{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Кофе после карантина

Как ребята в банке «Открытие» захотели познакомить 8 c половиной тысяч сотрудников друг с другом. И за 48 часов создали «Кофебота», который ищет компанию для общения за чашкой кофе.

Введение (каминг аут)

Мы хотели написать эту статью в марте, когда получили первую премию за «Кофебота». Потом стукнул COVID, «карантинная» версия фичи не выдержала проверки пользователями, и мы забросили ее на дальнюю полку. В общем, стало не к месту. Теперь на дворе сентябрь, мы получили вторую премию, и больше нет времени ждать. Мы возрождаем «Кофебот» в банке «Открытие», а заодно хотим рассказать об этом удачном, на наш взгляд, некоммерческом проекте энтузиастов.

Как появился «Кофебот»

У любой гигантской компании есть проблема «колодцев». Люди любят работать в своей маленькой команде и не любят коллег в соседнем кабинете. А если ты банк, для тебя это проблема в кубе: все общаются через начальников начальников, а любимые слова в лексиконе банкиров – согласование и эскалация.

Сделать что-то интересное – это тоже проблема в кубе. И как-то вечером будущий продакт оунер фичи снимает трубку и звонит знакомому из ИТ-развития: «Короче, есть идея. Кофебот. Жмешь на кнопку и идешь на кофе с коллегой, который все это время сидел за стеной. Как реализовать?». Из трубки раздается: «Это как «Тиндер» для интравертов? Давай нахакатоним».

Сказано-сделано. За 48 часов 9 команд внутренних разработчиков создали, презентовали и протестировали реально работающие боты, которые соединяли в пару желающих попить кофе. В жюри были ребята из инфобеза, ИТ-развития и будущие пользователи.

Дима Собин, специалист по информационной безопасности, один из авторов Кофебота:

Меня позвали на хакатон как эксперта. Но я обожаю разработку, да и представилась возможность уделать наших разработчиков, поэтому я зарегистрировался как участник. Я ожидал большое количество телеграмм-ботов и выступал против такого решения. Самый безопасный и простой вариант – почта, его я и предложил.

На хакатоне предлагали боты для Telegram, веб-боты, почтовый бот и даже бот на 1С. Победили два решения: «Телеграм + веб-бот», который растиражировали на 7,5 тыс. человек, и «Почтовый бот», который растиражировали на 1 тыс. человек.

Когда у тебя 21 тысяча сотрудников по всей России, так можно: запускаешь сразу два продукта под одним брендом и пользователи одной технологии даже не знают, что есть другая. И для тех, и для других это просто «Кофебот».

Как устроен «Кофебот»

«Телеграм+веб-бот» доступен пользователям через Телеграм и веб-интерфейс на интранет-портале компании. Сотрудник банка выбирает, в какой локации он находится (предлагаем на выбор 9 локаций в Москве, Саратове и Ханты-Мансийске) и нажимает кнопку «Хочу кофе». В ответ бот предлагает ему рандомного коллегу, который нажал такую же кнопку в той же локации не позже, чем 30 минут назад.

Эта версия бота работает на Node JS. Макс Бондарев, один его авторов, объяснил выбор метода тем, что на Node JS можно сделать все, а запустить его можно даже на Андроиде. Три часа в день хакатона ушло, чтобы подружить Node JS с MySQL, но в результате от этого решения отказались, и базу данных сделали в обычном текстовом файле в формате JSON.

«Почтовый бот» доступен пользователям в 8 крупных регионах присутствия банка (но не в Москве, не в Саратове и не в Ханты-Мансийске). Работает он так: пользователь пишет письмо на специальный ящик, и ящик генерирует автоматические ответы. В конце цепочки «мэтч» - ящик пишет одновременное письмо двум пользователям из одной локации и просит их общаться друг с другом, исключив его из копии.

Дима Собин, автор «почтового бота», говорит, что подсмотрел прием у товарищей из службы технической поддержки. Они используют ссылки «Mailto», при клике на которые автоматически генерируется готовое письмо с автозаполнением адреса, темой и содержимым.

Недолгая, но счастливая жизнь

В промышленном режиме «Кофебот» проработал в банке меньше месяца: с февраля по март. Но, се ля ви, обстоятельства выше проектов. И это тоже урок.

За первую неделю (еще до карантина) он сгенерил 105 новых контактов у 210 человек. Когда ажиотаж прошел, бот вышел на свой прогнозируемый объем – 4 знакомства в день (два – у почтового, и два – у телеграмного).

Потом карантин и запрет на оффлайн-встречи в компании. За время карантина мы попытались адаптировать бота под онлайн и предложили пользователям просто писать ему, чтобы найти «собеседника» для долгих ковидных вечеров. Идея показала свою полную несостоятельность и сгенерировала лишь пару знакомств. Что неудивительно, потому что виртуальных собеседников нам и так хватает.

Все лето мы сидели и расстраивались, а с начала сентября начали продумывать кампанию по возрождению «Кофебота». Хотим вернуть прежние объемы и опять воинственно разрушать в банке «колодцы». Осталось только дождаться благословения, потому что в компании все еще действует полуудаленный режим, а оффлайн-встречи не приветствуются.

Аналоги

Пока шел карантин, мы видели, что на открытый рынок вышел еще один похожий бот от ребят из ex-Яндекс. И даже поначалу стали думать, что его сделали наши разработчики с хакатона. Оказалось, нет: просто идея сделать упрощенный «Тиндер» пришла не только нам. «Мы чуть больше верим в успех проекта как некоммерческого, внутри вертикальной корпорации, но если аналогичный «Кофебот» полетит и на рынке, будет круто», – считает product owner бота в «Открытии» Зинаида Серебрякова.

0
1 комментарий
Zina Sereb

Эх, как давно это было :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда