Магазин подарков. Amikko — история не о единорогах и плюшевых котиках

Привет! Меня зовут Полина, у меня фиолетовые волосы и немного безумия в глазах. В настоящий момент я более или менее успешно руковожу тремя проектами.

Первый и самый любимый проект и магазин плюшевых котиков, единорогов и прочей девчачьей радости - Amikko.ru. Об истории этого проекта и моем опыте в предпринимательстве и пойдет речь в этой статье. На деньги, вырученные с этого проекта были открыты два других.

Второй - небольшой магазинчик "прикольных вещей" на Петроградке. В этом магазине мы сдаем полки дизайнерам и мастерам, желающим продавать предметы собственного изготовления. Таким образом, около 70% представленного там товара - это уникальные вещи, подарки, сделанная вручную бижутерия, есть даже этнические музыкальные инструменты ручной работы.

Третий - маникюрный салон, работающий по франшизе.

Это не огонь)
Это не огонь)

1. ИЗ Г**НА И ПАЛОК ИЛИ КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Мы начинали в ноябре 2015-го с небольшого бокса (13 кв.м) с ярко-красными стенами в Лофт-Проекте Этажи. Стартового капиталла мне хватило на оплату 2 месяцев аренды этого помещения, покупку трех стеллажей и одной табуретки в Икее, а также небольшого количества товара с Али-экспресса: игрушки, плюшевые тапки, кружки и т.д.

К моменту открытия 1-го магазина у меня не было совершенно никакого опыта в бизнесе. Сейчас, глядя на своих соседей по кластеру, только начинающих свои проекты, для меня до сих пор секрет - каким же образом без посторонних инвестиций нам удалось вырасти в работающий проект с такого низкого старта.

Безусловно, нам очень повезло с площадкой. За год из бабушкиной кладовки мы трансформировались в маленький, но аккуратный магазинчик: сделали ремонт, купили нормальное торговое оборудование, наняли на работу продавцов. Первое время, почти целый год, я работала в магазине сама и за всех, это был бесконечный день сурка, но иногда приходили поддержать и помогали друзья.

В октябре 2016, я внезапно решила сделать еще один такой же магазин в родном Новосибирске. Стоимость аренды в выбранном креативном кластере для резидентов была довольно привлекательной, по сравнению с питерскими ценами. Но оказалось, что "родные стены" совершенно не помогают в бизнесе: мало того, что в регионах просто не принято тратить столько денег на "ценные вещи", которое мы предлагаем, так еще и в креативное пространство никого не заманишь по доброй воле - люди привыкли просто ходить в Торговые Центры и проходимость точки в кластере оказалась практически нулевая.

Провал был эпичным: мы открылись и закрылись в течение одного месяца с убытком, кучей возни с транспортировкой товара и депрессией. Зато для меня стало очевидным то обстоятельство, что пока я не жонглирую миллионами, которые могу потратить на развитие сети - о регионах мне следует забыть.

В мае 2017 я снова решились на открытие второго магазина, на этот раз тоже в Петербурге, в лофте Голицын. Тогда пространство еще не сформировалось окончательно (сейчас это на 80% питейно-ресторанный кластер) и с проходимостью тоже было очень сложно. Кроме того, лофт был далеко от метро и идти нужно было вдоль продуваемой ветрами набережной реки Фонтанки. Но помещение там было чудесное - большое, светлое, не очень дорогое. Сил хватило на полгода, за это время мы очень сильно развили сообщество ВК и переделали сайт, чтобы окупалась хотя бы аренда.

На этом эксперименты с креативными пространствами для меня завершились. Мы сделали больший упор на продажи в интернете, научились делать интересный контент для подписчиков, придумывать конкурсы, лотереи, работать с людьми и правильно настраивать рекламу. Принимали участие почти во всех возможных маркетах, проходящих в Питере, в том числе, Старконе (который, кстати, не окупился). В таком, относительно спокойном, режиме мы и планировали работать дальше, но не тут-то было.

В апреле этого года администраторы Лофт-Проекта Этажи, видимо, получив опасное предписание от пожарников, внезапно одним днем выгнали всех арендаторов из здания. Без предупреждения, объяснений, извинений. Делайте что хотите, мы больше не работаем. У этих ребят вообще особенное понимание ведения дел. Например, иногда они делают платным вход на территорию, тоже никого не предупредив.

Хорошо, что у нас есть склад недалеко и площадь на другом проекте (это отдельная история, достаточно сказать, что он почти не окупается) куда можно было быстро вывезти товар. Помещение обещали вернуть через месяц, но через два стало очевидно, что администрация никуда не торопится, а наш баланс уже на нуле.

Мой дух тогда сильно поднял грант от ВК по программе #яделаюбизнес, да и деньги на рекламу - это всегда приятно. Я вообще не думала даже, что таким образом можно получить какие-то инвестиции. Мы просто работали, пытались делать это хорошо и честно, старались делать сервис удобным и красивым, оффлайн магазин - уютным, пакеты с котиками - бесплатными, контент для соц.сетей - интересным для людей. И вдруг, нам сказали спасибо и дали денег совершенно посторонние люди.

Тем временем, мы с командой собирались с силами и вели переговоры об открытии новых точек.

Этажи задолжали нам денег за помещение, из которого выгнали, а отдавать не торопились. Однако, у них была свободна другая площадь - с хорошим отдельным входом с Лиговского проспекта. За два года с нашей стороны не было ни одной задержки по оплате, тем не менее, представители администрации Лофт Проекта Этажи, почти месяц тянули с ответом и, в итоге, отказали, попутно назвав нас “молодыми и неплатежеспособными”. Желанное помещение было отдано под магазин “очень известного сетевика, о котором никто не знает", а нам достался прозрачный контейнер во дворе. Зато, у нас очень крутая яркая вывеска с единорогом и её хорошо видно.

Мы вели переговоры с несколькими Торговыми Центрами и остановились на двух.

В одном, дату сдачи в эксплуатацию перенесли на весну 19-го года и попросили залог полмиллиона рублей за бронь места - мы отказались.

Второй - Европолис на м.Лесная. Там мы успешно открылись, допустив, конечно, целую кучу ошибок по дороге.

Для начала, сотрудники ТРК не успели за месяц подготовить договор аренды и предложили открыться пока, без договора. Мы отказались, но они все-равно вынудили нас оплатить время простоя. Подрядчик, у которого мы заказали остров, тоже сорвал сроки на две недели. А когда мы, наконец, открылись, на нас обрушилась лавина претензий от администраций ТРК: у нас "плохие" ценники, нужно переделать; наш тент не вписывается в концепцию визуального оформления ТРК - переделать; сотрудник опоздал на 10 минут - штраф; представьте нам отчет в течение двух часов, иначе - штраф; на камерах сверху видно, что у вас на полке с товаром внутри(!) островка стоит стаканчик из-под кофе, немедленно уберите, а то штраф; мы считаем, что вам следует организовать работу без перерывов, по-этому, вы должны выписать к нам второго продавца на полный день. А эта точка у нас даже в ноль пока не вышла.

2. СОТРУДНИКИ

За эти три года вокруг меня меня собралась замечательная небольшая команда единомышленников, включая моего бессменного управляющего, маркетологов, ребят, которые рулят ВК. Самым сложным оказалось найти общий язык с сотрудниками по найму - продавцами.

Я познакомилась с невероятным многообразием неадекватных поведенческих реакций людей, которые говорят, что хотят у нас работать.

Один продавец после закрытия магазина решил устроить в помещении пьянку с курением в окно с подоконника, на котором стоит плюшевый товар. Камеры все записали. При увольнении он сказал, что ничего особенного в этом поступке не видит.

Другая девушка просто закрывала магазин прямо с утра и ложилась там спать (а работаем мы с 12-ти).

Многочисленные кражи, попытки продавать мимо кассы, прогулы и т.п. Кажется, людей так много, а найти того, с кем захочешь работать дальше, оказывается, очень сложно.

VC отличный портал, где можно прочитать немало интересных историй разных предпринимателей, истории их успехов и ошибок. Надеюсь, и моя статья о непростом предпринимательском опыте окажется кому-то полезной и поможет избежать тех же ошибок и проблем.

2323
27 комментариев

Б - бизнес. Купили на Али, продали "в креативном пространстве" а Питере с наценкой в несколько раз. Неудивительно, что в регионах не пошло)

7
Ответить

а что это по вашему, если не бизнес?

2
Ответить

Весь мир сплошная купи-продайка, даже о ужас, производители тоже так делают. Некоторые просто в коробку сложили чьи то товары, некоторые что-то еще прикрутили.
Просто у нас 68 лет внушали как это плохо, потом в 1985 передумали, перестройку начали, но уже поздно было.

2
Ответить

Не все хотят ждать товар с Али, плюс там нельзя потрогать руками:)

Ответить

ну как же вы так? без миллиона и оксфорда? порсто плюнули в душу всем "предпринимателям от бога", которые без кембриджа никогда не научились бы думать логически )))

9
Ответить

Это больше похоже на историю от подружки для подружки. Никакой конкретики, только вода. Ожидаешь, что человек опытом поделится, а в итоге очередная прохладная история.
Какие цифры, как выбирали площадь, как считали проходимость, какая была проходимость, как подбирали ассортимент, как поднимали продажи, как планировали, какие инструменты использовали, что не получалось, как решали, логистика, ценообразование, налоги, касса, ошибки, реклама, конкуренты - всё это очень интересно.

8
Ответить

Это тема для следующей статьи)
Но если ответить коротко, продажи и маржу можно отследить по СРМ, мы пользуем Cloud Shop - она дешевая и понятная, пробовали много разных в том числе и с интеграцией с сайта (мой склад), но нам не зашло, сотрудникам было тяжело, много ошибок. Налоги - УСН доходы, в Москве легче делать патент или ЕНВД (но под него у нас не все виды деятельности подходят, поэтому УСН). Касса от Модуль Банка, плюсы: можно взять в аренду, можно чтоб в одну кассу сливались продажи с точки и интернет магазина. Минусы: много и сильно лажают, задерживают сроки. Один раз везли кассу месяц.

1
Ответить