие зубья это уже вопрос качества фурнитуры.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronin

Ну почему же, есть и газонепроницаемые молнии. Например, на сухих гидрокостюмах. Но требуют регулярного бережного обслуживания.

Ответить
Развернуть ветку

Чтобы яйца в неё не попадали

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Носить трусы?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Ivanov

Трусы для слабаков

Ответить
Развернуть ветку
Siyavush Teymurov

трусы с молнией

Ответить
Развернуть ветку

Я тоже смеялся, а потом один раз как защемил. Сам хз как так вышло.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

я как то зимой в горах к карабину приморозил в минус 25)))

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Маслов

На них еще надо заработать в современных реалиях

Ответить
Развернуть ветку
From Siberia to London

Ширинка расстёгивается «сама» только когда пьяный пошёл отлить и забыл/не смог застегнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Shevtsov

А че, нельзя было за 90 лет сделать чтобы она не разъезжалась…

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Румянцев

Наконец-то что-то нормальное на vc, а не "я почесал затылок, вот мои впечатления"

Ответить
Развернуть ветку
От Себя Добавлю

застежка/змейка/молния - кто придумывал все эти названия и почему? так много вопросов и так мало ответов

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

По качеству YKK на текущий момент лидер, цена так же высокая...

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Мазукабзов

Кстати, сейчас действительно качество фурнитуры довольно неплохое в среднем по палате даже в бюджетном сегменте, не припомню даже когда проблемы возникали вообще с молнией. Только на старых заношенных ветровках, в которых сейчас бегаю...

Ответить
Развернуть ветку
Галина Карасева

Соглашусь, даже на бюджетных джинсах и ветровках нет проблем с молнией

Ответить
Развернуть ветку
Максим Бонов

гениальное изобретение

Ответить
Развернуть ветку
fishka2502

Спасибо, очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Anthony A.

Так а почему по-русски она стала называться именно Молнией?

Ответить
Развернуть ветку
Пабы старой Руси

В статье есть реклама с текстом 'Lightning' plastic fastener. Очевидно, русское название — заимствование

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Ценность "молнии" я начал осознавать в детстве - когда соседский дед выходил на свой огород пьяненьким и забывшим застегнуть штаны на пуговицу, но окончательно понял когда сам купил джинсы на металлических пуговицах и надел их в -30 и ветер в лицо...

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Спасибо, интересная статья! :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Нарольский

Вроде бы простое изобретение, но до сих пор пользуемся и применяем во многих вещах.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

**Застежка-молния компании YKK
На фото видно какое качество, делали на века, не то что сейчас все одноразовое..

Ответить
Развернуть ветку
Остальной Илья

Интересно очень, спасибо!

Люблю рассматривать истории внедрения в прошлом различных очевидных на данный момент вещей.
Наглядно отображается, как сложно бывает внедрить что-то даже откровенно удобное и полезное, как важна поддержка маркетинга), и как эти нововведения с течением времени влияют на привычки и быт людей.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 31 комментарий
null