Как вырастить компанию даже в кризисных условиях: пошаговая инструкция от автора метода 7G
Каждый предприниматель хочет видеть, что его компания стабильно развивается, чистая прибыль растет, и все работает, как часы. Кто-то может посчитать, что в современных условиях это слишком смелые мечты. Но все реально, достаточно лишь правильно выстроить работу и придерживаться системности. Почему я в этом так уверен? Потому что у меня есть примеры и кейсы компаний, которые в сложных условиях за последние несколько лет смогли пятикратно увеличить прибыль, работая по методу 7G.
Чтение этой статьи не займет много времени, но я уверен, что даже простое прочтение поможет многим предпринимателям, даст пищу для размышлений и покажет, какие инструменты помогут компании расти и развиваться.
Познакомимся
Но для начала я хочу представиться и начать с небольшого рассказа о себе, чтобы вы понимали, с кем имеете дело, и понимали, какой путь я прошел прежде, чем открыл для себя метод 7G. Это был путь от маленького нестабильно работающего бизнеса до крупной организации с оборотом в 620 млн в год. При этом такой же путь я проходил со своими клиентами уже много раз.
Меня зовут Юрий Гудков, я родился в славном городе Самара, через год как мои родители переехали из Ростова-на-Дону. Свои первые продажи я совершил в 12 лет – собирал у бабушки черешню и продавал. Уже тогда у меня появилось сильное желание совершать «обмен с превышением» – давать чуть больше, чем покупатель ожидает. Позже, во время учебы в техническом университете, вместе с братом мы организовали небольшой бизнес: поставили несколько палаток с молочной продукцией и копченой колбасой, а еще через год наладили оптовые поставки живых цветов из Ташкента и снабжали местных предпринимателей.
Базовое образование инженера-электрика научило меня системно подходить к любому делу. Свои знания в менеджменте и предпринимательстве я усилил, окончив президентскую программу, позже – МВА. А многолетняя практическая деятельность отшлифовала умение управлять бизнес-процессами.
В данный момент я – управляющий партнер в сети клиник лазерной эпиляции с годовым оборотом более 620 млн рублей, эдвайзер в двух очень быстрорастущих компаниях, владелец консалтинговой компании GCG (Gudkov Consulting Group) , которая специализируется на консультационной помощи предпринимателям в расширении бизнеса и увеличении прибыли.
Почему я решил поделиться здесь своей методикой?
Ко мне часто за советом и помощью обращаются предприниматели. Они хотят, чтобы я показал систему, которая дает четкий план с описанием каждого шага, в результате чего чистая прибыль кратно увеличивается, а бизнес выходит на стабильный ежемесячный доход в 5-15 млн. рублей.
Мой девиз «Усиливаю сильных». Я хочу показать, как компания может вырасти вопреки условиям и внутренним «якорям» в стиле: сейчас неподходящее время, это слишком сложно, мы уже уперлись в потолок и т. п.
Почему я решил поделиться своей методикой здесь? Все довольно просто. Во-первых, в преддверии Нового Года принято подводить итоги и ставить цели. Моя методика начинается именно с постановки цели – очень важно трансформировать идею в амбициозную цель и держать на нее курс.
Во-вторых, я убежден, что твое дело должно приносить пользу и помогать другим. Поэтому я бы хотел рассказать о рабочем методе, помочь предпринимателям.
Ну а в-третьих, я испытываю настоящее счастье, когда вижу продолжение роста компаний спустя несколько лет после того, как я помог им настроить систему. Примеров много, самые интересные: 380 магазинов алкогольной продукции, 120 ювелирных салонов, 130 салонов связи, 60 пекарен-кулинарий.
Предисловие
Моя авторская методика построения системы зародилась в 2012 году. Тогда я был СЕО крупнейшей федеральной ювелирной сети в РФ и параллельно развивал бизнес со своим компаньоном – сеть магазинов GPS-навигации для авто и мототехники.
Задачи было две:
- нужно создать и настроить систему в новом развивающемся бизнесе так, чтобы моего личного времени уходило максимум 5-7 часов в неделю;
- компания должна стабильно развиваться и кратно увеличивать доход с помощью продуктивной команды.
У меня уже был опыт работы в настроенной и хорошо функционирующей компании. Но подход в новом бизнесе с ограниченными ресурсами отличается. Важно не упустить основные функции при построении фундамента, но и не перегрузить систему. Я часто встречаю такую ошибку у предпринимателей, начинающих бизнес на энтузиазме и лидерских качествах, которые со временем упираются в потолок от недостатка фундаментальных знаний.
Поэтому я начал экспериментировать, чтобы перенести основные функции из стабильного крупного бизнеса в новый, создать фундамент и сохранить пространство для быстрого роста.
Мои эксперименты привели к тому, что бизнесу я уделял максимум 2-3 дня в неделю, сеть магазинов при этом выросла за 2 года с 1 до 17 магазинов, а прибыль выросла в десятки раз. Так оформилась методика 7G, которая показала свою эффективность во время кризиса 2014-го года.
Основа
Важно сосредоточиться на семи основных элементах системы, четко и последовательно пройти каждый шаг:
1. Goal — прописать цель и идеологию
2. Good team — нанять и продуктивно организовать команду
3. Gross margin — создать доход
4. Great finance — навести порядок в финансах
5. Guarantee — гарантировать качественный продукт
6. Global marketing — настроить поток новых клиентов
7. Growth company — масштабировать компанию
Далее я подробнее расскажу о каждом шаге. А для наглядности приведу пример, как по этой методике мы за 3 года увеличили прибыль международной сети клиник лазерной эпиляции в 5 раз.
Goal
На этом этапе необходимо сформулировать цель и прописать ее на бумаге. Не важно, насколько она покажется амбициозной. Самое главное – определить, зафиксировать и визуализировать ее, «прожить», влить в нее свою энергию.
После этого необходимо определить набор уникальных компонентов и стратегию, с помощью которых вы будете двигаться к цели.
Good team
Когда цель и стратегия определены, важно создать систему, в которой работают только продуктивные сотрудники. А также «заразить» их этой идеей, написать четкий план, где будут ответы на все «Зачем?» и «Как?».
Для этого нужно:
- определить основные и вспомогательные функции организации и адаптировать под свою компанию организационно-функциональную схему, в которой будет учтено все необходимое для реализации стратегического плана;
- оцифровать работу каждого сотрудника;
- построить качественные каналы коммуникации;
- создать культуру компании, которая поощряет успешные действия сотрудников и мотивирует на личную и общую продуктивность;
- не бояться потерять непродуктивных, неэтичных сотрудников.
В случае с сетью клиник, для выполнения этого шага мы настроили несколько дашбордов, которые сделали прозрачным производство продукта каждого сотрудника и создали бизнес-ритм организации для быстрых и качественных коммуникаций.
Gross margin
На этом шаге нужно настроить маркетинг и продажи таким образом, чтобы получить максимально возможный доход. И здесь необходимо сосредоточиться на постоянных клиентах – важно понимать их потребности, чтобы качественно удовлетворить.
Так, в сети клиник мы:
- регулярно проводили опросы постоянных клиентов, чтобы получить достоверную информацию о том, что их волнует, чего они ожидают, как и в чем сравнивают с конкурентами;
- формировали маркетинговую стратегию на основе полученной в опросах информации;
- выстраивали рекламную деятельность;
- мотивировали отдел продаж на максимальные результаты.
Также необходимо работать и с себестоимостью продукта, тогда в итоге мы получим максимальную маржинальную прибыль.
Great finance
Этот шаг требует правильного отношения к финансовому порядку в компании. Настройте систему так, чтобы рост выручки и маржинальной прибыли приводили к еще большему росту чистой прибыли. Это зависит еще и от того, как мы работаем с затратами, как планируем, как контролируем и как оптимизируем. Здесь необходимо:
- настроить финансовое планирование, бюджетирование и контроль;
- разобраться с терминами ТБ, БДР, БДДС, баланс, фонды;
- ввести систему правил, которые позволят сохранять и увеличивать прибыль;
- научить команду ТОП-менеджеров принимать решения на основе финансовых показателей.
Это довольно сложная задача, но интересная. К тому же, финансовый порядок в компании поможет принимать правильные управленческие решения.
Guarantee
Продукт – это основа компании. Важно производить, предоставлять и обменивать качественный продукт, на который вы сможете дать гарантию. Для этого:
- настройте планирование, снабжение и производство продукта;
- пропишите технологию, стандарты и нормативы производства и предоставления продукта компании;
- создайте отдел контроля качества и находите любые отклонения от норм и стандартов;
- улаживайте конфликты сразу же, как выявили;
- обучайте и повышайте квалификацию сотрудников;
- улучшайте технологию производства;
- совершенствуйте компанию в целом.
Global marketing
На этом этапе нужно оглянуться назад. Вот вы сформировали цели и стратегию, создали сильную команду, увеличили «маржу», навели порядок в финансах и производите качественный продукт. Теперь пришло время взяться за маркетинговую стратегию и настроить поток новых клиентов.
Пересмотрите маркетинговую стратегию, по которой работали до этого. Обратите внимание на то, по какому пути идут крупные компании. В моей методике я предлагаю ориентироваться на следующие пункты:
- регулярно выделяйте маркетинговый бюджет на привлечение новых клиентов;
- контролируйте и анализируйте источники получения лидов, тестируйте новые источники;
- используйте партнерства и коллаборации;
- предлагайте вводную услугу;
- настройте ежедневный контроль и анализ всех точек касаний с клиентом;
- старайтесь уменьшить стоимость привлечения нового клиента;
- подготовьте компанию к очень быстрому развитию.
Growth company
Предыдущие 6 шагов приведут к естественному росту компании. Здесь важно понять, что любой бизнес в своем росте развивается по спирали, набирает темп и расширяется.
На этом этапе вы должны проанализировать пройденный путь, чтобы найти точки роста компании и усилить их без потери качества основного продукта.
Не останавливайтесь
Применение метода 7G поможет бизнесу вырасти и увеличить прибыль. Но стоит понимать, что ее мало просто внедрить. Необходимо регулярно ее поддерживать, анализировать каждый этап. Да, это время и труд, но все затраты окупятся с лихвой.
Спасибо всем, кто дочитал мою статью. Я искренне надеюсь, что она даст вам пищу для размышлений и поможет в налаживании бизнес-процессов компании. В преддверии Нового года я бы также хотел пожелать вам никогда не останавливаться на достигнутом. Знайте, что всегда есть точки роста, возможности, которых вы могли не увидеть раньше, и простор для действий. Ставьте себе цели, даже если они кажутся слишком амбициозными. Помните, что они достижимы. Главное – четко обрисовать их в голове, перенести на бумагу и следовать за ними. Ну, и конечно, здоровья вам и вашим близким.