Эксперты о перспективах и возможностях отечественного рынка робототехники в рамках ограничений 2022 года

Эксперты о перспективах и возможностях отечественного рынка робототехники в рамках ограничений 2022 года

Что происходит сейчас?

Новостные заголовки ежедневно пополняются известиями об отказе, ограничениях или временной приостановке работы в РФ ряда компаний, в том числе и касающихся образовательной сферы. Компании уходят одна за одной. О перспективах и возможностях рынка робототехники мы пообщались с представителями государственного и частного сектора отрасли.

На ваш взгляд, есть ли российские производители, способные качественно и эффективно заменить импортное оборудование в рамках системы образования?

Отечественные образовательные решения больше подходят для занятий со старшими классами. Почти все наши производители ориентировались сразу на более старшую аудиторию и даже не пытались соревноваться с Lego, и их зарубежными аналогами, предназначенными для работы с детьми до 10 лет. Решений для работы с маленькими детьми, обеспеченных полностью подготовленными методиками и простым, удобным, эффективным инструментарием программирования я не встречал. Из известных мне компаний только R:ED идут именно в этом направлении. Программные решения от ТРИКа тоже адаптированы для малышей, но аппаратная часть, на мой взгляд, плохо подходит для них. По-моему, эти проблемы легко решатся, если производители поймут «заказ» от потребителей, преподавателей робототехники.

Овсянников Алексей Юрьевич

,

методист по олимпиадной робототехнике центра подготовки, приема и развития студентов Университета Иннополис

На российском IT-рынке давно существуют крупные производители отечественного программного обеспечения, продукты которых используются как внутри страны, так и за рубежом. Например, «Яндекс», Консультант Плюс, R:ED. Их широко применяют образовательные организации.

Кравченко Алла Николаевна

,

Заместитель директора ГБОУ № 509 г. Санкт-Петербурга

Производители есть, конструкторы делаются, много иностранных аналогов. Во всем этом вижу единственную проблему, в том что чипы и компоненты по большей части — китайские. Возможно, так сейчас выгоднее. Если такая возможность у нас прекратится, то при должной поддержке государства у нас тоже появится производство своих чипов, контроллеров и т. д. Мы сможем производить конструкторы у себя, со своими платами и чипами.

Кремлев Алексей Сергеевич

,

Руководитель направления Детский университет в ДНК им. А. М. Исаева и сети технологических кружков «Умная Механика»

Да есть, но их пока не так много и у многих из них еще есть «детские» ошибки. Поэтому быстро и эффективно заменить трудно. Но при должной поддержке в горизонте 1-2 учебных годов это возможно.

Сушков Максим Игоревич

,

Исполнительный директор R:ED Robotics Education — компании производителя образовательных робототехнических комплексов

Как вы считаете, скажется ли переход на производителей с точки зрения качества образования? Может ли этот переход состояться быстро в рамках 2022 года, или это будет длительный и болезненный процесс и мы ощутимо потеряем во времени?

Прямо сейчас массовых и страшных проблем с оборудованием у действующих кружков нет. Более того, многие жалуются, что оборудование простаивает или пылится на складах. Пройдет два-три года до массового морального и физического устаревания имеющихся в секциях наборов. За это время либо на рынок вернутся мировые бренды, либо будут налажены производство и поставки аналогов.

Я считаю, быстрее случится импортозамещение оборудования, рассчитанного на старших учеников. Вероятно, даже в этом году мы увидим хорошие решения, но, скорее всего, только первые их версии. Замена наборов для малышей потребует двух-трех лет, так как это многоинтерационный процесс: проверка на реальных занятия и сбор обратной связи будет занимать время и растягивать внедрение.

Овсянников Алексей Юрьевич

Проблема импортозамещения в сфере информационных технологий обсуждается давно и широко. Никто не сделал для этого процесса больше, чем государство. Госсектор, госкорпорации и компании с государственным участием должны переходить на отечественное ПО в соответствии с утвержденными нормативами. Например, на рынке много российских компаний, которые могут предложить хорошую альтернативу. И я думаю, уже сегодня возможен полный переход на импортозамещение.

Кравченко Алла Николаевна

Нет, это не скажется. Но нужно учитываться, что на рынок полезут все кому не лень и появятся не долгоживущие и не такие универсальные конструкторы, как сейчас. Если Lego я купил 5 лет назад и хоть бы что, то какой-нибудь комплект, напечатанный на 3D принтере, на скорую руку, достаточно быстро развалится. А так переход возможен, но хотелось бы, чтобы это было качественное оборудование. И лучше бы, чтобы оно было совместимо с ПО, с которым совместимы сейчас иностранные робототехнические комплекты. Иначе мы можем получить просадку при переходе и получить заминку в тех же школах. В коммерческих же центрах могут возникнуть трудности только из-за затрат на новое оборудование.

Кремлев Алексей Сергеевич

Качество образовательного процесса в этом году не поменяется, так как оборудование под него есть и куплено ранее. Но в ближайшие 2-3 года, при продолжении перехода на новое оборудование, качество скорее всего вырастет, так как есть возможность у методистов и педагогов общаться с разработчиками напрямую и давать им обратную связь, получая от них техническую и методическую поддержку. Быстрого перехода, увы не получится, потому что структура закупок в России достаточно консервативна. Но, следующий год будет уже совсем другим и большая часть оборудования в закупках будет либо российского производства, либо азиатского.

Сушков Максим Игоревич

В последние годы Россия добилась больших успехов на таких соревнования как World Robot Olympiad и World Skills. Как вы думаете, что ждет систему соревнований в нынешней ситуации? Как вы оцениваете потенциал России, с учетом того, что импортного оборудования больше нет? Есть ли в России отечественные соревнования и оборудование на котором можно в перспективе выигрывать и международные соревнования?

В этой области я совсем не вижу проблем, даже с запретом российским командам участвовать в международных этапах. Мы не потеряли возможность проводить региональные и национальные. Многие зарубежные коллеги не отказались от поездок к нам. Так что, мы все еще можем как организовать что-то крутое для себя, так и позвать на него всех из-за рубежа.

От того, что к нам не завозят иностранное оборудование или не приглашают на международные финалы, никто не отказался от использования в соревнованиях каких-то алгоритмов, технологий или еще чего-то. Крутость соревнований зависит от участников и тренеров, регламентов, организаторов, судейства, духа мероприятия и зашитых в него ценностей. А этого у нас не отобрать никакими санкциями.

Овсянников Алексей Юрьевич

Сейчас на этот вопрос однозначно сложно ответить, так как дети, и обучения всегда было вне политики. Но я думаю, что мы сможем создать свои площадки для соревнований лучшего уровня.

Кравченко Алла Николаевна

Помимо всемирных олимпиад у нас есть потрясающая национально-технологическая олимпиада. В этом году у нее появится больше возможностей и будет меньше конкурентов. Организаторы планируют провести все с большим размахом, взять больше направлений, больше школ задействовать. Я уверен, что НТО и ей подобные смогут эти соревнования и уровень ребят поддерживать.

Что касается потенциала России, с учетом отсутствия импортного оборудования, то на всех соревнования подобных World Skills, там же они свои комплекты на соревнования поставляют. Но и на наших олимпиадах тоже самое делается, разницы не будет на мой взгляд. World Robot Olympiad (WRO) заменят на всероссийскую робототехническую олимпиаду. Сильно не убудет.

Кремлев Алексей Сергеевич

Это самый болезненный вопрос в текущих реалиях. Во многом соревнования являются драйверами развития направления и сейчас нужно оперативно менять систему, нужно создавать собственные международные соревнования, а это потребует времени. Думаю, в течение 3-х лет ситуацию удастся исправить и создать достойные альтернативы на отечественном оборудовании.

Сушков Максим Игоревич

На ваш взгляд, что нужно сделать со стороны правительства, чтобы переход на отечественное оборудование прошел максимально быстро, эффективно и безболезненно?

Сложно думать за правительство, но от себя могу посоветовать в каком-то виде организовывать встречи сообщества и производителей, управлений образования и других заинтересованных лиц. Сейчас все мы сильно разобщены, даже педагоги и тренера. Каждый считает себя экспертом и тянет все в выгодную для себя сторону. Так и появляются ассоциации, федерации, агломерации и прочие советы, группы, комитеты. Примечательно, что люди в них зачастую одни и те же и обсуждают одно и то же, но не хватает лиц, принимающих решения. Подобная работа должна проводиться не на энтузиазме и завершаться не пустыми разговорами, а с конкретным заказом, сроками и гарантиями по реализации принятых решений.

Овсянников Алексей Юрьевич

Для эффективного перехода нужно составить план, подготовиться к внедрению, протестировать продукт и провести обучение сотрудников по работе с новым решением.

Кравченко Алла Николаевна

Я думаю, что нужно объявить форум, всеобщее собрание специалистов, где бы были приглашены ведущие робототехнические организации. На форуме представить этим участникам оборудование и каким-нибудь путем тайного голосования выбрать производителя, который будет поставлять оборудование в школы и в кружки. Конечно, также нужно субсидировать проекты. Потому что производить чипы, оборудование, отливать конструкторы, на все это нужны большие деньги, а сейчас гонка маленьких производителей. Соответственно, после выбора компании поставщика нужны раунды инвестиций, грантов и т. д., чтобы наладить процесс производства и поставлять большими партиями госзакупки, госзаказ. Нужно что-то такое, что дало бы уверенность производителю в том, что он может вложиться в оборудование и произвести сотни этих комплектов.

Кремлев Алексей Сергеевич

Ключевое — изменить требования к оборудованию на всех уровнях, актуализировать и переработать техническую документацию для закупок. Второй важный момент — информирование именно от лица Министерства о наличие достойных российских аналогов, которые Министерство готово поддерживать и включать в образовательный процесс. Образовательные учреждения — это часть системы, и они ориентированы на решения "сверху". Если голова говорит "можно" в публичном пространстве — процесс на местах пойдет быстро. Если такого "можно" не будет — регионы будут осторожничать.

Сушков Максим Игоревич

Как видим, изменения рынка робототехники неминуемы и все это понимают. Есть четкий запрос у всех игроков рынка на совместное решение и скоординированность действий. А как вы считаете, какие перспективы развития у отечественной робототехники? И какой оптимальный путь развития для всех в сложившейся ситуации?

33
Начать дискуссию