Дед Мороз виртуальный и с доставкой на дом: на чём зарабатывают предприниматели в новогодний сезон

Монологи владельцев «рождественского» бизнеса — по доставке ёлок из Дании, организации русских праздников в Канаде и созданию видеопоздравлений.

Доставка ёлок по России

Рассказывает Андрей Радченко, основатель сервиса «ЖиваяЁлка.рф».

Идея продавать ёлки с доставкой на дом появилась спонтанно в 2011 году. В первый год это было похоже скорее на авантюру — мы вложили совсем немного денег и ничего не заработали. Но появился запал продолжать заниматься этим, чтобы получить прибыль.

Когда говоришь, что продаёшь новогодние ёлки, многие думают, что занятие на один месяц в год. Это заблуждение: если заниматься продажей ёлок профессионально, на большую аудиторию, то работа занимает целый год. Но у меня есть и другой бизнес — товары для дома.

После зимнего сезона мы собираем всю информацию о продажах, анализируем и проводим работу над ошибками. Весной мы работаем с информационными системами, совершенствуем интернет-магазины, CRM-системы. Летом подготавливаем товар — ездим за рубеж, выбираем ёлки, проводим переговоры с поставщиками. С осени выстраиваем работу с потенциальными арендодателями, ищем площадки для наших офлайн-точек, ведём переговоры со службами доставок.

Наша особенность — это продажа датских ёлок. Мы привозим их прямо из Дании и работаем с европейскими поставщиками на эксклюзивных условиях — самостоятельно приезжаем и выбираем те деревья, которые устраивают нас. Для этого сотрудник едет в питомник летом и маркирует нашими этикетками понравившиеся ему деревья. Зимой эти деревья спиливают и везут к нам.

Дед Мороз виртуальный и с доставкой на дом: на чём зарабатывают предприниматели в новогодний сезон

Ёлки мы провозим через таможню официально. Конечно, это непросто, но серьёзных проблем никогда не возникало.

Статьи затрат примерно такие же, как и в любом другом бизнесе — зарплаты сотрудникам, аренда склада, логистика, налоги, траты на маркетинг.

Наша маржинальность — от 10 до 20% в год. Считаю, что это нормальный процент по рентабельности для любого бизнеса. Хотелось бы больше, но мы уже несколько лет не поднимаем цены на наши продукты, прекрасно понимая, что уровень дохода у населения не вырос. Наш оборот в месяц — от 10 млн рублей.

Количество сотрудников в компании сильно зависит от сезона — в течение года подготовкой занимаются пять-шесть человек, а к декабрю у нас работают от 30 до 50 человек. Мы работаем по всей России, но основные продажи — в Москве и Московской области.

Конкретные показатели по годовому бюджету на маркетинг мы не разглашаем, но могу сказать, что это — не львиная доля в структуре затрат, но тем не менее это немалые деньги. Работаем с блогерами на бартерной основе, также наш сайт довольно высоко в поисковой выдаче.

Каждый год в нашей сфере появляется много конкурентов. Это происходит из-за неправильной оценки рынка: любители быстрой наживы хотят подзаработать, но попадают впросак, потому что рентабельность не такая уж и высокая. Новички часто уходят в минус.

Компании, которые предлагают цены ниже, часто привозят продукт низкого качества. У нас это очень распространено — быстро заработать, не думая о клиенте.

Клиенту мы привозим по одной ёлке, без возможности выбора на месте. Это уже проверенная тактика.

Чаще всего, если привезти клиенту несколько ёлок, у него начинаются муки выбора — собирается консилиум из родственников, и порой возникают семейные ссоры. И наши курьеры, и сами покупатели теряют самое главное, ради чего стоит воспользоваться нашим сервисом, — сэкономленное время.

Мы знаем потребности клиентов лучше их самих и с первого раза можем доставить то, что нужно человеку. Это работает в 99% случаев.

Особо беспокойным клиентам мы можем отправлять фотографии деревьев перед доставкой либо приглашаем посмотреть ёлки у нас на складе — их можно забрать самостоятельно или оформить доставку.

Русские Дед Мороз и Снегурочка в Канаде

Рассказывает Анна, владелица Instagram-аккаунта Dedmorozcanada.

В Канаду наша семья переехала всего два года назад, сейчас живём в столице страны, Оттаве. С супругом (он же Дед Мороз) мы вместе уже почти 18 лет, воспитываем двоих деток и собаку.

Идея стать Снегурочкой и Дедом Морозом на новогодние праздники пришла нам уже в Канаде, однако к этому времени за плечами уже было более десяти лет работы воспитателями и вожатыми в летних лагерях и школах.

Пока что мы ходим только в семьи иммигрантов, хотя и в русскоговорящих семьях часто встречается такое, что ребёнок, рождённый в Канаде, радостно говорит, что перед ним Санта Клаус, а не Дедушка Мороз, а Снегурочку не узнаёт совсем (у Санты фигурирует Миссис Клаус, вот её дети знают).

В Канаде с размахом празднуют Рождество (24 декабря), сам же Новый год особо не отмечают, со 2 января начинаются официальные рабочие дни.

Дед Мороз виртуальный и с доставкой на дом: на чём зарабатывают предприниматели в новогодний сезон

Программу развлечений мы писали сами, во многом нам помогала моя сестра-близняшка, которая живёт в России и подрабатывает таким образом вместе со своим супругом.

Программа у нас музыкальная, много игр и загадок, веселимся с детками от души, потому как и правда очень любим то, что делаем. Иной раз детки не могут отгадать простых загадок, потому что английский им роднее, чем русский, или говорят с сильным акцентом, а иногда и вообще общаются с нами исключительно на английском, но это не проблема.

Основные траты — это, конечно, костюмы, мы заказываем их из России. Ещё деньги уходят на бензин, грим для Снегурочки и Деда Мороза и рекламу в социальных сетях, хотя больше помогает сарафанное радио. Ещё целую гору снежков купили, чтобы играть с детьми.

Стоимость наших услуг — $150 за полчаса представления для троих детей с 31 декабря по 1 января, $100 — за визит с 25 по 30 декабря и $80 за поздравление с 20 по 24 декабря. Общая сумма наших доходов за все праздники, конечно, зависит от количества заказов и количества детей в каждом из них.

Видеопоздравления от Деда Мороза

Рассказывает Дмитрий Медведев, основатель videodedmoroz.ru.

Идея создавать видеопоздравления для детей возникла в 2010 году. Я видел, что в Финляндии есть возможность поздравить ребёнка письмом от Санта-Клауса из Лапландии. Но письма — это больше офлайн-бизнес, а я как программист привык работать с интернетом. Поэтому мы с женой решили делать видеопоздравления и продавать их через интернет.

Мы купили домашнюю камеру в сетевом магазине, нашли костюмы Деда Мороза, у коллег на работе одолжили хромакей, купили дешёвые прожекторы.

У нас получился любительский ролик с вариантами трёхсот имён. Мы сделали сайт-визитку и за два последующих года продали видео примерно на 8000 рублей.

В 2012 году получилось договориться с «Биглионом» и разместить наши услуги на их сайте. Мы продали несколько тысяч роликов, но отдали «Биглиону» 90% стоимости в виде комиссии. В остальное время я работал и продолжаю работать в «Битрикс-24».

На следующий год мы сняли ролик лучшего качества. Заработанные деньги мы вкладывали в развитие дела. В 2017 году мы влили огромный бюджет — наняли продакшн-студию и сняли профессиональный ролик, на который потратили больше миллиона рублей.

Сейчас у нас один прошлогодний вариант ролика, персонализированный — с фотографией ребёнка и именем. Стоимость ролика — 450 рублей.

На рекламу мы не тратились. Клиенты к нам приходят с помощью сарафанного радио, а также органических запросов из поисковых систем. К SEO-продвижению я отношусь недоверчиво, считаю, что оно даёт лишь временный эффект. Мы больше заботимся о качестве самих видеороликов. Хотя и без специальных действий наш сайт находится в топе выдачи Google.

Мы пробовали контекстную рекламу, но это не окупилось. Также однажды в 2015 году попытались сделать вирусный ролик — видеопоздравление для Владимира Путина. Мы вложили около 150 тысяч рублей в производство и продвижение ролика, но затраты не окупились.

В прошлом году Mail.Ru Group запустила бесплатный сервис с подобными видеопоздравлениями. Казалось бы, что нам нужно было боятся конкурента, но от этого мы только выиграли — больше людей узнало, что есть такая услуга, сравнили рекламные ролики холдинга с нашими более персонализированными и начали обращаться.

В Instagram много людей предлагают подобную услугу за бесценок. Это происходит потому, что в одной из крупных фирм, которая делала такие ролики ещё в 2010–2011 годах, случилась утечка, и в интернет попала база видеороликов с именами детей.

Поэтому на «Авито» можно часто встретить объявления о продаже «франшизы новогоднего бизнеса». За 50 тысяч рублей можно купить комплект слитых роликов и перепродавать их бесчисленное количество раз. Хотя из того, что я вижу на практике, основными покупателями этих комплектов являются другие охотники за быстрым заработком, и в итоге стоимость этого пакета в процессе перепродаж падает до сотен рублей.

Наши ролики тоже пытались перепродавать, но мы просто стали делать более персонализированные видеопоздравления — размещать фотографии в видео, подарки и так далее. Это уже гораздо сложнее украсть.

Кроме того, для защиты видео мы зарегистрировали товарные знаки и оформили авторские права на весь контент таким образом, чтобы в суде у пиратов не было ни единого шанса (хотя до этого ещё ни разу не доходило).

Мы по-прежнему работаем вдвоём, несколько лет назад наняли родственницу на должность менеджера по продукту. Ближе к новогоднему сезону нанимаем ещё от двух до четырёх человек на проектную работу — операторами техподдержки.

Для проектной работы над новыми видео и сайтом привлекаем продакшн и сложившийся пул фрилансеров (копирайтеры, дизайн, программирование, системное администрирование — десятки серверов для рендера роликов в сезон).

У меня оформлено индивидуальное предпринимательство и арендована онлайн-касса. Платим за кассу около 40 тысяч рублей в год.

Деньги на развитие проекта и личные расходы у нас всегда смешаны, поэтому сложно посчитать маржинальность бизнеса. Точно могу сказать, что проект прибыльный, в прошлом году мы реализовали примерно 20 тысяч роликов. В целом по сравнению с прошлым годом бизнес вырос примерно в два раза.

Мы также работаем и по b2b-направлению: в этом году к нам обратилась компания, которая занимается организацией новогодних мероприятий для детей. Она захотела сделать видеопоздравления для своих клиентов.

Сейчас мы также продаём наши услуги через «Биглион». Комиссия сервиса так и осталась очень высокой — уже не 90%, но не ниже 50%.

Дед Мороз на дом

Рассказывает Денис Кожевников, руководитель проекта «Дед Морозit».

С 2008 года я работал в компании, которая предоставляла услуги вызова на дом Деда Мороза и Снегурочки. Я проработал пять лет, а потом ушёл и ещё несколько лет копил деньги, чтобы открыть собственный подобный проект.
Для этого я привлёк двоих партнёров. У нас также есть туристический бизнес — мы организовываем поездки по России. А «Дед Морозit» — сезонный проект, который работает с начала ноября по январь.

Изначально мы придумали концепцию. Она достаточно простая — услуги поздравления от Деда Мороза и Снегурочки, — но качественная. Основные наши особенности — это костюмы. Мы шъём их на заказ, и они стоят дорого. Помимо самого халата, это ещё и кожаные сапоги, парики, резные деревянные посохи, которые разбираются на части для удобного перемещения. Только одна борода Деда Мороза в закупке стоит 3000 рублей.

Дед Мороз виртуальный и с доставкой на дом: на чём зарабатывают предприниматели в новогодний сезон

На должность Дедов Морозов мы нанимаем преимущественно студентов последних курсов театральных вузов или недавних выпускников. Иногда можем взять человека без актёрского образования, но это случается редко.

Сотрудниками техподдержки работают наши работники их туристической фирмы. Они обрабатывают звонки сразу по двум темам и получают за это более высокую зарплату. Это наша своеобразная экономия — не нужно нанимать новых людей.

Чтобы развить дело, мы перенаправили прибыль из туристической компании в развитие новогоднего проекта. Всего вложили около 1,5 млн рублей.

Основная статья расходов в проекте — это реклама. Она забирает примерно 40% прибыли. Мы пользуемся контекстной рекламой. В этом году мы начали пробовать вкладываться в рекламу в социальных сетях.

Ещё примерно 50% прибыли уходит на зарплаты сотрудникам и ремонт костюмов. В 2017 году проект не принёс прибыли, а про 2018 год ещё пока рано говорить. Всего в 2018 году мы обработали 415 заказов, а на 13 декабря 2018 года — около 250 заказов.

Вызвать артистов из «Дед Морозit» стоит от 2750 рублей до 20 тысяч рублей. Цена зависит от дня, времени и длительности поздравительной программы. Дороже всего визит Деда Мороза и Снегурочки обойдётся в вечер 31 декабря, дешевле всего — 21 декабря.

Конкурентов с каждым годом всё больше. Но мы никак с ними не боремся, это глупо. Мне нравится здоровая конкуренция, она положительно влияет на качество представляемых услуг и заставляет твою голову быстрее и лучше работать.

1414
6 комментариев

Видеодедмороз поздравил мою дочку (ей было тогда 4,5 года) в том году. На нее это произвело настолько неизгладимое впечатление, что в этом году готовясь писать ему снова письмо, она порывалась отправить ему самодельную елочную игрушку, которую "он обязательно повесит на свою ёлку и мы её увидим на видео, когда получим ответ" . Еле отговорила. Видеоролик конечно и так шикарный, но хотелось бы еще больше разнообразить список возможных комментариев Дед Мороза при выборе фраз, когда он описывает фотографии ребенка. Спасибо за то, что привели нам сказку в дом!

5

Анастасия, исправьте, пожалуйста. Денис Кожевников начал работать с 2008 года в компании по вызову Деда Мороза.

1

Почему про торговлю на Елках не написали? Сейчас конечно уже не так покупают на Елках, но пару лет назад (до 2017 года) за новогодних праздниках в Москве можно было заработать на 1 комнатную квартиру например в Краснодаре.

1

Может я путаю, но mail.ru бесплатно ролики делает, по крайней мере в этом году я своим детям делал, + еще можно звонить и разговаривать ))
Само собой я не пр всю статью, а про ролики за 450 р.

1

Да, вы правы, об этих роликах и говорит герой:
«В прошлом году Mail.Ru Group запустила бесплатный сервис с подобными видеопоздравлениями. Казалось бы, что нам нужно было боятся конкурента, но от этого мы только выиграли — больше людей узнало, что есть такая услуга, сравнили рекламные ролики холдинга с нашими более персонализированными и начали обращаться».

2