{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Японский концепт, поиски аудитории и успешный ребрендинг: как работает цветочная кофейня сразу под двумя франшизами

Владелец кофейни Анна Цепова нашла оригинальный способ, как использовать большую площадь помещения рядом с метро, но к экономической эффективности пришла только после ребрендинга.

Источник: Cofix

Всем привет, это команда Cofix. Мы завели блог, чтобы рассказывать, как и чем живет кофейный бизнес, делиться историями предпринимателей, исследованиями и цифрами по рынку. А их у нас много: за девять лет Cofix открыл вместе с партнёрами более 400 кофеен в Израиле, России, Польше, Беларуси и Казахстане.

Начать хотим с нестандартного кейса. В Москве на Профсоюзной, 56 сразу по двум франшизам работает необычная кофейня, объединённая с цветочным магазином. Причем к бренду Cofix команда заведения пришла через ребрендинг спустя год после начала работы. Мы попросили владельца кофейни Анну Цепову рассказать, как запускался бизнес, почему был выбран такой концепт, что стало причиной ребрендинга, а также сравнить работу под франшизой и без неё. Передаём Анне слово.

Как всё начиналось

В конце 2020 года у нас появилась возможность арендовать помещение в 100 кв. м прямо напротив входа в метро «Новые Черёмушки» в Москве. К тому моменту я уже пять лет занималась бизнесом — был свой магазин цветов по франшизе на Кузнецком мосту, а также опыт в кофейном деле.

Я понимала, что для работы со скоропортящимися продуктами — к ним можно отнести и цветы, и десерты в кофейне — локация определяет чуть ли не 90% успеха. По этому критерию новое помещение подходило идеально. Была у него только одна особенность: отдельно и для цветочного магазина, и для небольшой кофейни 100 кв. м — слишком большая площадь.

Нашла выход, вдохновившись концепцией Aoyama Flower Market TEA HOUSE во время поездки в Японию, где оригинальное кафе вписали в интерьер цветочного магазина. По задумке получалось отлично: пока ждут оформление букета, люди могут выпить или взять с собой кофе. А посетители кофейни — оценить зелёный интерьер и приобрести понравившееся горшечное растение или керамику. Вместе два бизнеса должны были приносить достаточно средств, чтобы такое большое помещение окупалось.

Источник: карты. Пока гости пьют кофе, они могут присмотреть и после приобрести понравившиеся горшечные растения и керамику.

Для работы со скоропортящимися продуктами локация определяет чуть ли не 90% успеха.

Для цветочной части выбрала франшизу «ПРОСТОЦВЕТЫ» — они самостоятельно собирают и присылают в магазин готовые букеты, пополняют ассортимент горшечных растений, поэтому мне не нужно было отдельно нанимать профессионального флориста. Кофейную часть решила делать самостоятельно — опыт работы в сфере был.

Ремонт и подготовка помещения заняли 2,5 месяца: мы сделали небольшую перепланировку, выстроили лестницы из-за перепада высот в помещении, заказали специальные стойки, чтобы растения располагались на нескольких уровнях, оформили витрины и визуальные элементы, поменяли остекление фасада. Открыли кофейню и цветочный вместе, в конце февраля 2021 года.

Источник: картыИз-за перепада высот в помещении нужно было выстроить лестницы.

Первый год работы, убытки и ребрендинг

Цветочный бизнес сразу пошёл хорошо — отличный старт обеспечили продажи на Восьмое марта. Многие узнали о новом магазине, мысленно отметили для себя качество и ассортимент по невысоким ценам, стали заходить за букетами по случаю и без.

С кофейней дело обстояло сложнее. Мы изначально сделали ставку на спешелти сорта, оригинальные обжарки и ценовой сегмент определили соответствующий. Качество продукта, интерьер и общая атмосфера такому ценнику соответствовали. Но практика показала, что жители Черёмушек не готовы столько платить за кофе. Покупатели букетов в магазине «ПРОСТОЦВЕТЫ» тоже — синергия двух магазинов не работала, даже когда мы запускали кросс-промо, раздавали флаеры о перекрестных скидках и так далее.

Сначала кофейня генерировала почти 315 000 рублей убытков каждый месяц, а выручка была в 2,5 раза ниже совокупных затрат на аренду, ФОТ, ингредиенты и прочие расходы. Мы пробовали менять цены, линейку, поставщиков еды, добавлять «зелёные» напитки. Но ситуация не сильно менялась на протяжении года и от сезона к сезону. К Новому году окончательно решили провести ребрендинг и начать работать по франшизе.

Сначала кофейня генерировала 315 000 рублей убытков каждый месяц.

Провели исследование франшиз и остановились на Cofix. В пользу варианта говорило то, что:

  • ценовой сегмент близок к нашей цветочной франшизе и ожиданиям локальной аудитории,
  • узнаваемый международный бренд,
  • в рамках программы ребрендинга отсутствовал паушальный взнос,
  • большая часть текущего оборудования подходила под требования сети — можно было провести ребрендинг быстро и дёшево.

В процессе ребрендинга кофейню несколько раз посетили технические специалисты из Cofix: вместе мы обновили некоторые элементы дизайна, вывеску и другие вещи. Убрали холодильную витрину, которая не подходила по концепции. Всё напечатали, изготовили и установили рекомендованными Cofix подрядчики под контролем франчайзера. Тут я придерживаюсь правила, что лучше отдать задачи людям, которые делали это много раз и делали хорошо.

Франшиза «ПРОСТОЦВЕТЫ» каких-либо дополнительных требований ко второй франшизе в том же помещении не ставила. Партнёры тоже были заинтересованы, чтобы другая половина проекта заработала как надо. Тем более, что как раз в процессе ребрендинга нас застал февраль 2022 года.

Перезапуск и особенности последнего года

Перезапуск состоялся в апреле 2022 года. К тому моменту наши франчайзеры уже адаптировались к изменившимся условиям рынка и наладили альтернативные цепочки поставок: мы не почувствовали каких-либо сложностей из-за СВО ни в партнёрстве с Cofix, ни с «ПРОСТОЦВЕТЫ». Хотя логистика из-за санкций на растения, конечно, в первое время была сложнее — цветок доставляли по неделе вместо нескольких дней, что сказывалось на ценах. Но со временем и эти вопросы франчайзер решил — теперь всё работает отлично.

Источник: карты. Вывески «ПРОСТОЦВЕТЫ» и Cofix, а также уютный интерьер видно прямо от входа в метро.

Переход под франшизу Cofix для нас получился очень удачным. С первого дня после открытия в несколько раз увеличился поток клиентов. Удачная локация начала работать благодаря узнаваемому бренду и подходящему ценовому сегменту. Даже несмотря на снижение стоимости на кофе и десерты, месячная выручка выросла в девять раз, а экономика проекта наконец вышла в плюс — чистая прибыль составила почти 20% от оборота или 350 тысяч рублей в месяц.

Месячная выручка выросла в девять раз, а чистая прибыль составила почти 20% или 350 тысяч в месяц.

Рынок тоже работал на нас. Конечно, многие были потрясены случившимся в стране, у кого-то на фоне высокой инфляции снизились доходы. Но я глубоко убеждена, что в любой ситуации люди будут стараться сохранить ритуалы и больше радовать себя, особенно когда им сложно. Не откажутся от привычной чашечки кофе, будут также работать в кофейнях, просто при необходимости перейдут на более доступный вариант. Вместо спешелти предпочтут просто качественный бренд зернового кофе, такой как Cofix.

Источник: карты. По мнению Анны, люди не откажутся от привычной чашечки кофе, будут также работать в кофейнях, просто при необходимости перейдут на более доступный вариант.

Это же наблюдение касается и нашего цветочного бизнеса. Люди ищут маленькие радости и возможности порадовать себя, близких и коллег, поэтому чаще покупают цветы. Не только на дни рождения, гендерные праздники или в честь каких-то формальных поводов, но и просто так. Восьмое марта в 2023 году стало самым успешным за семь лет, которые я занимаюсь цветочным бизнесом.

В любой ситуации люди будут стараться сохранить ритуалы и больше радовать себя.

Франшиза: за и против

У меня есть как опыт работы по франшизе, так и самостоятельного ведения бизнеса. Когда дело касается скоропортящихся продуктов, где важны оборачиваемость и максимальная организованность процессов, а также нет времени на эксперименты, я отдаю предпочтение франшизе.

Здесь для себя вижу только плюсы, если работать с известной компанией, которая давно занимается развитием франшизы, вылечила все её детские болезни, слышит франчайзи и готова меняться. Вот некоторые из преимуществ такого формата:

  • Лучше цены на ингредиенты и оборудование. У франчайзеров оптовые условия закупок, налаженные логистические коридоры. Кроме того, через партнёра проще и дешевле закупать оборудование и комплектующие. Бывает, что на открытом рынке ждать новую деталь для кофемашины или холодильника нужно неделю, а у франчайзера она есть здесь и сейчас.
  • Узнаваемый бренд и отлаженный маркетинг. Как в цветочном, так и в кофейном бизнесе это играет большую роль и обеспечивает больший клиентский поток. Компании вкладываются в продвижение бренда, создают креативы и проводят рекламные кампании, развивают программу лояльности — не нужно делать это самостоятельно.
  • Помощь с точки зрения HR. Проще найти сотрудников в компанию с узнаваемым именем. Также франчайзер готов помочь с подменным персоналом из других кофеен сети, если ваши сотрудники заболели, и берет на себя заботы по обучению работников. В целом, франчайзер может подстраховать и выручить абсолютно по разным вопросам.
  • Все процессы отлажены: бери и делай. Многие выбирают франшизу, потому что так проще запустить бизнес без опыта. Но и для серийных предпринимателей — это тоже хороший вариант, который работает, приносит деньги и при этом требует гораздо меньше включённости в операционное управление.

Некоторые называют франшизу компромиссом, который ограничивает предпринимателя: предлагать можно только определённый ассортимент, закупать составляющие у конкретных поставщиков, постоянный контроль и проверки. Конечно, тут нет предпринимательского творчества в наивном понимании.

Например, мы не можем просто собрать букет по просьбе клиента на месте — его нужно либо заказать заранее, тогда его соберет франчайзер на производстве и доставит нам, либо выбрать из уже имеющихся предложений. Или может быть неудобная программа для документооборота. Так, во взаимодействии с Cofix используется «Сфера» от Сбера — поменять её на что-то другое нельзя. Но эти минусы ни в какое сравнение не идут по сравнению с тем, что франшиза позволяет построить работающий бизнес и качественно удовлетворять запрос клиента. А это главное.

«Чтобы бизнес наших франчайзи работал как часы, мы регулярно проводим аудит кофейни, проверяя соблюдение стандартов сети по шести блокам: санитария и безопасность, витрина, качество напитков, персонал и управление кофейней, сервис и активные продажи, чистота и техническая исправность, — комментирует руководитель отдела франчайзинга Cofix Екатерина Панова. — Проверка проводится по чек-листу из 80 пунктов. В то же время, мы максимально гибко подходим к запросам наших франчайзи и их желанию открывать кофейни с другими видами бизнеса на одной территории. Как показывает опыт магазина на Профсоюзной улице, кофе и цветы сочетаются друг с другом очень хорошо».

«Ключевая особенность франшизы «ПРОСТОЦВЕТЫ» в том, что у нас есть централизованное производство. На нем мы собираем флористические и монобукеты и потом развозим в магазины франчайзи. Благодаря этому продавец может не обладать флористическими навыками: он просто получает готовую товарную матрицу и работает с ней. Это делает порог входа ниже, а нам позволяет контролировать эстетическую сторону вопроса, — делится руководитель проекта «ПРОСТОЦВЕТЫ» Юлия Рогачёва. — Объединение в одной локации кофейни и цветочного магазина оказалось очень удачным решением, которое позволило эффективно наполнить площадь. Этот кейс показал, что такой формат работает не только в Японии и Европе, но и в России. Так что мы можем только поприветствовать всех, кто захочет повторить этот опыт: готовы помочь со своей стороны и будем рады встретиться с кофейнями Cofix на одной территории».

Опираясь на свой опыт, могу только советовать франшизы «ПРОСТОЦВЕТЫ» и Cofix как по отдельности, так и вместе. Они правда хорошо сочетаются друг с другом. Особенно это пожелание касается молодых предпринимателей — если есть классная проходимая локация и нет желания набить шишки в процессе роста, это будет лучшим решением. Ведь как и в цветочном, так и в кофейном бизнесе главное — делать его в правильном месте с правильным партнером.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Nika Znamenskaya

Люблю читать такие статьи, спасибо что поделились своим опытом в бизнесе. Порой тоже хочется открыть небольшое уютное кафе, но очень много страхов.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Азарян

спасибо ,было приятно и интересно читать об опыте в таком бизнесе ,вроде кажется что все не так сложно ,а когда вчитываешься понимаешь ,что много труда вложено

Ответить
Развернуть ветку
СберКорус

Добрый день! Нам показался очень любопытным ваш комментарий относительно сервиса «СФЕРА.Курьер» для электронного документооборота с контрагентами. Не могли бы вы подробнее рассказать, что именно показалось неудобным в работе?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Цепова

Добрый день, не хотелось бы никого обидеть, уверена, что разработчики очень старались, но каждый раз это испытание при использовании, постоянно возникают ошибки, не хватает каких-то прав, хотя подгрузили абсолютно все, что можно еще при регистрации, общались со службой поддержки и тд, переодически документы не подписываются, через неделю они каким-то чудом ровно при тех же действиях могут просто подписаться, никто толком не может помочь, когда возникают проблемы, это все началось с самого момента регистрации, я довольно терпеливый человек, но меня программа доводит практически до нервных срывов😅 увы.. может нам просто не повезло🤷🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dima Katin

Пока гости пьют кофе, они могут присмотреть и после приобрести понравившиеся горшечные растения и керамику.
Полезное с приятным и кофе попили и цветок приобрели

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Дружинин

Это и кофе выпить и цветок купить, умно

Ответить
Развернуть ветку
андрей сергеев

Интересный кейс, не припомню еще в Москве кофейню, в которой так много зелени, а оказалось, что тут еще и две франшизы объединены

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Мухамбаев

Вы говорите, что ранее было открыто заведение со спешелти кофе. А какие цены были до этого? Насколько я помню, в кофиксе от 90 рублей стоит кофе, в зависимости от размера. И как думаете, поток клиентов увеличился за счет знания бренда или только из-за цены на кофе?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Тихомиров

Почему не решили снизить стоимость на кофе, вместо того, чтобы делать ребрендинг?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Подскажите, как долго проходил ребрендинг? 2-3 месяца?

Ответить
Развернуть ветку
Алина Ахмедьянова

Классный кейс, но не особо верится в увеличение выручки в 9 раз.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Колиничев

Вы ведь уже успели наработать базу гостей на свой спешелти кофе, как они отнеслись к тому, что теперь их любимой кофейни нет?

Ответить
Развернуть ветку
Rosamund Hardman

Моя любимая кофейня) Работаю в этом бизнес-центре и всегда утром захожу за стаканчиком кофе)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Денисова

Неужели на кофе с собой можно делать такие большие выручки? Они же на каждом шагу

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Васильева

Работаю в том же БЦ, где расположен Кофикс. Интерьер кофейни очень красивый. Пожалуй, это единственное место в здании, где приятно находиться) Цветочный магазин тоже очень нравится. Всегда можно найти стильный букет за адекватные деньги.
Я сама заметила, что после ребрендинга посетителей действительно стало гораздо больше. Раньше многие сотрудники утром заходили в несетевую кофейню на входе в БЦ. Теперь часто вижу в лифте людей со стаканчиками Кофикс, а кофейня с первого этажа БЦ в прошлом месяце съехала. Видимо, не выдержала конкуренции, хотя пережила даже пандемию.
Также очень интересно было бы сравнить выручку Кофикса с One price: они тоже находятся в нашем здании, и в течение дня сотрудники БЦ заходят за кофе именно туда.
Пусть у One price нет своего помещения, и это всего лишь точка на фудкорте, но у них есть свои плюсы. Там очень приветливые бариста, которые всегда расскажут про акции и новые напитки. И особенно подкупает то, что бариста в One price помнят постоянных посетителей в лицо и даже по имени, поэтому туда хочется возвращаться.

Ответить
Развернуть ветку
Диана Березина

Очень интересная статья, жаль, что кофе ну совершенно не вкусный. Очень удивляет большое количество людей со стаканами Cofix, потому что никто в моем окружении его тоже не любит... То ли пережаренный, то ли сам сорт такой. Ну, невозможно же пить(

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда