{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

6 ключевых принципов расчета экономики проекта, о которых часто забывают

Когда понял, что просчитался...

Отдельной и, по моему мнению, краеугольной частью любого проекта хоть для нового, хоть для действующего бизнеса является предварительный расчет экономики проекта. Как показывает опыт, эта часть является самой слабой у большинства предпринимателей – обычно она набрасывается, так сказать, «на коленке», с ОГРОМНОЙ долей условности при оценке основных показателей. Получается что-то вроде того (утрировано, конечно), но все же весьма близко к реальности для многих:

«- так, парочку работников я всяко тысяч за 50 найду;

- себестоимость примерно … рублей;

- там прочее всякое-разное, я думаю, тысяч … выйдет;

- налоги (я что, еще и налоги должен платить?), ну вроде на упрощенке процентов 15 с прибыли…».

Такой подход, конечно, позволяет приблизительно прикинуть хоть в какой-то степени финансовые показатели проекта, однако его неприемлемая погрешность влечет сплошные минусы – либо возникает слишком радужное видение проекта (легко и непринужденно повалятся миллионы прямо сразу), либо, наоборот, слишком негативное (чересчур завышаются затраты и проект может остаться мертворожденным).

Для вполне адекватного расчета экономики проекта следует соблюдать всего лишь шесть ключевых принципов (они, конечно же, всем понятны, но, к сожалению, зачастую осознаются лишь после потери денег и закрытия бизнеса, поэтому не лишним будет напомнить):

1) определяйте средние цены на все необходимые в проекте материалы, услуги и прочее на основе РЕАЛЬНЫХ цен (т.е. не просто цифры, которые указывают в рекламных материалах). Нужно обязательно запросить коммерческие предложения у возможных поставщиков. Кроме того, не стоит забывать про НДС, который многие контрагенты могут не указать в своем прайсе (если проглядеть этот момент, то дополнительные 20% к цене для неплательщика НДС вряд ли вызовут бурный восторг). Для новой компании желательно эти средние цены еще и увеличить процентов на 10, учитывая волатильность и прочие возможные трудности – например, отгрузка со склада на другом конце города, а доставка за счет покупателя;

2) правильно определяйте требования к помещению и оборудованию. Снять помещение под пищевое производство и выяснить, что оно не проходит по санитарным или пожарным требованиям, – это классика. То же относится и к оборудованию – если сам в сфере деятельности проекта не профи, то нужно либо найти адекватного специалиста-консультанта, либо самостоятельно изучать тему (особенно мнения тех, кто эксплуатирует оборудование, а не продавцов). Это позволит достаточно точно определить реальный размер затрат (причем это могут быть самые крупные статьи затрат в проекте);

3) обязательно учитывайте кассовые разрывы – когда они возможны и как их покрывать. Кассовый разрыв в новом проекте – неизбежность, и вопрос лишь в том, из каких источников его финансировать. Чем более адекватно к этому подойти, тем меньше седых волос появится;

4) определите возможности рынка труда для своего проекта – есть ли требуемые специалисты и какова их цена. Если в городах-миллионниках важна лишь последняя, то в городах помельче все может быть не так радужно, особенно в случае потребности проекта в узких специалистах высокой квалификации (их может быть всего-то несколько и каждый нарасхват). Если придется переманивать специалистов, то необходимо заранее учитывать цену этого в экономике проекта;

5) обязательно выясняйте РЕАЛЬНУЮ ставку заемного финансирования. И лучше всего брать верхний предел ставок, чтобы потом не слишком удивиться суммам в графике платежей;

6) обязательно учитывайте непредвиденные расходы (как минимум 10-15% от общих затрат). К сожалению, для любого проекта непредвиденные расходы (зачастую никакой фантазии не хватит предусмотреть все возможные ситуации) – это закономерность и потому их нужно обязательно закладывать в бюджет.

Должное внимание к расчету экономики проекта с соблюдением описанных принципов позволит получить адекватное представление о потенциале планируемого к запуску бизнеса.

Самым правильным подходом, хотя и относительно занудным, является предварительный достаточно подробный расчет экономической части либо в специальной программе, либо в Excel. Именно для таких предварительных расчетов я предлагаю использовать мои универсальные шаблоны Excel, функционал которых можно попробовать бесплатно.

На моем ресурсе также можно заказать индивидуальную разработку бизнес-плана целиком или только финансово-экономической части:

Мой Telegram-канал: eu_my_business_plan

0
1 комментарий
Игорь Раду

Расчёты везде полезными будут, тем паче в экономической части, тут и проверять после машинного расчёта можно

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда