Можно ли доверять компаниям, которые собирают слишком много данных?

Вопрос, который волнует каждого, кто хотя бы раз предоставлял свой номер телефона, адрес электронной почты или проживания в любую из компаний, чьими услугами хотел воспользоваться. Сегодня — это довольно привычная практика, а стоит ли из-за неё волноваться, разбираемся мы — банк для ИП Хайс.

Можно ли доверять компаниям, которые собирают слишком много данных?

Компания по доставке еды не сможет выполнить свою услугу, не имея вашего адреса и номера телефона. Кроме того, современные условия, в которых существуют бренды — высокая конкуренция, огромное разнообразие маркетинговых инструментов, новые способы донесения информации о продукте до конечного потребителя — диктуют свои правила.

Сбор данных нужен не только для доставки рекламы (и еды) клиентам, но и для лучшего понимания своей аудитории, чтобы создать более персонализированные продукты. Грубо говоря, зная, что люди устали от кошачьей шерсти на диване и постоянно ищут в интернете способы её почистить, производители диванов внедряют в производство специальную обивку, к которой не липнет шерсть. Но и, конечно, пользуются рекламными возможностями — предлагают каждому, кто столкнулся с данной проблемой, приобрести именно их диван.

Личные данные и чувство безопасности

По данным опроса Cassie, девять из десяти потребителей беспокоятся по поводу защиты личной информации. 92 % опрошенных считают, что компании часто ставят прибыль выше защиты данных клиентов. Люди обеспокоены своей конфиденциальностью и не доверяют компаниям, использующим данные клиентов.

Другое дело — забота каждой конкретной компании о безопасности данных своих клиентов. Важно, чтобы компании защищали личные данные и не подрывали доверие потребителей. Тот факт, что так много клиентов считают, что компании отдают приоритет прибыли, а не защите данных, говорит о том, что компаниям есть, куда развиваться и совершенствоваться.

Исследования это подтверждают. Так, трое из пяти потребителей говорят, что они ставят конфиденциальность своих онлайн-данных превыше всего и отказываются от пользовательского опыта ради её сохранения: например, не разрешают использовать cookies маркетплейсам, несмотря на то, что в таком случае поиск нужного товара каждый раз будет занимать больше времени. Четверо из пяти опрошенных говорят, что у них недостаточно контроля над своими личными данными — зачастую создаётся впечатление, что компании собирают их без спроса и распоряжаются по своему усмотрению.

Конечно, мы часто подписываем огромные пользовательские соглашения не глядя — а тем не менее, в них прописано всё: и то, какие данные будут собраны, и каким способом будут использованы. Сатирическая зарисовка на тему того, как важно читать документы, которые вы подписываете, показана в серии «Ужасная Джоан» популярного научно-фантастического сериала «Чёрное зеркало».

Опрос Broadridge Financial показал, что четверо из пяти потребителей хотели бы, чтобы компании были прозрачными в отношении того, как они используют персональные данные , а двое из них сказали, что будут избегать взаимодействия с брендами в интернете, если сомневаются насчёт конфиденциальности.

Несмотря на это, некоторые участники опросов высказывают компромиссную позицию. Более 60 % всё-таки разрешат использование cookies ради просмотра сайта, а двое из пяти и вовсе согласны, что удобство и преимущества онлайн-сервисов имеют большую ценность, чем соблюдение строгой конфиденциальности.

Данные и персонализация

Клиенты по-прежнему хотят определенного уровня персонализации. Почти половина — 48 % — говорят, что отказываются от маркетинговых писем, в которых отсутствует персонализированный контент. Основатель компании Splat Евгений Дёмин придумал отличную идею — вкладывать письма в каждую упаковку зубной пасты. Персонализированная за счёт личного послания от её создателя паста, стоившая в два раза дороже широко разрекламированного Сolgate, была мгновенно сметена с аптечных полок после первого же письма, несмотря на отсутствие у Дёмина другой рекламы.

Но вернёмся к данным: клиенты всё чаще хотят большего контроля над своими личными данными. Всё сводится к доверию: самый простой способ завоевать его — быть прозрачными и предложить выбор, какими данными они будут делиться.

Для чего нужен сбор данных

Собирая данные, каждая компания преследует разные цели: улучшить маркетинг и делать более точно попадающую в целевую аудиторию рекламу; исследовать рынок, чтобы создать более востребованные продукты и услуги; более эффективно администрировать учётные записи клиентов. В общем, это данность, без которой не обойтись, если вы хотите получать качественные услуги, а компания — оказывать их максимально персонализированно и грамотно.

Да, большая часть этих данных будет содержать личную информацию. Поэтому независимо от цели сбора данных компаниям важно соблюдать принципы защиты, включая получение согласия, минимизацию сбора, а также, например, сбор данных в обезличенном виде и реализацию мер безопасности. Это обеспечивает ответственную и законную обработку данных, важную для поддержания доверия.

Не будем долго рассказывать про опасности утечки данных — скорее всего, вы и так понимаете, чем это грозит: утечка может привести к спекуляции вашим добрым именем, шантажу, потере финансов, взлому личной информации, огромному количеству рекламных звонков и ряду других проблем.

Кому доверять и как обезопасить себя

Убедитесь, что компания не стремится скрыть то, как будет использовать ваши личные данные: получает ваше согласие, позволяет не предоставлять их или выбирать, чем конкретно вы готовы поделиться, рассказывает о том, с какой целью и что именно собирается и где будет использовано.

Прочитайте политику конфиденциальности: проверьте, что она адекватно и чётко описана. Ознакомьтесь с мерами безопасности, которые компания предпринимает. Обычно компании прописывают, будут ли ваши данные переданы третьим лицам — в данном случае вы тоже всегда можете отказаться.

Ну и помните про базовые правила безопасности: проверять сайты, где вы оставляете данные, не делиться личной информацией по телефону, создавать надёжные и разные для всех ресурсов пароли и обновлять их раз в три месяца, не хранить пароли и фото документов в мессенджерах, выставлять двухфакторную аутентификацию на входы в различные сервисы.

Глобально — меньше тревоги! Большинство компаний собирают данные не по личной прихоти, а с благими целями. Конечно, случаи с утечкой тоже случаются. Но если соблюдать ряд правил цифровой гигиены, то вы с большей вероятностью обезопасите себя.

Законодательства многих стран движутся к безопасности данных своих граждан, и для некоторых секторов, таких, как финансовый, банковский сектор, доверие является ключевым фактором — на его основе строится взаимодействие с клиентами. Поэтому эти сферы являются самыми защищёнными: компании, которые выстраивают отношения с клиентами на базе доверия, к безопасности и хранению данных относятся очень щепетильно. Все понимают, что пренебрежение защитой данных несёт колоссальные репутационные риски, поэтому подходят к этому вопросу со всей тщательностью, не ставя под сомнения действия, направленные на защиту личной информации клиентов.

Хотите узнавать ещё больше интересной информации на разные темы, посвящённые предпринимателям всех времён и народов, маркетингу и просто интересные факты обо всём на свете, которые стоят того, чтобы про них узнать? Подписывайтесь на телеграм-канал Хайса, не похожий ни на один из каналов других банков!

33
9 комментариев

Можно ли вообще кому-то доверять сейчас? Вопрос на подумать в свободное от шеринга своих данных время...

Да, философский вопрос. Но мы за доверие! Главное, чтобы взаимное :)

Да мы каждый день по несколько часов пользуемся телефоном, это достаточно чтобы знать о нас всё))

При желании, можно отключить микрофон, например, но иногда персонализированная реклама бывает к месту!

В сборе данных нет ничего плохого. Они нужны просто чтобы более подходящую под конкретно вас рекламу показывать. Издержки прогресса

И за этим тоже :)

Важно нести отвественность за данные, которые мы оставляем в сети. Быть просто аккуратным, как минимум