Тапалки — всё. Какие мини-аппы в Telegram станут популярны совсем скоро

Хомяк из Hamster Kombat приобрел популярность: в начале августа в тапалку играли уже 300 млн пользователей. Он выпускается на мерче и попадает в мемы. Hamster Kombat — пример мини-аппа в Телеграме, который бизнес может использовать для привлечения аудитории. Разберемся, почему тапалки проживут недолго, а другие мини-аппы принесут аудиторию брендам.

Тапалки — всё. Какие мини-аппы в Telegram станут популярны совсем скоро

Привет! Это Филипп Листратов, сооснователь Cipher Consult и CPO MetaLamp. Мы разрабатываем кастомные блокчейн-решения, мини-аппы и смарт-контракты. В статье расскажем, почему у тапалок нет будущего и в какие форматы TON стоит вкладываться.

Подписывайтесь на наш уютный крипто телеграм-канал: там мы обсуждаем актуальные новости, публикуем обзоры и анонсы интересных материалов о мире web3💎

Сейчас тапалки на пике, но скоро сойдут на нет

Есть две причины, почему пользователи вовлекаются в Tg Apps и не теряют интерес к новым механикам и форматам.

Причина 1. Растет аудитория Телеграма, а с ней — количество пользователей мини-аппов. Сейчас аудитория Телеграма увеличивается: в июле число пользователей достигло 950 млн человек. По данным Mediascope, в первом квартале 2024 года почти половина от всего населения России старше 12 лет пользовалась Телеграмом ежедневно.

Вместе с развитием мессенджера увеличивается и аудитория трендовых каналов, а также популярных тапалок и Tg Apps. Например, в августе число подписчиков канала с объявлениями об апдейтах в мини-игре Hamster Kombat превысило 50 млн человек.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftelemetr.me%2Fcontent%2Fhamster_kombat&postId=1408493" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Данные</a> Telemetr о динамике показателей канала Hamster Kombat Announcement
Данные Telemetr о динамике показателей канала Hamster Kombat Announcement

Со временем меняется сложность механик в мини-аппах, вознаграждения и количество роадмапов геймификации. Постепенно развивается механизм привлечения инвестиций проектами и перехода на платную модель работы. Яркий пример: внутренняя валюта Телеграма, TG Stars, которую можно дарить и за которую можно покупать платный контент.

При этом емкость рынка тапалок и мини-аппов конечна: даже на примере Hamster Kombat заметно, что можно собрать огромную аудиторию, но в определенный момент она достигнет пика и начнет уменьшаться — популярность сервиса упадет.

Причина 2. Постоянно повышается качество продукта. На сегодняшний день для мини-аппов в Телеграме применяются самые современные технологии, и качество встроенных продуктов постоянно повышается: аудитории интересны новые механики, поэтому Tg Apps приобретают популярность.

Вспомним, что web3-gaming-индустрия во время зарождения выглядела как непримечательные 2D- или пиксельные гриндилки. Далее был спад, зима на NFT-рынке, убившая несостоятельные и нестабильные проекты. При этом она привела к оздоровлению и формированию индустрии, которая на текущий момент почти готова потягаться с частью классической игровой сферы в рамках качества контента, вовлеченности, цикла жизни пользователя.

Сравнивать можно даже графику, потому что адаптация движков, VR и AR идет полным ходом, а L2-решения и автоматизация в блокчейне позволяют догонять технологии и создавать их синергию.

Как со временем качественно меняется графика: слева — скрин из Need for Speed 2019 года, справа — визуал, созданный через Unreal Engine 5-й версии в 2022 году 
Как со временем качественно меняется графика: слева — скрин из Need for Speed 2019 года, справа — визуал, созданный через Unreal Engine 5-й версии в 2022 году 

Основная причина будущего провала тапалок — непрозрачные условия взаимодействия, которые транслируют бренды. Большая часть механик монетизации уже освоена: те же Hamster и Blum показывают разнообразие и возможность постепенного выхода на самообеспечение. Несмотря на массовую адаптацию TG Wallet и TG Stars, которая выходит на новый уровень — улучшается техническая и архитектурно-продуктовая части, новых идей для монетизации уже не много, основные сформулированы.

Появляется вопрос о здоровье индустрии и выполнении обещаний перед аудиторией. Сейчас аппы становятся популярными на идее честного обмена: пользователь тратит N времени, создает проекту трекшен, под который разработчики получают финансирование. Далее — в обратную сторону: проект должен выделить средства на благодарность аудитории.

Вспомним кейс с Hamster, когда публично стало известно, что на AirDrop выделен 1% саплая. Это разочаровало комьюнити, так как этих средств недостаточно, чтобы удерживать лояльность аудитории. Чем больше мини-аппы будут не оправдывать доверия пользователей, которое создал и заложил Notcoin, а к нему добавился TON, тем дороже станет трафик и, как следствие, нерентабельнее запуск через TG Apps. В результате такая смена парадигмы и лидеров мнений оздоровит индустрию.

Бизнес вкладывается в мини-аппы, потому что это дешево, выгодно и быстро

Создавать мини-аппы стоит не только компаниям, которые хотят быстро заработать через блокчейн, но и тем, кто хочет играть вдолгую: повышать узнаваемость бренда, увеличивать количество касаний с аудиторией. Выбор в пользу мини-аппов можно объяснить тремя причинами.

Дешевая аудитория. Экосистема Телеграма поощряет создание Tg Apps и сервисов на базе TON. С помощью поддержки платформы можно относительно легко выстроить привлечение аудитории и сделать его дешевле предыдущего витка маркетинговой практики. В Tg Apps на сегодняшний день достаточно высокая конверсия и дешевая аудитория — менее 1 $ за подписчика.

Рентабельность продукта. Есть возможность быстро настроить монетизацию и получать деньги от проекта, операционно выводить продукт Tg Apps на самообеспечение. В зависимости от модели монетизации этот вывод может занимать разное время: с транзакционной моделью ждать придется долго, с аффилейтной — быстрее, результат будет зависеть от маркетинговой стратегии и реакции аудитории. К тому же у продуктов бывают разные показатели LT и LTV, поэтому сроки могут меняться.

Дешевая или коробочная разработка. Существует множество готовых решений в блоках API, админках, платежных методах. Они сделаны на уровне «коробок», можно адаптировать их под любой проект. Экосистема TON достаточно сильно шаблонизирует эти решения и готовит к массовой адаптации.

Будущее за маркетплейсами, RWA и кастомными игровыми решениями

На базе TON можно создавать самые разные мини-аппы: некоторые станут успешными, некоторые скандальными, а часть незаметно пройдет мимо.

Функциональные решения для создания кастомных продуктов. В этом блоке хочется выделить ниши, в которых назрело большое количество относительно недорогих технологических и продуктовых решений. Они позволяют уменьшить стоимость создания продукта и операционные затраты, сделать его более рентабельным и прибыльным.

Ниши: RWA, TG Apps, TG Ecosystem products, Bridging, Web3 Games ecosystems solutions, DEX/VAULTS with AI support/assistance.

Примеры выгодных решений: бесшовные стыки, TON Connect, Wallet connect, TG Sign in, WebApps plugins, Liquidity aggregators, AI Solutions, Pools protocols, Ecosystem box solution.

Для каждого продукта решения могут составлять уникальную синергию, сокращая время от idea stage до market entry. Также они помогают удешевить разработку и создание прототипа в несколько раз.

Далее разберем четыре механики, которые могут стать популярными в ближайшее время.

Квесты и системы лояльности. Интересное решение, легкое в реализации, но дорогое. Сейчас квесты активно внедряются, поэтому в ближайшее время можно ожидать стабилизацию волатильности цен. Точную стоимость разработки назвать сложно — большинство уникальны. В целом тренд может сойти на нет, потому что кастомные решения дороже, чем уже устоявшиеся на рынке коробочные из классического веб-интерфейса.

Пример системы лояльности в приложениях: у Альфа-Банка есть собственная тапалка. Пользователи играют и получают баллы, которые можно обменять на кешбэк или реальные деньги   
Пример системы лояльности в приложениях: у Альфа-Банка есть собственная тапалка. Пользователи играют и получают баллы, которые можно обменять на кешбэк или реальные деньги   

Маркетплейсы и доставки. В Телеграме могут стать популярными сервисы продажи предметов искусства и роскоши, вина и перформансов — предметов и событий, которые будут доступны рядовым пользователям. В отличие от Magic Eden, Blur, Rarible взаимодействие с сервисом будет проще и понятнее. Такие маркетплейсы могут развиться, например, в коллаборации с Sotheby. Кроме того, могут появиться телеграм-аналоги Amazon и eBay.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffreelance.habr.com%2Fprojects%2F354285&postId=1408493" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Пример</a> визуализации маркетплейсов в Телеграме от пользователя Хабра
Пример визуализации маркетплейсов в Телеграме от пользователя Хабра

Стоит отметить, что разработка подобных решений требует множество ресурсов — от прямых платежных решений до сложного сетапа аналитики крупных компаний. Пока что крупных примеров подобных маркетплейсов нет: многие международные сервисы только начали адаптацию продуктов под Tg Apps или еще продумывают их реализацию.

RWA (рынок активов «реального мира»). Сейчас тенденция представлена небольшими игроками рынка, которые адаптируют веб-порталы под Tg Web, то есть это пока не совсем мини-аппы. В то же время некоторые крупные игроки вроде RW-Fi планируют разработку кросс-платформенных продуктов в виде комбинации web/mobile apps и Tg Apps.

С помощью RWA компании могут привлекать средства через фандрайзинг и краудфандинг, продажи в том числе NFT-активов, реализацию платежей в digital assets и другие способы.

Важно понимать, что Телеграм в таких сделках берет на себя роль фасилитатора и гаранта, а также предоставляет решения и инфраструктуру для упрощения реализации подобных решений.

Приложения с настоящими игровыми механиками. Мы уже сейчас видим запросы на сложные и полномасштабные проекты. Некоторые из них могут сравниваться в требованиях к графике и движку с Unreal Tournament 2007 или NFS: Most Wanted.

Это направление имеет потенциал перейти из прослойки MVP Build stage в разряд полноценных интересных и сложных продуктов. При этом большую роль играет зависимость от адаптации движков, механизмов и интеграций с общепринятыми best practice сервисами. Реализовать такой кастомный проект дорого, зато можно пошуметь на рынке и выделиться качественной графикой.

Для запуска продукта следите за новинками рынка и продумывайте экономику проекта

Если вы выбрали подходящую механику и готовы вложиться в создание мини-аппа, обратите внимание на две важные постоянные задачи.

Изучайте рынок. Когда принимаете решение о запуске продукта, думайте о целях: для чего и на какой срок вы будете его создавать. Следите за новинками рынка: с течением времени для Tg Apps будут адаптироваться технологии и движки, появятся механики, с которыми нужно будет конкурировать.

Думаю, что в ближайшие несколько месяцев будет адаптирован игровой блок движков (Construct, UE). Это сделает тапалки и некоторые мобильные игры и приложения далеким прошлым. Также исследуйте дальнейшие стратегические шаги продукта: сейчас TON — это закрытая экосистема, которая имеет мало мостов с внешними проектами и огромной аудиторией вне Телеграма.

Уделяйте внимание экономике проекта. От монетизации продукта зависит судьба вашего бренда, а также репутация в глазах пользователей и сообщества. В бизнесовой, финансовой, токеномической и других моделях учитывайте необходимость откупов токенов с AirDrop, поощрение, развитие TVL юзеров и индустрии в целом.

Кроме того, закладывайте необходимые технические ресурсы: команду с нужными навыками, серверы и их обслуживание.

На пути работы над мини-аппами можно столкнуться со множеством трудностей, особенно из-за нововведений на самой платформе. Мыслите вдолгую и учитывайте тренды индустрии в стратегии развития продуктов.

На нашем сайте можно узнать больше о том, как мы разрабатываем на TON и делаем проекты от типовых тапалок до кастомных решений в TMA.

Расскажите, а что вы думаете насчет тапалок и будущего TON?

4343
1414
22
11
58 комментариев

блин, надеюсь скоро уже всё нужное будет в телеге и не придется переключаться между разными приложениями — давно жду там доставку еды хотя бы

6
Ответить

ну придется переключаться между приложениями в телеге)

6
Ответить

100% всё к этому идёт!

2
Ответить

Уже давно придумали решение, где есть все и не надо 100500 говноприложений. Это браузер.

2
Ответить

даа, это было бы супер удобно!

Ответить

Что, муж не готовит? Куда смотрит свекровь...

Ответить

Слишком облегчит жизнь это, но я не против)

Ответить