Как открыть свой бизнес. Микропредприятие, регистрация в налоговой, обслуживающие системы

«Как открыть свой бизнес?» - этот вопрос волнует, пожалуй, подавляющую часть будущих предпринимателей.

С чего начать, какую выбрать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности, как определиться с системой налогообложения и многом другом расскажем в этой статье.

Микропредприятия

Регистрируясь как юридическое лицо, предприниматель автоматически становится субъектом малого и среднего бизнеса, т.е. микропредприятием, и остается им до тех пор, пока его доходы не будут выше 120 млн.рублей в год (до вычета налогов), а количество сотрудников - больше 100.

Стоит проверить, не владеет ли государство, общественные и религиозные организации или фонды более чем 25% капитала предпринимателя, и не находится ли более 49% капитала у крупных или иностранных юридических лиц.

Первые шаги

Решая открыть свой бизнес, в первую очередь стоит позаботиться о бизнес-плане. Подробный бизнес-план может помочь получить финансирование от бизнес-ангелов или государства. В последнем случае надо обратиться в центр занятости, где окажут финансовую поддержку открытия бизнеса и помогут разобраться с частью формальностей: форма бизнеса, требования государства (регистрация, налогообложение, отчётность, штрафы), ключевые законы для конкретного дела (нужны ли разрешения, лицензии, уведомления о начале деятельности).

Организационно-правовая форма

Выбирать ОПФ стоит, исходя из конкретных потребностей. Если есть партнёры, то нужно открыть ООО, внести УК, а дальше можно назначить руководителя. Руководитель уже будет представлять интересы фирмы, отвечать за сдачу отчётности и оплату штрафов. По результатам прибыльного года предприниматель, как учредитель, может получить дивиденды. Можно открыть ООО и в одиночку, главное преимущество – предприниматель рискует только внесёнными средствами.

ИП – это физическое лицо, ведущее коммерческую деятельность и зарегистрированное в налоговой. Спрос с ИП меньше: меньше бумаг, меньше отчётности, ниже штрафы, не нужно платить 9% за дивиденды. Но ИПшник рискует своим имуществом. Также для ИП есть ограничения по видам деятельности (нельзя заниматься алкоголем, лекарствами, авиационной и военной техникой, вести банковскую и страховую деятельность).

Также можно зарегистрироваться самозанятым. Самозанятой - это физическое лицо, получающее дополнительный доход. Регистрация происходит просто в приложении, отчётность никакую сдавать не нужно, взносы можно платить по желанию, касса не требуется. Штрафы пока предусмотрены только за сокрытие дохода. Режим самозанятости пока проходит в экспериментальном порядке в 4 регионах, запрещает заниматься перепродажей товара, подакцизными товарами, полезными ископаемыми, работать по договору комиссии/поручения и нанимать сотрудников. Также есть лимит доходов - 2,4 млн, на УСН – 150 млн. С самозанятыми не желают работать практически все крупные фирмы, а при работе с юрлицами самозанятые обязаны платить 6%.

Налогообложение

Вместе с ОПФ нужно выбрать и систему налогообложения. Можно выбрать ОСНО, если контрагенты предпринимателя её применяют или если есть внешнеэкономическая деятельность. У ИП часто есть предпочтение к упрощённым системам, потому что ОСНО требует ведения бух.учета в полном объеме, от которого ИП в принципе освобождены.

УСН доходы (ещё в обиходе 6%) является более выгодной, если расходы составляют менее 60% от суммы доходов, а также, если расходы сложно подтвердить документами или они не попадают в закрытый перечень того, что можно принимать в расход.

ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) предназначен только для производителей с/х продукции и похож на упрощенную систему налогообложения.

ЕНВД (единый налог на вмененный доход) применяется только для отдельных видов деятельности и вскоре может быть отменен.

Патентная система налогообложения также ограничена в видах деятельности и применяется исключительно для ИП.

Отчётность

Отчетность не сдают только ИП на ПСН. У остальных предпринимателей есть обязанности сдавать декларации по налогам, платящимся на соответствующем налоговом режиме.

Отчеты от микропредприятия ждет не только ИФНС, но и ПФР, ФСС, РосСтат.

ФСС не требуется ИПшнику до того, как он наймёт сотрудников. На учёт придётся встать и в ПФР. Индивидуальный предприниматель сотрудником ИП не считается, но платит пенсионные взносы и стоит на учёте в отношении личной пенсии и стажа. Он даже может заключить договор добровольного соцстрахования в ФСС: внести годовой взнос в Соцстрах и со следующего года получать пособия по больничным листам.

Если появляются сотрудники, то появляется контроль трудовой инспекции. Микропредприятиям проще организовать кадровый учёт, можно издать приказ и отказаться от кадровой документации.

ООО сдаёт свой первый отчёт о среднесписочной численности сотрудников не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации компании. В дальнейшем подобный отчет нужно сдавать 1 раз в год.

Как подготовиться к отчетности?

  • Собрать уведомления от ПФР, ФСС, Росстат о том, что предприниматель поставлен на учёт, что необходимо подавать и сколько оплачивать.
  • Уведомить Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Ространснадзор, Федеральную службу здравоохранения и социального развития, МВД, МЧС, Службу государственного жилищного надзора, Роструд о начале деятельности, получить лицензии и разрешения на работу, вступить в СРО, зарегистрироваться в Реестрах.

Поскольку некоторая отчетность сдается только в электронном виде, то потребуется подключиться к системе сдачи электронной отчётности и завести ЭЦП.

ООО и АО могут не иметь печати, если оговорят это в Уставе. Индивидуальный предприниматель может работать без печати вообще. Однако, печать необходима для бланков строгой отчетности. Также наличие печати упрощает взаимодействие с контрагентами.

Банковское обслуживание

Выбирая банк, узнайте про тариф (Ставка, стоимость п/п, перевод ФЛ, снятие, пополнение, валютные перевод, операционный день), дополнительные удобства (e-bank, sms-i, время дозвона, скорость решения вопроса, удалённое обслуживание) и прочитайте отзывы коллег в интернете.

Прием наличных

Даже при работе с физическими лицами с оплатой через р/с необходим кассовый аппарат.

Микропредприятия могут не утверждать лимит остатка по кассе и не нуждаются в инкассации, не обязаны ставить терминал для приёма карт. Нужны только сама касса, фискальный накопитель и договор с ОФД.

Подводя итог, можно выделить 12 шагов к открытию бизнеса:

1. Регистрация в налоговой.

2. Изготовление печати и выпуск ЭЦП.

3. Заключение договора аренды и трудового договора с директором.

4. Открытие р/с, установка кассы.

5. Сбор уведомлений от ПФР, ФСС, РосСтата, об УСН, ИНН на бумаге как физлица для ИП.

6. Заключение договора по ЭДО с ПФР.

7. Получение лицензии, допуски, вступить в СРО.

8. Подача уведомления о начале деятельности, зарегистрироваться в реестрах.

9. Создание бланков документов и шаблонов договоров. Предмет договора должен соответствовать тому, что написано в назначении платежа.

10. Оборудование помещения (уголок потребителя).

11. Внесение уставного капитала.

12. Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность и ответственного за охрану труда на предприятии.

22
2 комментария

Можно подтверждение про 120млн в год.

И вообще сколько бизнесов ты открывал? И насколько сильно помогают ответственные за пожарную безопасность на начальном этапе?