Офлайн Илья Летунов
3130

Три кейса диджитализации: как поменять бизнес-модель и создать новые рынки

В основе цифровой трансформации компании лежат не новые технологии сами по себе, а новые бизнес-модели. Но спланировать переход на новую бизнес-модель сложно: любые планы могут не выдержать «проверки реальностью». Жёсткому планированию есть альтернатива.

В закладки
Аудио

Мы рассмотрим три кейса, в которых радикальные изменения компаний начались с небольших технологических оптимизаций. Ключом к изменению стали эти небольшие изменения в сочетании с внимательностью руководства к возникающим новым возможностям.

Рассказывает Илья Летунов, руководитель платформы Mail.Ru Cloud Solutions.

Как создать новую бизнес-модель, если ты просто охлаждаешь воздух? Источник

Как диджитализация создаёт новые рынки и бизнес-модели

Цифровая трансформация, или диджитализация — преобразование бизнеса с помощью информационных технологий. Говоря о диджитализации, многие фокусируются именно на технологиях и на оптимизации расходов.

Но ключ к трансформации — появление новых бизнес-моделей, которые меняют и создают новые цифровые рынки и экосистемы. При этом у штурвала изменений такого масштаба стоят конкретные компании — лидеры, внедряющие новые технологии для достижения этих целей.

Расскажем про три нецифровые компании, которые в 2014–2017 годах создали совершенно новые бизнес-модели с помощью диджитализации.

Поставщик мелких деталей стал цифровым маркетплейсом

Поставщик мелких деталей производит болты, гайки и чуть более сложные детали. Рынок насыщен, множество однообразных продуктов конкурируют по стоимости, качество товара у всех игроков примерно одинаковое. Как на таком рынке выжить? А стать лидером?

Цифровая трансформация началась с небольших улучшений контроля процессов. Внедрили сбор информации о том, как клиенты используют детали. Сделали мобильное приложение для инженеров клиентских компаний, в котором получали обратную связь по каждой детали: когда поставлена, в какой партии, какой брак и так далее.

Это помогло быстрее узнавать от клиентов, что не так. Но позже в компании осознали, что по полученным данным можно автоматически формировать заказы на производство деталей, которых не хватает клиентам. Контроль закупок перешел от клиента к производителю, который научился предугадывать потребности клиента.

Так родилась новая бизнес-модель. Клиентам она оказалась так удобна, что они сказали: «Хотим, чтобы детали всех поставщиков отслеживались на вашей платформе по такой же схеме». Производитель деталей стал маркетплейсом, через который проводят продукцию все крупные поставщики. Возник новый digital-рынок, который компания быстро захватила, потому что была готова экспериментировать с предиктивной аналитикой и стратегическим планированием.

В итоге завод превратился в ИТ-компанию. Сейчас компания Mapal — известный маркетплейс по доставке закупок.

Производитель автомобильных кресел стал логистическим сервисом

Компания 15 лет производит сиденья для автомобилей. В компании решили оптимизировать поставки. Объединили производственное оборудование под общим управлением, снабдили машины для перевозки кресел логистическими датчиками, автоматизировали отгрузку и приемку. Системы контроля и внесения изменений в поставку стали работать автоматически.

Задачу решили — точный контроль минимизировал простои конвейера и сократил время нахождения кресел на складе.

Но ещё в компании стали видеть, сколько кресел находится у клиентов, какие у них потребности и когда сколько кресел нужно поставить. Компания перестала загружать склады клиентов лишними креслами и сэкономила им миллионы.

Так родилась новая бизнес-модель. Компания построила универсальную систему автоматизации логистической цепочки, которая подходит для поставки чего угодно – кресел, продуктов, оборудования.

Завод по производству кресел стал логистическим сервисом Schnellecke Logistics, который предоставляет компаниям платформу для производства и поставки товара клиентам в нужном количестве и в нужное время. Они научились продавать логистику как сервис, по сути, создали этот рынок и стали на нем первыми.

Производитель кондиционеров научился «продавать воздух»

Компания занимается очисткой воздуха в промышленности. Их основной бизнес — продажа кондиционеров и их обслуживание. Эффективность кондиционера зависит от того, как с ним обращаются, для обслуживания нужен эксперт.

В компании решили, что ключ к улучшению — люди, обслуживающие кондиционеры. Компания обладает массой статистики по использованию своих кондиционеров и точно знает, как их лучше эксплуатировать. Никто другой в этом так не разбирается.

И клиентам сказали: «Мы настолько хорошо знаем свой продукт, что готовы предугадывать, когда нужно его заменить, когда провести техобслуживание. Готовы предоставлять гарантии и людей, знающих, когда провести профилактику или ремонт».

Так родилась новая бизнес-модель. Сейчас компания продает не кондиционеры, а охлаждение воздуха как сервис. Клиент оплачивает кубометры кондиционированного воздуха.

Всё, что касается обслуживания, замены и работы специалистов, предоставляется бесплатно, оплачивается реальный объём воздуха, который прошёл через кондиционер. Сегодня Kaeser Kompressoren продаёт «воздух как сервис». Она даёт компании уникальное преимущество.

Цифровая трансформация — следующая ступень эволюции ИТ

Эти три компании трансформировались, потому что улучшали отдельные процессы с помощью технологий и одновременно анализировали ситуацию. Они увидели, как перефокусировать бизнес, чтобы стать «рулевыми» на новых рынках, которые сами создали.

То же возможно в других сферах, куда еще не пришла диджитализация. Владельцы аптек могут интегрировать кассовые терминалы с базами данных, чтобы контролировать наличие лекарств и высылать новые партии по необходимости.

Строительные компании могут устанавливать датчики в коммуникационные системы домов, чтобы вовремя фиксировать снижение проходимости труб, перегрев проводки, неравномерное распределение тепла. Кто знает, какими будут эти рынки завтра? Каким будет ваш рынок?

Как прийти к цифровой трансформации и открыть новые возможности для бизнеса

К диджитализации можно прийти разными способами. Исследовательская компания Gartner утверждает, что первый этап трансформации — определение целей. Почему вы хотите измениться, зачем это нужно? От этого зависит выбор нужных инструментов.

С другой стороны, инструменты трансформации нужно «приручить». Правильный подход — быстро пробовать новое и получать результат (идеология fail fast). Эксперименты с «негативным» результатом помогают сократить пространство для поиска. Поэтому важно договориться с командой, что каждый маленький эксперимент не обязан приносить прибыль. Когда вы найдёте жилу, вы вызовете экскаватор.

Многие компании находятся на пороге трансформации, но им мешает непонимание подхода fail fast: они пытаются окончательно выбрать технологии до того, как получат нужную информацию. Но технологии не внедряют в вакууме, их надо «подружить» с вашим бизнесом с помощью экспериментов.

Инструменты диджитализации и их внедрение:

  1. Технологии обработки данных: машины помогают обрабатывать данные и принимать эффективные, но неочевидные решения.
  2. Автоматизация: два из трёх наших кейсов начались с неё.
  3. Облачные технологии: мощность облачной IT-системы быстро масштабируется, поэтому можно поставить эксперимент по тестированию бизнес-модели любой сложности без рискованных капитальных вложений. Да и многие новые технологии первым делом появляются в облаках.

Компании со сложившимися процессами часто внедряют трансформационные технологии «по частям». Отлаженные процессы ведутся по-старому, а в более гибких — разработке, тестировании, новых проектах — пробуют новые технологии. Так сотрудники получают опыт, который в случае успеха можно внедрить уже во всех проектах компании.

Момент трансформации

Компания проходит цифровую трансформацию не столько из-за новых технологий и инструментов, сколько благодаря изменениям в бизнес-модели. Однако нужные изменения, которые приведут к лидерству конкретную компанию, трудно предсказать и положить на дорожную карту: всё, что можно предсказать, обычно уже кто-то предсказал и занял своё место на рынке.

Более системный подход на пути к цифровой трансформации — не идеальное планирование, а путь маленьких улучшений. Ведь в трёх наших кейсах именно небольшие улучшения и локальные оптимизации в итоге привели к масштабным изменениям, которые вышли далеко за пределы отдельных компаний и затронули их рыночную экосистему.

Так что для диджитализации главное — быстро выдвигать и тестировать новые гипотезы и подходы. Ну и заметить момент, когда стоит решиться на пивот.

Желаем вам поймать свой момент. Но для этого придётся поэкспериментировать :)

Что важнее всего компаниям для цифровой трансформации?
Мощная ИТ-команда, которая может быстро внедрить новые технологичные решения
Чёткое видение целей компании на уровне руководства
Мощная рыночная аналитика, компания имеет быстрый доступ к новейшим трендам на рынке
Консалтинг по прохождению цифровой трансформации
Гибкая бизнес-модель, команда легко перестраивается на новые цели
Ваш вариант (в комментах)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Летунов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 23, "favorites": 110, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 77205, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 31 Jul 2019 16:03:35 +0300" }
{"average":26427,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 77205, "author_id": 127919, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/77205\/get","add":"\/comments\/77205\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/77205"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199132, "last_count_and_date": null }
2 комментария

Популярные

По порядку

5

Важны все элементы в той или иной степени, перечисленные в списке. Кроме этого, я бы добавил использование методик креативного решения проблем и изучение истории для поиска идей. Инновационные бизнес-модели - это результат творческой рекомбинации моделей из смежных и абсолютно противоположных отраслей.

Ответить
2

Так сказать в любом бизнесе открывать голубые океаны. Раньше я думал это можно сделать перепозиционированием, но идея с повсеместной оптимизацией, это интересно.

Ответить

Комментарий удален

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }