Экстремальные экскурсии: сколько вложить на старте, как продвигать и с какими трудностями можно столкнуться

Опыт пяти предпринимателей, устраивающих треккинговые туры в Непал, подземные экскурсии в Москве и путешествия на Северный полюс на ледоколе.

Направления: Байкал, Камчатка, Горный Алтай, Эльбрус, Карелия.

Наталия Точиленко, основатель NFR Travel Фото: NFR Travel
Наталия Точиленко, основатель NFR Travel Фото: NFR Travel

Весной 2016 года Наталия Точиленко искала, куда поехать в отпуск. До этого она путешествовала в основном за рубеж и объехала десятки стран. Ей хотелось необычного путешествия, например, в Исландию. Но в интернете нашла более удобный вариант — тур на Алтай. Созвонилась с организаторами, а через несколько дней оказалась в горном Алтае.

«Я была в восторге от красоты тех мест. Настолько же удивил плохой сервис в регионе», — рассказывает Точиленко. Путёвка на 12 дней стоила 45 тысяч рублей, столько же стоили накануне купленные билеты.

Горный Алтай Фото: NFR Travel
Горный Алтай Фото: NFR Travel

Тогда Точиленко два года управляла особняком «Дом Смирнова» в центре Москвы, где организовывала деловые и частные мероприятия. Такие как съезд министров связи стран BRICS или презентацию Porsche Panamera. Усилиями Точиленко в особняке открыли ЗАГС и проводили свадьбы.

Я работала в особняке и общалась с людьми, среди которых были министры и владельцы крупных компаний. Я понимала, что такое хороший сервис.

Наталия Точиленко, основатель NFR Travel

Через полгода после возвращения с Алтая Точиленко решила уйти из «Дома Смирнова», чтобы создать свой туристический бизнес.

«Я хотела делать экстремальные туры с комфортом, не с палатками, на 20 человек, а в небольших группах с хорошим сервисом. Самый большой страх был в том, что не найду подрядчиков. Я не знала, какого уровня есть профессионалы, есть ли обученные гиды», — говорит Точиленко.

Камчатка Фото: NFR Travel
Камчатка Фото: NFR Travel

Два года Точиленко ездила по России, искала интересные места, инфраструктуру и партнёров для будущих путешествий. В этой сфере много стереотипов — что в регионах не с кем работать, нет техники, негде жить. Это оказалось не так, говорит Точиленко.

Открылось много хороших отелей, хотя дешёвых больше. Инфраструктура и люди есть. Но все боятся сложить эти элементы в дорогие маршруты.

Наталия Точиленко

На Алтае есть гостиницы по 50 тысяч рублей в сутки. И там всё забронировано туристами из Москвы и Петербурга. Москвичи предпочитают ехать на три-четыре дня и готовы платить за качество, рассказывает Точиленко.

Прежде чем предложить свои услуги, Точиленко провела эксперимент: выбрала самую отдалённую точку в тайге, куда может добраться человек, — в Кемеровской области, посёлок Тайжесу, деревня Усть-Анзаси, и зимой повезла туда группу, которую собрала из своих знакомых.

Там были сугробы по пять метров, мороз –30 °C, домик заметало под крышу, вертолёт не смог нас забрать из-за снегопада, отсутствовала связь, а шаманы говорили, что придётся ждать до весны. Тем не менее двухнедельная экспедиция прошла успешно — и это была самая сумасшедшая идея в жизни.

Наталия Точиленко

На этом туре Точиленко не заработала, ей важно было поверить в свои силы.

После такой тренировки Точиленко запустила продажи. Первые туры на Байкал запланированы на конец февраля 2019 года — три группы по шесть человек. Цена трёхдневного тура составляет 110 тысяч рублей за человека, без билетов.

Байкал Фото: NFR Travel
Байкал Фото: NFR Travel

В компании два направления:

  • Частные путешествия по России для иностранцев.

  • Активные туры по России — частные и в мини-группах.

Частный тур отличается тем, что готовится под определённую группу людей, учитывает их пожелания. Готовый тур в мини-группе — собирают желающих, не обязательно знакомых людей, тур идёт по стандартному маршруту в определённые даты.

Работа с иностранцами — более длительный процесс, заключение договора может длиться до шести месяцев: это высокие требования, индивидуальные решения и высокая стоимость тура. Работать с такими клиентами прибыльно, но их немного, поэтому только на таких турах начинающему туроператору выжить трудно, говорит Точиленко.

Камчатка Фото: Uri Magnus
Камчатка Фото: Uri Magnus

Поэтому NFR Travel стала параллельно заниматься внутренним туризмом. «В России мы предлагаем частные туры и туры в группах по пять-шесть человек с хорошими условиями — дорогие гостиницы, собственный повар, техника и экипировка», — добавляет Точиленко.

Целевая аудитория — топ-менеджмент крупных компаний, собственники крупного бизнеса, то есть люди с достатком выше среднего.

У меня много знакомых из этого сегмента по предыдущей работе в «Доме Смирнова». В такой сфере одни и те же люди — сегодня они заказывают день рождения, завтра едут на Байкал.

Наталия Точиленко

Ещё оказалось, что люди не хотят путешествовать в одиночку или даже парами, для поездки важна компания, новые знакомства и впечатления.

Вложения и продвижение

Основные расходы на создание компании — $200 тысяч за два года.

«Один из участников рынка знал меня по работе и дал деньги на собственный бизнес, когда я ушла из особняка», — говорит Точиленко.

Условия получения инвестиций не раскрываются. Деньги Точиленко потратила на исследования рынка и поиск партнёров по всей России, отработку маршрутов. За опытом летала за рубеж, изучала организацию треккинговых и паломнических туров, например, в Тибете.

В $200 тысяч также входит стоимость разработки сайта и реклама.

«У меня не было готовой концепции сайта, приходилось всё время что-то дорабатывать», — рассказывает Точиленко.

Сайт делал фрилансер, который жил в Португалии. На создание ушло около 1 млн рублей, большая часть этих денег пошла на подготовку контента — авторских фотографий и текстов.

Точиленко сделала ставку на продвижение в Instagram, где два года рассказывала о своих путешествиях. По её словам, первые клиенты приходили из этой соцсети.

Мы проводили опрос в Instagram, чтобы выяснить, готовы ли люди платить 100–200 тысяч рублей за путешествия по России в мини-группах. Примерно 50% ответили, что не готовы, так как за эти деньги можно поехать за границу. Но остальные 50% готовы платить.

Наталия Точиленко

Первые три тура на Байкал раскупили за семь дней. «Мы потратили 5000 рублей на продвижение в Instagram, но это результат двухгодичной работы с аудиторией», — рассказывает Точиленко.

Байкал Фото: NFR Travel
Байкал Фото: NFR Travel

Сейчас у страницы @natasha_fromrussia почти 18 тысяч подписчиков. Чтобы их собрать, привлекали блогеров, которым за два года заплатили около 200–300 тысяч рублей.

Для работы с групповыми иностранными клиентами хорошо работает Google Adwords, за это отвечает молодое агентство из Австрии. А в России контекстная реклама пока не дала результата.

Точиленко нашла партнёров по развитию в России — это компании, которые работают с VIP-клиентами и отправляют русских за границу.

«Мы этим компаниям показали наш подход, теперь они этим же клиентам предлагаем путешествия по России», — говорит Точиленко.

Для работы с иностранными клиентами и агентствами у Точиленко есть партнёр из России, которая живёт во Франкфурте. В начале 2018 года она сама вышла на Точиленко через Instagram, ей понравился подход нового туроператора, и она предложила свои услуги и связи. Теперь она строит партнёрскую сеть для NFR Travel за рубежом.

Благодаря этому партнёрству мы поняли, как устроен туристический luxury-рынок на Западе, прежде всего в Европе. Это очень важно. Один неверный шаг — и вход туда будет закрыт фактически навсегда. Это такая река, в которую нельзя войти дважды. Там старая клубная система, все друг друга знают, на построение репутации надо много времени. Нас постепенно начинают рекомендовать.

Наталия Точиленко

Первоначально в компании удалённо работало два наёмных сотрудника. Точиленко не планировала открывать офис, но работы оказалось больше, срочно пришлось нанять ещё двух человек и открыть офис в Москве.

Перспективы и угрозы

На продажи в туризме влияет политическая обстановка, например, информационный фон вокруг России, вызванный санкциями. Поэтому у NFR Travel два направления, говорит Точиленко.

В то же время, по её мнению, Чемпионат мира по футболу 2018 снял много стереотипов в отношении России у иностранцев. За время чемпионата в Россию приехали 3,4 млн человек, которые были удивлены отличным сервисом и дружелюбием.

Направления: из 170 маршрутов самые необычные, по мнению организаторов, — круиз на Северный полюс на ледоколе, Антарктида, Кольский полуостров, Чукотка, плато Путорана, Шантарские острова.

Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery Фото:  Виктор Анаскин
Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery Фото: Виктор Анаскин

Основатель RussiaDiscovery Вадим Мамонтов ещё школьником увлекался путешествиями. Вместе с друзьями ходил по окрестностям родной архангельской области. Когда поступил в МГУ на факультет кибернетики и вычислительной математики, находить единомышленников стало сложнее.

После университета стал работать в компании «Гарант Сервис» — это разработчик справочно-правовой системы. В 1995 году создал с коллегами свою компанию «Гарант Парк», которая разрабатывала интернет-версию системы «Гарант» и распространяла её десктопные версии.

В 2000 году понял, что не могу без путешествий, и поехал на Камчатку. Там встретил людей, с которыми мы потом объехали много мест: Чукотку, Северные Курилы, Монголию, плато Путорана, Норвегию.

В 2005 году я осознал, что мы вынуждены сами организовывать путешествия, а не пользоваться услугами агентств, и это может стать бизнесом.

Вадим Мамонтов, основатель RussiaDiscovery
Байкал Фото: Алексей Стрелюк
Байкал Фото: Алексей Стрелюк

Бизнесмен продолжал работать в ИТ-сфере — создал компанию «Парк.ру», занимающуюся мониторингом печатных СМИ, которая позже переросла в проект «Парк-Ридер», электронную «читалку». Несмотря на успешный запуск, ридер не смог выйти во второй раунд инвестирования и закрылся в 2013 году.

Свой туристический бизнес Мамонтов с товарищами начал с покупки готового бизнеса. В Карелии нашли агентство «Северо-Западное бюро путешествий», которое приобрели за 6 млн рублей. Открыли офис в Москве. Директора пригласили тоже из Карелии.

«Директор получил кредит доверия, ему выделили ещё 6 млн рублей на создание офиса. Но каждый год показатели ухудшались. За девять лет мы потратили ещё около 6 млн рублей на развитие», — говорит Мамонтов.

Это были собственные средства Мамонтова и его друзей, которые участвовали в этом бизнесе.

В 2014 году бизнесмен решил сменить директора. Возникла дилемма — искать нового управленца или заняться бизнесом самому. Полгода искал кандидата, но не нашёл.

Нужно было перешагнуть через большое количество страхов — до этого я был потребителем туристических услуг, образования в туризме у меня не было. Я понимал, что это бизнес низкомаржинальный и незнакомый.

Вадим Мамонтов

Осенью 2014 года бизнесмен решил заняться управлением сам. «Спустя некоторое время после этого решения курс доллара драматично подскочил, что добавило неопределённости», — говорит Мамонтов.

Изменения

  • Начали с того, что полностью заменили команду — тогда работало пять человек, с которыми расстались. Сейчас в компании 15 человек.

  • Изменили дизайн и функциональность сайта. Сайт делала компания «Стереомаркетинг» из Хабаровска (Юрий Белканов). На сайт первоначально потратили около 700 тысяч рублей, потом были доработки.
  • Изменили фирменный стиль. «На старом логотипе был брутальный бородатый мужик, отображающий представления старшего поколения о туризме — небритый геолог. Нам хотелось более современных ассоциаций», — говорит Мамонтов. Логотип меняли с Артёмом Горбуновым («Бюро Горбунова»). Стоимость разработки не раскрывают.
  • Сократили количество туров — из 500 программ оставили половину. Убрали нерентабельные короткие туры, чтобы сконцентрироваться на продаже более дорогих продуктов. Сейчас в агентстве 170 программ.

  • Улучшили описание туров, подобрали фото с авторскими правами.

RussiaDiscovery — туроператор и турагентство одновременно. Это значит, что некоторые программы они организуют сами, а некоторые только продают.

Круиз на Северный полюс Фото: Dietmat Denger
Круиз на Северный полюс Фото: Dietmat Denger

«В большинстве случаев мы турагентство, то есть продаём программы операторов-партнёров в разных регионах», — говорит Мамонтов.

Комиссионное вознаграждение агентству при продаже активных туров выше — 15–20% , для обычных туров — 7–12%. Это связано тем, что продажа активного тура более трудоёмка, у клиентов таких туров больше вопросов, на работу с ними надо больше времени.

Мы сознательно отказались от модели агрегатора, так как в этом случае не можем гарантировать качество.

Вадим Мамонтов

В агентстве несколько направлений:

  • Каталог — готовые туры, в которые может поехать любой желающий.

  • Индивидуальные туры — путешествия, которые учитывают пожелания заказчика.

  • Корпоративный сегмент — тимбилдинги, бизнес-встречи и стратегические сессии для компаний.
  • Въездной туризм — иностранцы, которые приезжают через зарубежные агентства или напрямую.
  • Экспедиционные круизы — к примеру, на Северный полюс, Командорские острова, остров Врангеля или в Антарктиду.

Целевая аудитория — средний класс и топ-менеджеры, которые выбирают путешествия со смыслом, ищут впечатлений и новых знакомств. 80% клиентов из Москвы, рассказывают в компании.

Байкал Фото: Алексей Стрелюк
Байкал Фото: Алексей Стрелюк

Есть туры в Карелию за 9000 рублей, а есть за 200 тысяч рублей на Шантарские острова и круизы на ледоколе за $30 тысяч. За 2018 год компания заключила 2000 договоров. Объём продаж составил около 180 млн рублей.

Продвижение

Основной трафик компания получает из поисковиков, сайту уже 14 лет, он хорошо индексируется, говорят в компании. SEO-специалисты работают на аутсорсе в Волгограде. Но в компании есть и внутренняя экспертиза.

У компании есть свои страницы в Facebook, «ВКонтакте», YouTube, Instagram.

От использования контекстной рекламы в агентстве отказались из-за её неэффективности.

Зато используют электронную рассылку — это не главный канал лидогенерации, но позволяет напоминать о себе подписчикам, отмечают в RussiaDiscovery. В списке рассылки несколько тысяч адресов.

Киты. Шантарские острова Фото: Сергей Доля
Киты. Шантарские острова Фото: Сергей Доля

Эффективно работают мероприятия — компания ежемесячно проводит несколько лекций, где рассказывает о путешествиях. На такие лекции RussiaDiscovery собирает до 100 гостей.

Чтобы их привлечь, агентство делает анонсы в социальных сетях и на TimePad, отправляет рассылку своим подписчикам. Несколько раз в год агентство проводит большие мероприятия, где собирает до 1000 человек.

Перспективы и угрозы

Главная угроза — недостаток мест для размещения и сложности логистики. Во многих регионах монопольное владение транспортом, например, вертолётами, это сказывается на стоимости туров, говорит Мамонтов.

Глэмпинг на Кольском полуострове Фото:  Игорь Юдаков
Глэмпинг на Кольском полуострове Фото: Игорь Юдаков

У страны большие возможности, но по-прежнему немного мест для комфортного проживания на природе. Поэтому компания думает над созданием собственных мест размещения. Например, глэмпинг — гламурный кемпинг, это возможность жить в дикой природе, но с высоким уровнем комфорта и сервиса.

Туристы живут в больших шатрах, спят на полноценных кроватях. Это не очень дорогие решения, и они могут эксплуатироваться не только летом, рассказывает Мамонтов.

«Путешествия со смыслом»

Направления: треккинговые туры в Непал, Испанию («Путь Сантьяго»), Ирландию.

Дмитрий Решаков, основатель проекта «Путешествия со смыслом» Фото: «Путешествия со смыслом»
Дмитрий Решаков, основатель проекта «Путешествия со смыслом» Фото: «Путешествия со смыслом»

Дмитрий Решаков работает инструктором по йоге с 2005 года. Свои первые туры он создавал вокруг единомышленников, которые ходили к нему на занятия.

В 2012 году он собрал первую группу для треккингового тура в Непал. Треккинг — движение по пересечённой местности. Для Решакова это тоже был первый тур по такому маршруту.

Чем сложнее мероприятие, тем важнее цельность и однородность группы. Приезжают люди в новую сложную обстановку, где высокая физическая и эмоциональная нагрузка, часто бытовые сложности, и тогда люди начинают проявлять свою настоящую сущность. Ты должен создать действие, на остальное сил нет. Были случаи, когда участники не выдерживали и уезжали.

Дмитрий Решаков, основатель «Путешествий со смыслом»

В первый тур по рекомендации знакомых наняли местного англоговорящего гида. Он отвечал за маршрут, решал вопросы с ночёвками и питанием. Его услуги стоили около $15 в сутки.

После своего первого маршрута Решаков понял, что нет ничего сложного в организации таких туров, следующие группы вёл уже сам. Тем более местные гиды старались предлагать не лучшие места для ночлега и питания, а те, за которые получали комиссию.

Непал Фото: «Путешествия со смыслом»
Непал Фото: «Путешествия со смыслом»

В 2015 году к Решакову присоединилась Анастасия Касниковская, девушка ходила к нему на занятия по йоге. Она предложила помощь в организации туров. Совместно они стали проводить по 5–6 туров в год. Она взяла на себя часть организации — логистику, маркетинг, помощь в самих турах. Кроме организации туров она проводит собственные занятия по йоге в Москве.

До этого у Касниковской было агентство «Арт-проект “Другая сцена”», которое организовывало концерты и мероприятия, например, концерты групп «ДДТ», «Би-2», фестиваль «Дикая мята». Агентство Касниковская закрыла, когда увлеклась йогой.

«После опыта организации рок-концерта водить группы из 15 человек совсем не трудно», — говорит Касниковская.

Структура цены тура

Организаторы подчеркивают, что минимально зарабатывают на турах, стараясь часть организации перенести на участников, чтобы экономить. Это не тур под ключ — организаторы включают в стоимость тура только базовые опции, остальное туристы приобретают сами.

По словам Касниковской, поднять цену означает привлечь другую аудиторию с другими запросами, а это уже не так интересно с точки зрения сообщества и общих ценностей.

Цена двухнедельного тура составляет около 50 тысяч рублей. Авиабилеты стоят около 30 тысяч рублей, участники тура покупают их сами.

Непал Фото: «Путешествия со смыслом»
Непал Фото: «Путешествия со смыслом»

Питание, отдых, ночёвки на маршруте организованы в лоджиях. Лоджии — это деревни для стоянки туристов. Ночлег в лоджии стоит около 300 рублей за ночь и входит в стоимость тура.

Питание не входит в стоимость, так как у всех разные потребности. Туристы покупают то, что им нравится на стоянках. В день на питание уходит около 1000 рублей. Еда очень простая — рис, овощи, бобовые, лепёшки.

Транспортного сообщения нет, всё заносится наверх портерами, носильщиками, поэтому маленькое яблоко на высоте может стоить как целый обед. Его там совсем по-другому ценишь.

Дмитрий Решаков

В цену тура входят ежедневные занятие по йоге.

Страховка оплачивается отдельно — около 1000 рублей в день.

60% стоимости тура это непосредственные затраты на тур, 40% — прибыль, из которой оплачиваются билеты организаторам, их нахождение в туре, питание и ночлег.

Каждый из двух организаторов на таком туре зарабатывает от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

«Но если прибыли не будет, я поеду на свои деньги», — говорит Решаков.

Но главный источник дохода — занятия йогой и семинары. Такие туры — дополнение, которое приносит разнообразие и доставляет удовольствие сообществу, формирующееся вокруг организаторов.

Продвижение

Решаков придерживается той идеи, что нужные люди приходят сами.

Больших вложений в продвижение они не вкладывают.

Организаторам таких туров не нужно думать про заработок вообще — это должно быть хобби и доставлять удовольствие. Если заработал — хорошо, если нет — ничего страшного, зато полезно провёл время.

Дмитрий Решаков

Привлечением клиентов занимается Касниковская. После деятельности её агентства осталось около 300 небольших сообществ, которые создавались под мероприятия и концерты. В каждом сообществе от 100 до 400 человек. Касниковская использует лояльность аудитории и делает публикации о турах в этих группах.

У проекта есть страницы в Facebook и во «ВКонтакте», группы набираются и оттуда. В один из туров в Испанию «Путь Сантьяго» набрали группу из 15 человек, сделав одну публикацию в соцсетях.

Непал «Путешествия со смыслом»
Непал «Путешествия со смыслом»

Касниковская тратит около 500 и 900 рублей на продвижение одной публикации во «ВКонтакте» и Facebook соответственно.

Кроме социальных сетей информацию о маршрутах размещают на дружественных экскурсионных сайтах, которым платят комиссию в 5%.

«Недавно сделали сайт за 35 тысяч рублей. Его делал фрилансер. Сайт нужен не для привлечения клиентов, а для иллюстрации туров», — говорит Касниковская.

Перспективы

Я не заметил, чтобы интерес к таким турам заметно рос, скорее перспективы есть у внутреннего туризма. Но в Непале больше развита инфраструктура, отлажена система, она часто примитивная, но она работает.

Дмитрий Решаков

Деятельность: экскурсии на крышу, Санкт-Петербург.

Анастасия Красицкая, основатель «Панорамик руф», с мужем Фото: «Панорамик Руф»
Анастасия Красицкая, основатель «Панорамик руф», с мужем Фото: «Панорамик Руф»

В 2012 году Анастасия Красицкая организовывала свою свадьбу в Санкт-Петербурге. Она хотела сделать романтичную фотосессию на крыше. В интернете нашла человека, который обещал туда провести.

Ни экскурсии, ни особой романтики не было — мы тихо поднялись на чердак, а потом с трудом вылезали на покатую крышу из маленького окошка. На каблуках на крыше можно было только стоять. Как таковой услуги не было.

Анастасия Красицкая, основатель «Панорамик руф»

Фотографии получились красивые, а сама идея организовать компанию легальных экскурсий с тех пор не покидала Красицкую.

Четыре года они с отцом пытались организовать бизнес — узнавали, запрашивали, искали похожие экскурсии за границей. Но аналогов легальных экскурсий в Санкт-Петербурге ещё не было.

Начало бизнеса

В 2016 году у Красицкой появилось время — она была в декрете и не хотела сидеть без дела.

На создание проекта ушёл год. Первое — нашли подходящую крышу.

Крыша должна быть безопасной. Чтобы её можно было отремонтировать, заключить договор аренды, на крышу должен вести отдельный и безопасный вход для туристов, у неё должно быть хорошее расположение в центре города.

Анастасия Красицкая
Фото: «Панорамик Руф»
Фото: «Панорамик Руф»

Чтобы найти крышу, которая соответствовала бы требованиям, обошли около 200 крыш. Подходящая нашлась на Лиговском проспекте, 65.

Помогло и то, что примерно в это же время, в феврале 2013 года, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обещал рассмотреть вопрос о легализации экскурсий на крыши.

Сразу начал работу Комитет по развитию туризма — они подключили прессу, дали нужные контакты. Проект «Доступные крыши» компании «Панорамик руф» стал первым легальным экскурсионным сервисом на крыши в Петербурге. Пока у компании только один объект, куда они водят экскурсии.

Подготовка к работе:

  • Составили инструкцию для туристов и персонала, утвердили её в МЧС. «Шаблонов не было, смотрели аналогичные или экстремальные виды отдыха, например, верёвочных парков»,— говорит Красицкая.

  • Заключили договор аренды с управляющей компанией здания. На аренду уходит в зависимости от сезона около 30–50 тысяч рублей в месяц.

  • Пригласили фирму для проверки несущих конструкций крыши, чтобы было официальное заключение о её состоянии.
  • Получили согласие жителей — для этого провели собрание.
  • Подготовили экскурсионную программу. В этом помог методист Музея Блокады.
  • Подготовили саму крышу для проведения экскурсий. Старые ограждения высотой 0,8 м заменили на новые высотой 1,10 м — по стандартам промышленного альпинизма. Подложили акустический материал, чтобы жителям не было слышно шума. Сделали нескользящий мостик с перилами.

На крыше расположены башни местной ПВО, их строили в Петербурге в 1920 годах. Сейчас их около 160 по всему городу. Раньше они принадлежали Министерству обороны, а сейчас разрушаются — «Панорамик руф» отреставрировала «свою» башню.

Всего в обустройство крыши вложили 600–800 тысяч рублей.

Фото: «Панорамик Руф»
Фото: «Панорамик Руф»

Продвижение

Вначале принимали участие в туристических форумах, там искали гидов, которые приходили со своими клиентами. Разместили информацию на агрегаторах: Airbnb, Sputnik, Tripster.

Клиенты приходят от агрегаторов и партнёров.

Сайт сделал фрилансер за 30 тысяч рублей.

От контекстной рекламы пришлось отказаться из-за высокой цены клика. Первую страницу заняли руферы-нелегалы со своими рекламными предложениями, конкурировать с ними по цене неэффективно, говорит Красицкая.

Из нестандартных методов мы пробовали делать рекламу на асфальте. Это нелегально, поэтому от такой рекламы больше неприятностей (например, телефон попадает в автоматический дозвон). Мы быстро от этого отказались, говорит Красицкая.

Фото: «Панорамик Руф»
Фото: «Панорамик Руф»

Бизнес-показатели

«Мы проводим экскурсии каждый день. Но в таком бизнесе есть сезонность. Зимой за день приходит от двух до пяти человек. Летом для нас высокий сезон, в день проходят до 100 человек», — рассказывает Красицкая.

Экскурсия стоит 600 рублей.

20% от этой стоимости получает агрегатор, на котором размещена экскурсия. 10% уходит на расходные материалы: одноразовые шапочки, влажные салфетки, воду в бутылках, а также на амортизацию оборудования — каски, бинокли, пледы, содержание крыши.

Фото: «Панорамик Руф»
Фото: «Панорамик Руф»

В компании восемь гидов, которые работают посменно. Бухгалтер — на аутсорсе.

Был координатор проекта, который занимался маркетингом, но он переехал в Москву, замены ему пока не нашли. Красицкая специально пошла в бизнес-школу, чтобы завести нужные контакты, в том числе найти маркетолога.

Зарплата гида — от 500 рублей в час, зависит от количества человек в группе и общей загрузки. Если гид работает весь день, ему доплачивают за обед и транспорт.

Дороже стоят детские и иностранные группы — 1000 рублей в час. С детскими группами работать сложнее — их проводят в форме викторины, чтобы удерживать внимание аудитории.

Планы и угрозы

Я хочу добавить ещё от трёх до пяти объектов. У туристов разные запросы, одной крыши мало — кто-то хочет не просто смотровую площадку, а пешую экскурсию, кому- то интересно увидеть Неву. Мы думаем об организации романтических свиданий на крышах, это требует других условий.

Анастасия Красицкая

Угрозы — нелегальный рынок руферов, участники которого могут снижать цены на свои экскурсии. Но государство ужесточает меры по борьбе с теми, кто нелегально проникает на крыши. Уже приняли в первом чтении закон о штрафах для руферов, говорит Красицкая.

Деятельность: подземные экскурсии с диггером в Москве.

Никита Дубас пришёл в диггерство ещё студентом, в 2009 году.

Я читал записки диггеров начала нулевых — это так называемые «диггеры МГУ», они считаются корифеями. Узнал про очередную подземную речку, взял пару друзей. Мы купили костюмы, фонарики и впервые спустились под землю.

Через несколько лет понял, что могу проводить экскурсии лучше тех, кто на этом зарабатывает. К тому же я занимался изготовлением и продвижением сайтов, поэтому мог сам сделать себе сайт

Никита Дубас, диггер, основатель проекта «Авторские подземные экскурсии с диггером»

Параллельно разместил свои экскурсии на агрегаторах за комиссию в 20%. Это было выгодно бизнесмену и агрегаторам.

Фото: www.подземный-гид.рф
Фото: www.подземный-гид.рф

«По очень сложным маршрутам экскурсии не провожу, так как там опасно, можно поскользнуться или даже провалиться. Нет цели создать ненужную активность. На маршруте я предупреждаю о сложностях, здесь важна сосредоточенность, нарушения техники безопасности чреваты травмами», — говорит Дубас.

Занятие сезонное. Всего за сезон с апреля по октябрь Дубас проводит экскурсии для 20–25 групп. Ему помогает девушка-диггер.

Фото: www.подземный-гид.рф
Фото: www.подземный-гид.рф

Выручку он не раскрывает.

Клиенты чаще обеспеченные. Хотя есть и студенты, говорит Дубас.

Затраты и продвижение

По словам Дубаса, цена на его экскурсию не изменилась с 2010 года — 2500 рублей.

Затраты на экскурсию: бахилы от воды (из общевойскового защитного комплекта) стоят 150–350 рублей за пару, их хватает на две-три экскурсии, фонари — по 3500 рублей, около 1000 рублей аккумулятор, амортизация автомобиля, бензин.

Снаряжение часто приходится обновлять из-за экстремальных условий его эксплуатации.

Фото: www.подземный-гид.рф
Фото: www.подземный-гид.рф

Прибыль с одного клиента — 890 рублей. Выгодно водить группы от четырёх человек, а оптимально — десять человек. Самая большая группа, которую Дубас спускал под землю, — 70 человек. Для этого пришлось привлекать помощников.

Свои предложения Дубас размещает на агрегаторах — Sputnik, «Экстремальная Москва».

Свои экскурсии Дубас продвигает через SEO. Контекстную рекламу Дубас не использует — по его мнению, на сайт переходят те, кому интересна тема подземелья, а не те, кто хочет приобрести экскурсию.

Клиенты приходят из социальных сетей. Есть SMM-специалист, которого Дубас дополнительно мотивирует — платит комиссию 500 рублей за каждого клиента из соцсетей.

Перспективы и угрозы

Перспективы туманны со стороны закона. Это нелегальные экскурсии, и вряд ли они поменяют свой статус. Статья 20.17 Кодекса об Административных Правонарушениях предусматривает штраф за нахождение под землёй.

Хотя за последние шесть лет ни разу не штрафовали, я предупреждаю об ответственности до экскурсии. Я предоставляю выбор.

Никита Дубас
99
2 комментария

Почему ни кто не говорит об объеме рынка? ИМНО, он крошечный - сотни полулегальных организаторов борются за сотню-другую клиентов.

Ответить

"Частные путешествия по России для иностранцев."

Норм рынок, но вход не 200к зеленых.

Ответить