«С тобой не будут работать крупные артисты, если тебя никто не знает»: организатор концертов из Челябинска о бизнесе

О заработке, структуре бизнеса в регионах и сочетании творчества и предпринимательства рассказал владелец студии звукозаписи и прокатного агентства в Челябинске Илья Соколов.

Илья Соколов​
Илья Соколов​

Быть организатором концертов и фестивалей — это не только весело проводить время под любимую музыку, но и брать на себя ответственность за распределение финансов и административную рутину. В индустрии я больше девяти лет, и мой путь не всегда строился правильно, но интересно.

От идеи к первым шагам в индустрии

Всё начиналось, как и у многих музыкантов, с желания играть свои песни. На аренду репетиционных точек не было денег, и тогда мне пришла в голову простая и в то же время гениальная идея — открыть собственную репточку, на которой можно зарабатывать, сдавая в аренду, и самим репетировать безлимитно.

Помощником и партнёром был товарищ и коллега по музыкальному цеху. Вместе мы подбирали аппаратуру, искали средства и помещение. Надо сказать, деньги пришлось занимать. Да и знаний в технической части, акустике помещения, маркетинге, ведении дел было не очень много.

Тем не менее первую репточку открыли, и пошли клиенты. Немного, но всё же. Я ликовал. Это был успех.

Через полгода, когда пути с товарищем разошлись, я стал заниматься проектом в одиночку. Поступали предложения озвучивать концерты, заниматься техническим обеспечением площадок. Я брался за всё, где платили хоть какие-то деньги. На начальном этапе это нормально и правильно: набирается опыт, нарабатываются связи.

Ещё через год возникла необходимость записать песни собственной группе. Мы закупили дополнительные микрофоны и стойки. Опыта было мало, поэтому я записал всё сам, а на сведение (обработку отдельных дорожек и соединение их в полноценный трек) отдал исходники внешнему звукорежиссёру. Наверное, он старался, но результат мне не понравился.

Так само собой пришло решение учиться студийной звукорежессуре, чтобы делать весь цикл самостоятельно.

«С тобой не будут работать крупные артисты, если тебя никто не знает»: организатор концертов из Челябинска о бизнесе

Сейчас я работаю в трёх направлениях: выступаю как технический специалист (прокатчик аппаратуры, звукорежиссёр), как организатор и соорганизатор и как музыкальный продюсер фестивалей, концертов, мероприятий. Брать на себя ответственность за все направления одновременно не рекомендую, слишком много работы для одного человека.

Если я прокатчик на мероприятии, подбором артистов занимается организатор. Моя задача — обеспечить хороший звук. Также в мою работу может входить организация шоу: свет, дым, вентиляторы и прочее.

Если я выступаю как организатор или соорганизатор, артистов подбираю я сам или советуюсь с коллегами. Если я музыкальный продюсер фестиваля, подбираю всё сам полностью.

Выбор исполнителя и взаимодействие с артистом

Что касается подбора артистов — тоже всё довольно просто. Главное — следить за тенденциями рынка музыки. Наблюдать, кто популярен, кто сколько может привести зрителей на концерт, кто ведёт активную жизнь в социальных сетях, какая у кого аудитория и так далее. Также важно понимать, придётся ли артист «в тему» на конкретном мероприятии.

Если откровенно, есть только две категории артистов: те, кто собирает зал и делает кассу, и те, кто зал не собирает и кассу не делает. Всё остальное — стиль, жанр, возраст и прочее — для бизнеса имеет мало значения.

У всех артистов есть сайты, страницы в социальных сетях. Где-то там обязательно есть контакт менеджера или директора, того человека, с которым можно обсудить условия выступления (или райдер), даты, гонорар и все иные вопросы.

С инициативой о концерте могу выступать я, как организатор, или продюсер и сам артист. Если артист известен, обладает активной базой поклонников по всей России и за её пределами, то на исполнителя выходят сами организаторы. Анализируя ситуацию, райдеры, гонорар, прочие требования артиста, становится ясно, выгодно сотрудничество или нет. Если выгодно, тогда обсуждается конкретика.

Те артисты, которые только начинают гастрольную деятельность, выходят на контакт сами. Их условия зачастую, но далеко не всегда, более лояльны и скромны.

Собственно, ровно то же самое происходило и с моей группой Lasar, когда мы только начинали: мы сами везде лезли, спрашивали, договаривались, условия для организаторов были максимально лояльны.

С течением времени, наработкой опыта и обретением известности мы сдвигаем вектор в сторону более выгодных условий для нас. Такой подход верный, если артист собирает залы и делает кассу — и организаторы это прекрасно понимают.

«С тобой не будут работать крупные артисты, если тебя никто не знает»: организатор концертов из Челябинска о бизнесе

О техническом и бытовом райдере

Каждый пункт в техническом райдере нужен, чтобы обеспечить хорошее шоу. И зачастую там есть несколько вариантов одной позиции, например, артисту нужна барабанная установка определённых фирм и моделей.

Если нет возможности поставить на площадку ни один из озвученных вариантов, то всё обсуждается с менеджером или звукорежиссёром артиста, если он есть. Далее райдер утверждается письменно, чтобы избежать недопонимания с той или другой стороны.

Также в договоре прописываются все форс-мажоры и возможные проблемы. Если концерт отменён по вине площадки, то платит площадка, если по вине артиста — то артист, если по природным обстоятельствам — тут как договоришься, бывает по-разному. Зачастую концерт просто переносится.

У гастролирующих артистов в технических райдерах всё по делу и без лишних понтов. А в бытовом райдере бывают варианты, читать их точно стоит внимательно. Некоторые артисты закладывают пункты, которые нацелены на проверку внимательности и подхода организаторов. Если что-то кажется уж совсем диким, можно обсудить с менеджером или самим артистом.

Из необычного в райдерах, например, одна японская группа попросила привезти им в гримёрку 12 бутылок русской водки. Другой коллектив, кажется из Англии, попросил отсортировать мармеладных мишек по цветам и поставить их в гримёрку в разных мисках: это как раз был тот случай, когда артист проверяет внимательность организатора к райдеру.

Однажды мы работали с артистом из Южной Африки, его просьба была простая — покататься на лыжах после концерта. Но у нас было лето, и этот пункт райдера выполнить было невозможно, наш отказ артист принял с пониманием.

Ещё диджей из Англии сказал: «Слушайте, вы, русские — самые безумные, я это знаю. И я уверен, у вас тут есть какой-нибудь максимально безбашенный клуб. Отведите меня в этот клуб после концерта, и обратные билеты на самолёт я куплю за свой счёт!». От такого предложения мы, конечно, не могли отказаться.

А бывает, что исполнитель, коллектив или менеджер предъявляют необоснованно высокие требования. Зачастую это либо совсем начинающие артисты, либо те, кто когда-то был известен, потом пропал на 15 лет и сейчас вновь хочет окунуться в славу. Что тем, что другим надо чётко понимать: если ваши требования не соответствуют уровню ваших сборов, то работать с вами не будут.

Но многие музыканты крайне интересные личности. Со многими есть о чём поболтать. Бывает, артисты просят организовать экскурсии по городу или каким-то специальным местам. И это тоже довольно интересно.

Адекватного человека видно сразу: он нормально общается, вежлив, контактен, отвечает на вопросы и поддерживает диалог. Потому что такой человек ведёт бизнес и его цель — с минимальными издержками заработать максимум денег. Цели организатора и артиста в этом случае полностью совпадают.

«С тобой не будут работать крупные артисты, если тебя никто не знает»: организатор концертов из Челябинска о бизнесе

Гонорар артиста, расходы на рекламу и прибыль

Артисты недаром скрывают свои гонорары. Я тоже не буду раскрывать конкретные суммы. Любой читатель может запросить сумму гонорара у артиста через сайт или социальные сети. Скажу вот так: самый плохой концерт — это минус много денег.

К счастью, со мной такого не случалось, но ряд коллег попадал в такую ситуацию. А самый хороший — это когда дохода с одного концерта хватает на четыре-пять месяцев вольготной жизни. Что касается количества концертов: так как у меня три направления, то бывает до 40 концертов в год.

На привлечение аудитории и рекламу расходуется от 20% до 35‑40% бюджета концерта. Немного уличных афиш, немного флаеров в местах скопления целевой аудитории и иногда анонсы по радио. Основной канал — таргетированная реклама в интернете.

Чтобы войти в этот бизнес, нужно много денег и большой опыт. Либо делать всё поэтапно. Но даже при наличии денег и опыта не всё даётся легко. Тут, как и везде в России, многое завязано на знакомствах. Если тебя никто не знает, заказывать твои услуги не будут, если касаться проката и технического обеспечения. И с тобой не будут работать хоть сколько-нибудь крупные артисты.

Особенности концертного бизнеса

Я не часто хожу на концерты в свободное время, но выбираю всегда что-то такое, где меня знатно развлекут и с технической стороны всё будет хорошо. В основном меня приглашают или сами артисты, или коллеги-организаторы-прокатчики. Покупал билет за деньги на концерт за это время всего три-четыре раза. Из артистов, чьи выступления мне нравятся, могу выделить Стинга, Григория Лепса и Милен Фармер.

В концертном бизнесе довольно остро стоит вопрос специфики города. Мы работаем по уральскому и сибирскому регионам и не раз занимались организацией различных мероприятий вроде Дня города. Где-то прям очень хорошо проходит, где-то не совсем.

Например, в областных городах организаторами концертов зачастую выступают местные чиновники или бизнесмены в рамках PR-кампании. При этом сам заказчик не вполне понимает задачи, которые должны решаться благодаря выступлению. И уж тем более заказчик не учитывает потребности самой аудитории, и в таком случае получить положительный отклик от зрителей не всегда возможно.

Горожане не понимают, в чём вообще смысл мероприятия, и говорят что-то вроде: «Лучше бы дороги сделали нормальные и инфраструктуру». А если заказчик всё хорошо проанализировал, качественно подготовился, понимает, что и зачем он делает, — всё проходит прекрасно. Со всеми этими вопросами мы можем и всегда готовы помочь.

2626
16 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Хорошая шутка, без сарказма))) Но если серьезно, то джапы ещё те любители поквасить

1
Ответить

Интересная статья, интересный бизнес

1
Ответить

В свете последних событий интересно, были ли проблемы с запретами (или попытками запрета) определённых артистов и с какими проблемами организатор может столкнуться в таком случае. 

1
Ответить

Каких событий? Вы про православных активистов применительно к концертам? Если про них, то вас не смущает, что они очень резко всплыли в СМИ и столь же резко ушли на дно? Зато илу намутили столько, что до сих пор всем кажется, что вот-вот, из-за угла очередной черносотенец выскочит?

1
Ответить

((

Ответить

Такое себе чтиво

1
Ответить