Предприниматель не нужен: как работает завод по производству компаний

Помните такую компанию, Moderna? Всего лишь один из трех крупнейших международных производителей вакцины от коронавируса. А ведь ее могло и не быть, если бы ее саму не создали в пробирке. Краткий пересказ истории того, как это произошло.

В последнем выпуске подкаста про экономику The Indicator рассказана очень интересная история про то, как на свет появился один из крупнейших производителей вакцин от коронавируса, компания Moderna.

Moderna сама по себе стала результатам необычного эксперимента в бизнес-лаборатории.

20 лет назад была создана компания Flagship Pioneering, которая запускает другие компании. Специализация -- медицина и биологические исследования.

Предприниматель не нужен: как работает завод по производству компаний

За время существования Flagship она создала уже почти два десятка успешных компаний, среди которых Moderna, создатель одной из наиболее эффективных вакцин от коронавируса.

Задача завода по производству компаний -- систематизировать процесс создания нового успешного бизнеса, тогда как обычно эта роль отдается предпринимателю. По замыслу Flagship Pioneering, предприниматели не нужны.

Flagship Pioneering и его основатель с армянскими корнями придумали и предложили рынку новую философию, систему запуска новых компаний. Однако, это не вполне классическая венчурная компания.

Обычно VC просто дают инвестиции независимым предпринимателям, тогда как подход Flagship состоит в том, чтобы заниматься непосредственным запуском и управлением новых бизнесов. Без предпринимателей.

Завод по производству компаний работает по определенному регламенту или принципам. Давайте рассмотрим процесс на примере Moderna.

Шаг 1. Исследование

Во Flagship несколько сотрудников занимаются изучением новых возможностей, взаимодействием и общением с экспертами в интересующих областях.

Таким образом, фабрика по производству компаний всегда в курсе всего нового и интересного, того, что сейчас актуально.

В 2010 году исследователи заинтересовались возможными способами медицинского применения мРНК (mRNA), молекулы, которая отвечает за выработку конкретных белков клеткой.

На этом этапе было достаточно, чтобы эксперты просто описали все возможные негативные последствия применения РНК в живом организме.

Ученые им накидали идей: РНК может выводиться из тела всего за 10 мин., будет сложно поддерживать процесс производства белков на протяжении недель, трудно попасть именно в нужные клетки, иммунная система клетки -- это одно, а еще нужно будет совладать с кучей других иммунных реакций...

Короче, эти и подобные вопросы, связанные с тем, что РНК до этого момента еще никто не моделировал и не создавал в реальных условиях.

Все эти возражения принимаются к сведению. Следующий вопрос: можно ли разработать серию экспериментов, чтобы протестировать гипотезы и проблемы, на которые указали эксперты?

Если ответ отрицательный, идею выбрасывают в помойку, на этом этап исследования завершается.

Однако, если ответ положительный, можно переходить к следующей фазе.

Шаг 2. Прото-компания

Создание прото-компании или компании-прототипа. Смысл этого этапа: попробовать подвергнуть новую компанию нагрузкам и стрессу, чтобы постараться убить ее.

Для Moderna исследовательский этап прошел удачно, была определена перспективность мРНК, соответственно, было решено организовать прото-компанию.

Новая мРНК-компания получила рабочее название LS18, то есть 18-я по порядку компания, созданная в естественнонаучной сфере.

Для завода по производству компаний на этом этапе очень важно не давать настоящее имя новой бизнес-единице.

Суровая задача состоит в том, чтобы полностью избавиться от всех привычных артефактов предпринимательской жизни.

Люди привязываются к своим идеям, это настоящая эмоциональная, почти романтическая связь, и отказываются в нужный момент избавиться от них. Я же хотел создать пространство безопасности, в котором можно принять решение об ошибочности гипотезы и завершить работу над проектом. Нельзя давать такой вещи имя, чтобы не привязываться к ней.

Нубар Афеян, создатель Flagship Pioneering

Чтобы обезличить компанию, ей присваивают порядковый номер. В случае необходимости будет проще избавиться от безымянного объекта.

Компания с порядковым номером получает несколько миллионов на изыскания и серьезное изучение гипотезы. Главный вопрос: сможет ли она стать полноценной компанией в будущем?

Будущая Moderna должна была убедить себя, что идея рабочая, и технология, протестированная на животных, может производить нужные белки.

Это сейчас все говорят, что мРНК -- это секретный код жизни, который можно применить в нужном месте для получения требуемого белка. Впрочем, для этого потребовались годы исследований и $ 2 млрд инвестиций.

Тогда как в самом начале никто не знал, можно ли на самом деле получить правильный белок, сложить его требуемым образом в животном организме, тогда еще даже речь не шла о людях. В этом и состояла задача рабочего эксперимента.

Несколько месяцев экспериментов убедили команду в том, что LS18 имеет определенное будущее. В этот момент уже появляется настоящая компания с именем -- Moderna.

Шаг 3. Взросление

Следует отметить, что Moderna не была задумана, как компания по разработке вакцин.

Был длинный список болезней-кандидатов, которые предполагалось лечить при помощи мРНК. А начать решили с вакцины от гриппа, которая была разработана в 2014-м.

Первый же опыт подобного рода продемонстрировал, что таким образом можно получать требуемые антитела. Гипотеза нашла свое подтверждение: можно получать требуемые белки с заданными свойствами.

Концепция получила свое подтверждение: и правда, мРНК можно использовать для выработки полезных субстанций в организме.

Чтобы достичь сегодняшних масштабов, Moderna началась с простейших исследований, добралась до этапа прото-компании, которую не жалко выбросить, и доказала свой потенциал, чтобы стать настоящей компанией. К 2018-му Moderna вышла на IPO.

Конечно же, большая часть экспериментов завода Flagship заканчивается провалами. Впрочем, часть успешно проходят этот непростой путь.

Здесь уже действует обычное правило VC: если поставить десятки экспериментов с прицелом на будущее, всего несколько из них, ставших успешными компаниями, окупят всю модель в целом.

Пишите в комментариях, что думаете о таком подходе к созданию компаний и философии. Роль предпринимателя переоценена, неужели и правда можно обойтись без него?

1
Начать дискуссию