Как открыть бизнес за рубежом: личный опыт

В 2022 году я открыл ИТ-компанию в Астане и стал резидентом ИТ-технопарка Astana Hub. Это заняло 2 месяца от начала сбора информации до получения первых заказов из-за рубежа. В этой статье поделюсь личным опытом, расскажу о процедуре регистрации, бюджете на открытие филиала и первых результатах для бизнеса.

Почему я выбрал Казахстан

Больше 12 лет назад я основал digital-агентство полного цикла Webtronics. За время работы мы реализовали более 200 проектов в России и несколько проектов из других стран: ОАЭ, Италия, Казахстан. Чтобы расширить географию работы, а также запустить на международный рынок наш новый сервис по SEO-продвижению, было необходимо открыть филиал компании за рубежом.

Рассматривая варианты регистрации бизнеса в разных странах, мы придерживались ключевых критериев: низкая налоговая нагрузка, отсутствие языкового барьера, доступная система регистрации.

Из возможных вариантов я выбрал Казахстан по ряду причин:

  • Налоговые льготы в Astana Hub. Это крупнейший IТ-технопарк в Центральной Азии, участники которого освобождаются от уплаты НДС, корпоративного и индивидуального подоходного налога, социального налога на нерезидентов (подробнее о льготах в Astana Hub).
Как открыть бизнес за рубежом: личный опыт
Как открыть бизнес за рубежом: личный опыт
  • Удобство языковой среды. Практически все в стране говорят на русском языке, что упрощает общение и процесс регистрации. Все заявки и документы также принимаются на русском.

  • Простая система регистрации. Открыть Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) в Казахстане относительно легко. Я смог это сделать всего за одну неделю.

  • Мораторий на проверки малого бизнеса. В Казахстане до конца 2023 года исключены внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства, что существенно упрощает развитие бизнеса.

Процедура регистрации ТОО

На процедуру регистрации ТОО у меня ушло 2 недели и состояла она из 6 этапов.

Этап 1: получение ИИН

Для открытия компании в Казахстане физическому лицу — будущему учредителю ТОО прежде всего необходимо получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН) — аналог российского ИНН. Он необходим для открытия расчетных счетов в банках, получения банковских карт, перевода платежей и взаимодействия с органами власти.

Для получения ИИН необходимо обратиться в Центр обслуживания населения — аналог российского МФЦ. Здесь потребуется предъявить загранпаспорт и уже через несколько дней документ будет готов бесплатно.

«В Казахстане иностранные IT-специалисты и учредители IT-компаний могут бесплатно получить ряд государственных и партнерских услуг, проконсультироваться по регистрации и налоговым льготам в Astana Hub. Такая возможность реализована по принципу «одного окна» в «Экспат Центре МФЦА»

Поскольку я планировал стать участником IT-технопарка Astana Hub, мне помогли оформить ИИН в «Экспат Центре МФЦА». Он был готов в течение 2 рабочих дней.

Этап 2: оформление ЭЦП для физлица

Для дальнейшей регистрации компании следовало оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП) физлица. В это мне также помог «Экспат Центр МФЦА». Они оформили ЭЦП в день моего обращения.

«Если вы решили открыть бизнес в Казахстане, рекомендую сразу после получения ИИН и ЭЦП зарегистрироваться на сайте государственных услуг Казахстана eGov. Это облегчит процедуру регистрации компании и поможет сэкономить кучу времени»

Этап 3: поиск помещения и оформление гарантийного письма

Для регистрации юрлица необходимо оформить помещение, за которым будет закреплен юридический адрес компании. На этом этапе мне повезло — найти офис помог знакомый из Казахстана, с которым мы сотрудничали уже несколько месяцев. Он оформил гарантийное письмо, в котором было указано, что компания располагается по определенному адресу в Алма-Ате.

Таким образом, мне не пришлось искать риелтора и платить за аренду. Я получил гарантийное письмо совершенно бесплатно.

Этап 4: регистрация компании на сайте eGov

На заключительном этапе регистрации следовало оформить заявку на сайте eGov и приложить к ней следующие документы:

  • ИИН,
  • ЭЦП,
  • загранпаспорт,
  • документ о местонахождении компании,
  • заявка на регистрацию компании.

Через несколько дней после подачи документов мне присвоили БИН — бизнес-идентификационный номер — и зарегистрировали компанию в Казахстане.

Этап 5: оформление ЭЦП для ТОО

После получения БИН я снова обратился в «Экспат Центр МФЦА» при Astana Hub, где мне помогли оформить ЭЦП для ТОО.

Этап 6: выбор банка для открытия расчётного счета и карты ТОО

Мои критерии выбора банка для ТОО были достаточно простыми:

  • наличие филиала в Астане;
  • возможность открыть расчетные счета для нескольких валют: тенге, рубли, евро и доллары для удобства расчетов с предпринимателями из разных стран;
  • выгодный курс рубля к тенге.

Сравнив все критерии, я выбрал Jusan Bank и решил открыть там четыре счета в разных валютах для ТОО, бизнес карту для оплаты нужд компании, а также обычную дебетовую карту физлица. В отделении попросили заполнить простую анкету и предоставить документы:

  • загранпаспорт,
  • ИИН,
  • БИН,
  • приказ о вступлении в должность директора.

Так, за неделю я получил четыре расчётных счета для ТОО: в тенге, рублях, евро и долларах, а также пластиковую карточку банка Jusan Bank Business и обычную дебетовую карту. Оформление всего этого «набора» обошлось примерно в 500 ₽.

«Для физических лиц в Казахстане работают карты платёжной системы МИР «Сбера» и других российских банков. С их помощью можно конвертировать тенге в рубли с комиссией 1%»

Процедура регистрации в Astana Hub

Astana Hub — крупнейший IТ-технопарк в Центральной Азии. Его участники получают помощь при регистрации компании и налоговые льготы. Подробнее о проекте можно прочесть на сайте Astana Hub, который доступен на трех языках: казахском, русском, английском.

Чтобы зарегистрировать свою компанию в Astana Hub, мне потребовалось чуть меньше месяца. Вся процедура делится на 3 этапа.

Этап 1: создание личного кабинета на сайте Astana Hub

Я зарегистрировался через ЭПЦ, создал свой личный кабинет и заполнил профильную анкету о компании.

Этап 2: подача документов

К заявке участника Astana Hub необходимо приложить документы:

  • БИН;
  • загранпаспорт;
  • бизнес-план;
  • ИИН;
  • договор аренды помещения;
  • сведения о количестве планируемых к привлечению нерезидентов и резидентов для реализации проекта;
  • выписка об отсутствии налоговой задолженности, которую нужно оформить через сайт eGov;
  • данные о расчетных счетах компании.

Договора аренды помещения у меня не было, а гарантийное письмо, которое я оформлял для регистрации ТОО, не подошло для участия в проекте Astana Hub. В течение недели я нашел подходящий офис, который обошелся мне в 36 000 ₽ за год.

Бизнес-план тоже пришлось писать с нуля. Он оформляется по определенной структуре из 15 разделов. Сведения, необходимые к описанию в бизнес-плане, представлены на сайте технопарка в разделе «Документы для ознакомления».

«Скажу честно, я очень сильно запарился делать этот бизнес-план. Подошел к вопросу со всей серьезностью: работал над ним две недели, создал массивный документ из 50 листов, в котором детально прописал стратегию продвижения компании и нашего SEO-сервиса.

Сейчас понимаю, что можно было отнестись к этому спокойнее. У многих участников Astana Hub бизнес-план был гораздо проще и при этом регистрация прошла успешно. Но, могу сказать точно, составление такого документа помогло структурировать мысли и планы, что положительно сказалось на развитии компании»

Этап 3: обработка заявки и решение комиссии

Ответ пришел в течение 15 рабочих дней — нам подтвердили статус участника. Таким образом, 16 ноября Astana Hub одобрили нашу компанию Webtronics, и мы стали полноценными участниками бизнес-индустрии Казахстана.

Бюджет на открытие филиала

На открытие филиала у меня ушло около 170 тысяч ₽. Какие расходы я понес:

  • Аренда жилья

В течение 2 месяцев снимал несколько квартир в Астане, стоимость которых варьировалась от 1000 до 1500 ₽ в сутки. В целом на аренду жилья я потратил около 75 000 ₽.

  • Расходы на поездку

Билет из Москвы до Астаны стоил 16 000 ₽ в одну сторону. На дорогу туда и обратно ушло 32 000 ₽.

  • Уплата пошлин и обязательных платежей

Подача документов проходила без обязательных платежей, кроме загранпаспорта, который я оформил еще в России за 3 000 ₽ и оплаты услуг банка при открытии расчетных счетов и карт в размере 500 ₽.

  • Консультация бухгалтера

Чтобы не наделать ошибок в отчетах и вовремя платить налоги, мы воспользовались услугами бухгалтера в аутсорсинговой компании. Это обошлось нам в 22 260 ₽ в месяц.

  • Аренда офиса

Аренда офиса, которую я оформил для регистрации в проекте Astana Hub, стоила 36 000 ₽ за год.

Других расходов у меня не возникло. Услуги переводчика не понадобились, так как все заявления можно подавать на русском языке. Часть документов мне помогли оформить бесплатно в «Экспат Центре МФЦА» при Astana Hub.

Результат

Практически сразу после регистрации в Astana Hub у нас появились первые заказы. К нам обратились два клиента из Казахстана — компании, которым мы оказываем услуги комплексного SEO-продвижения. Кроме того, мы начали сотрудничество с компанией из Германии, для которой создаем мобильное приложение.

Работать с иностранными компаниями через Россию было бы гораздо труднее, поэтому с появлением филиала в Казахстане у нас открылась новая ниша для развития.

Всего за 2 месяца я смог зарегистрировать свой первый филиал за рубежом и ни разу не пожалел об этом. У нас появились новые возможности, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Главное — не бояться трудностей. Все решаемо!

<p>Андрей Черноусов</p><p>Основатель <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwebtronics.ru%2F&postId=600897" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">компании Webtronics</a>, </p><p>создатель <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwebtronica.ru%2F&postId=600897" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">SEO-сервиса Webtronicа</a> </p>

Андрей Черноусов

Основатель компании Webtronics,

создатель SEO-сервиса Webtronicа 

44
2 комментария

Круто, а я в Сербии за 3 недели управился в регистрации полноценного DOO (аналог нашего ООО) + 2 счета в крупных банках на юрлицо + 1 на физлицо.

Странно, я думал в СНГ быстрей процесс проходить должен.

2
Ответить