Как спецоперация дала нам плюс 15% к заказам в месяц, какие проблемы на нас обрушились, и как мы их решаем

Спецоперация на Украине и уход с рынка иностранных компаний кому-то серьезно спутали карты в бизнесе, кому-то, наоборот, стали шансом забрать освободившуюся часть рынка. Наша компания производит АЗС Benza и топливные колонки. Иностранные фирмы всегда были для нас серьёзным конкурентом. Когда они ушли из России, мы обрадовались. Но не всё так просто.

Итальянская родословная первой колонки Benza

Первые колонки Benza были собраны из итальянских комплектующих. Сборка топливораздаточных колонок на пензенском заводе была налажена в 2006 году. Поставки из Европы были привычным делом, всё доходило, не задерживалось на таможне и не терялось. А ещё это работало как самореклама. Заказчики знали, что получают итальянское качество, поэтому к Benza никогда не было вопросов, что что-то ломается и выходит из строя.

Первый звоночек прозвенел в 2008 году. Колебания курса доллара, спад мировой торговли более чем на 10% и спад экономики еврозоны отголосками долетел и до нас. Стало понятно, что, если мы не поменяем поставщиков комплектующих, завод сдуется. После первой волны добавился кризис 2014 года. Рушились логистические цепочки, а цена европейских комплектующих взлетела в разы. Поставщиков из Италии однозначно нужно было менять. А где взять новых? Эта, пожалуй, одна из самых интересных страниц в истории завода, Как мы искали "качественный" Китай.

Плюс 15% к заказам

Задача была выполнена – производство сохранили. В 2015 году разработали свой программный продукт – автоматизированную систему контроля и учета топлива. За последние 7 лет успешно ставим ПО на свои топливораздаточные колонки, что-то успели усовершенствовать, открыли службу техподдержки.

В этом году после ухода с рынка иностранных компаний к заказам в месяц мы получили 15% плюсом. Это можно объяснить и сезонностью – осенью станции Benza всегда хорошо покупаются, – но была и другая причина. На нас обратили внимание сетевые АЗС. На 90% они всегда работали с иностранными фирмами. Ситуация в корне поменялась, когда эти фирмы стали уходить с российского рынка. Местные производители наконец-то получили к себе внимание, которого всегда со стороны сетевых АЗС было мало. К отечественным заводам, что называется, повернулись лицом. Что ж, это радует. Сами того не планируя, в Benze сделали всё возможное, чтобы освоить импортозамещение раньше, чем это стало первоочередной задачей в стране.

Как спецоперация дала нам плюс 15% к заказам в месяц, какие проблемы на нас обрушились, и как мы их решаем

Что не предусмотрели

Радость от количества заказов притуплялась решением вдруг возникших проблем. Во-первых, заказы поползли вверх, когда была объявлена частичная мобилизация. 30% сотрудников производства получили повестки и были вынуждены явиться в военкомат. Перспектива передать всех их в российскую армию разом вводила в оцепление. Среди тех, кто попадал под мобилизацию, – опытные сварщики, потеряв которых, мы серьезно сбавили бы темпы производства. Если брать новых, то нужно время, чтобы научить их работать с такой продуктивностью. Самые худшие ожидания не подтвердились, мы потеряли не все 30%, а 10% людей с производства. Обошлись малым, завод тянет лямку оставшимся составом и не загнулся, как мы того боялись.

Как спецоперация дала нам плюс 15% к заказам в месяц, какие проблемы на нас обрушились, и как мы их решаем

Во-вторых, сроки производства продукции всё-таки увеличились. С заказчиком менеджеры согласовывают 60 дней. Максимально предлагали новенькую станцию со сроками изготовления до 70 дней. Даже для такой крупногабаритной и сложно технической продукции это много! Заказчику нужно быстрее, и что он делает в этом случае? Правильно, заказчик уходит к конкуренту.

И в-третьих, мы поняли, что нам срочно нужно модернизировать некоторые производственные участки, чтобы увеличить их производительность. Завод на данный момент загружен на 100%. Расти дальше без дополнительных производственных мощностей мы не сможем. В перспективе планируем серьезно расшириться, возможно, даже построить отдельный завод.

Вот и получается, что, когда мы грезим, что продажи наши вдруг взлетят вверх, так ли хорошо мы просчитываем, какую дополнительную нагрузку они принесут. Если это полноценное производство, а не "купи-продай", лучше заранее иметь план, как развиваться дальше, если вдруг достигните своего потолка. А он бывает ближе, чем кажется.

33
Начать дискуссию