Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

В поисках идеального решения для электронной коммерции, мы обратились к лидерам IT-отрасли. Роман Кузьмин из AGIMA, Олег Громов из Extyl, Ильдар Чуракаев и Валентин Бодрягин из Xpage, Сергей Шилов из We Wizards поделились своими мыслями о выборе коробочных продуктов. Что есть на российском рынке кроме Битрикса, в какой момент нужно начинать пилить монолит в самописку или сразу делать самописку? Узнаем из интервью.

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

Олег Громов, Генеральный директор и основатель Extyl

В прошлом глобальный рынок предлагал множество универсальных коробочных продуктов (от Shopify до Magento), но с 2022 года, учитывая вопросы безопасности, предпочтение отдается отечественным продуктам. Какие коробочные решения есть на рынке в 2024 году, что вы предлагаете клиентам?

Основное это, наверное, Bitrix и Laravel, они занимают значительную часть рынка. Наш анализ тендеров и запросов показывает, что за последнее время на платформы Magento и Shopify не было ни одного запроса. Остаются Bitrix, который, несмотря на минусы, позволяет доработать систему до желаемого результата, и Laravel, который еще более гибок. Тут уже смотрят по задаче, насколько глубоко кастомизирован будет данный продукт.

В какой момент уходят клиенты от коробочных решений, когда коробка перестает быть актуальной?

Исходя из моего опыта, проекты на старте часто имеют ограниченное понимание предстоящей нагрузки. Затем бизнес как следует бустит эту историю, нагрузка значительно возрастает, там уже начинается костыль за костылем, и вот в какой момент коробка перестает быть выгодной. Я думаю, коробочные решения становятся менее выгодными в тот момент, когда нагрузка настолько возрастает, что ты уже не можешь просто поставить сервер помощнее или немного доработать код, система начинает регулярно выходить из строя.

Что вы думаете про Bitrix, насколько актуально его использование сегодня?

Прежде всего, важно понимать, что Bitrix и Bitrix24 — это совершенно разные продукты, каждый со своей судьбой. Что касается Bitrix, его использование для сайтов и интернет-магазинов оправдано, так как он позволяет экономить время и деньги на админке, ускоряя запуск проекта. Сильно побыстрее не получится, потому что достойный проект в любом случае требует доработки разных аспектов.

Вопросы производительности и "тяжеловесности" системы напрямую зависят от квалификации программистов. Например, когда проект "Спасибо от Сбербанка" пришел к нам, столкнувшись с задачей падения сервера при рассылке на 30 миллионов пользователей, мы нашли решение, которое учитывало возможности сервера, сайта и Bitrix. В результате проект успешно реализован и остается на Bitrix. Пожалуйста, пример высоконагруженного проекта, и он не один такой.

Как понять, когда целесообразно переходить с монолита на микросервисы?

В отличие от монолита, микросервисы намного тяжелее, дороже, дольше и обслуживать, и дорабатывать, и документировать, и тестировать. Просто в силу того, что это не монолит, а сервис. И тут просто важно понимать, когда это дань моде или просто программист хочет исследовать новое. Сейчас модно из PHP в какой-нибудь язык Go переобуться или еще чего-нибудь. У большинства это просто повод попытаться превратить работу в хобби, при этом хобби очень быстро надоедает, снова работой оно не становится, становится просто кучей потраченного времени и денег либо этого человека, либо того, за счет кого это делается.

При оценке целесообразности перехода на микросервисы нужно отбросить эмоциональные импульсы и сосредоточиться на численных данных. Например, если доработка монолитной системы займет 500 часов, а распределение функционала по микросервисам — 300 часов, выбор очевиден в пользу последнего при условии равной стоимости часа работы. Важно также учитывать общую стоимость владения (ТСО), которая включает всю инфраструктуру, DevOps, поддержку и пакет доработок. Крупные бренды и тендеры обычно оценивают эту стоимость с запасом, учитывая стоимость лицензий, серверов и других факторов. Решение о переходе на микросервисы должно основываться не только на текущих затратах, но и на прогнозируемых расходах на обслуживание в течение 2-3-5 лет.

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

Роман Кузьмин, руководитель проектного офиса в AGIMA

Какие коробочные решения для E-COM вы предлагаете клиентам, на что ориентируетесь в выборе?

Выбор решения для клиента начинается с определения его требований. В ходе дебрифинга мы выясняем требования клиента и сопоставляем их с доступными на рынке решениями, чтобы понять, какие из них подойдут. Выбор решений может быть максимально разный: если нужно запустить что-то не очень сложное и быстро, то можно посмотреть в сторону Bitrix. Но чаще к нам приходят за сложными enterprise решениями, где требуется более комплексный подход и сложное решение.. Если понимаем, что это должно стоять еще 10 лет и должна быть микросервисная архитектура — тут мы можем предложить либо ENSI, либо кастом. Хотя это может обойтись дороже, в итоге клиент получит систему, полностью адаптированную под его нужды.

С другой стороны, часто адаптация готового e-commerce решения и доработка коробки под требования клиента может оказаться более затратной, чем разработка с нуля.

Какие преимущества и недостатки имеет использование ENSI для создания электронной коммерции по сравнению с другими платформами, и какие аспекты необходимо учитывать при выборе между ENSI, Битриксом или Aspro?

У ENSI есть документация: её показывают открыто, она опубликована на сайте; там — задокументированный API, исходный код. Нужно понимать, что Ensi обладает базовым функционалом модулей, а всё остальное дописывается под каждого конкретного клиента. У Битрикса функционал каждого модуля из коробки намного больше, но зачастую его гораздо сложнее кастомизировать, чем написать с нуля. Если нужно срочно, то мы и большие проекты на Aspro запускали, которые жили там 3-5 месяцев, потом их параллельно с этим переводили уже на что-то более-менее микросервисное под кастомные требования клиента.

В какой момент мы понимаем, что выбранная нами коробка перестала быть актуальной?

В тот момент, когда решение перестало выполнять поставленные перед ней задачи или когда стоимость его поддержки существенно возросла. По моему опыту самая частая причина смены решения - рост нагрузки и постоянные проблемы с доступностью сервиса.

Второе - наличие документации и возможность дальше развивать текущее решение.

Ну и актуальное на данный момент - замена зарубежного ПО на отечественное.

Как вы определяете, какой тип решения предложить вашим клиентам в зависимости от их бизнес-потребностей и стадии развития?

Для начала выслушиваем клиента и понимаем его бизнес потребность. Далее с командой прорабатываем предложение: пытаемся посмотреть на будущий проект глазами клиента и делаем ему лучшее предложение по срокам, стоимости, дальнейшей поддержки и развитию.

Давай на примерах: есть задача быстро запустить еком в новом для клиента регионе. Клиент хочет протестировать гипотезу - пойдет ли его товар на новом рынке или там он никому не нужен. Для нас это означает, что нужно сделать дешево, быстро, с максимальным количеством готовых модулей. И если гипотеза выхода на новый рынок отработает хорошо, то можно уже по полной вкладываться в решение.

Или другой пример: крупный клиент через год выводит на рынок свой товар, к которому шел несколько лет. Сам клиент хочет сложную микросервисную архитектуру, а сроки запуска супер сжатые.

В таком случае мы на MVP предложим ему сделать максимальный упор на промо товара и монолитную архитектуру. А после выпуска MVP начнем делать большой проект с кучей сервисов.

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

Ильдар Чуракаев, основатель IT-компании Xpage

Валентин Бодрягин, ведущий специалист отдела продаж Xpage

Заметили ли вы какие-нибудь изменения в потребностях клиентов, и как это отразилось на вашем выборе технологий для E-COMa?

Действительно, в последнее время мы наблюдаем тенденцию. Клиенты стали все больше отдаляться на края. Им нужно либо сильно дешево: условно это сайт на Тильде, когда для решения задач нет смысла ставить Битрикс, или простые no-code решения. Либо они готовы делать сильно, дорого и надолго: в таком случае мы приходим к фреймворку. А вот чего-то среднего, под что Битрикс идеально подходит, становится как будто бы все меньше.

Какие коробочные решения вы используете в E-COMе в 2024, что предлагаете клиентам?

Мы обычно работаем с платформой Битрикс, но с новыми клиентами переходим на Symphony. CRM является одним из инструментов в Битрикс24 — его не нужно подключать как отдельное решение. Внутри Битрикс24 мы можем настраивать различные инструменты под задачи клиента. Например, для E-commerce наиболее актуальны: сквозная аналитика, контакт-центр, CRM-маркетинг и центр продаж.

Нам помогает более чем 20-летний опыт работы с федеральными компаниями. Те решения, которые несколько раз разработали для клиентов, упаковываем в продукты и показываем, что есть готовые к быстрому внедрению варианты. Например, нескольким клиентам разработали личные кабинеты грузоперевозчиков и теперь используем решение как почти готовый продукт. Когда у нас есть несколько полуготовых решений — мы их стараемся масштабировать, например, так появился HR-продукт – Xteam.

Что важно при выборе коробочного внимания, на что нужно обратить внимание?

Для нас важно:

  • Удобство использования
  • Масштабируемость
  • Удобство подключения дополнительных различных модулей
  • Стоимость

По вашему опыту, в какой момент клиент отказывается от коробки в пользу кастома?

Расскажу типичный сценарий взаимодействия с клиентом в этом вопросе. Знакомимся с бизнесом клиента, показываем возможности развития и раскрываем достоинства кастомного решения в сравнении с коробочным. Но клиент говорит: «Нам дополнительный функционал пока не нужен. Давайте сделаем коробку, и будем ее потихоньку дорабатывать». Хорошо, мы работаем над модификацией коробочного варианта. Проходит год после запуска — а у клиента растет количество задач, которые бывает невозможно реализовать в рамках коробки. И тогда клиенту приходит мысль: «А правильно было делать выбор в пользу кастомного решения!»

С другой стороны, эта проблема коробочных решений наступает, когда вендор прекращает поддержку платформы. Показательным примером здесь выступает тот же Битрикс — они в Битрикс24 вкладывают ресурсы, поддерживают, регулярно выпускают обновления. Улучшают цифрового ассистента, в целом во многие процессы внедряется ИИ, добавляются форматы отчетов и интеграции с мессенджерами. То есть они идут в ногу со временем, используют фишки, которые отвечают требованиям клиентов.

Ильдар Чуракаев, основатель IT-компании Xpage:

В споре «коробка или кастом» существует еще один важный аспект — специалисты. Помимо того, что коробочное решение может устаревать, существует риск потери интереса к нему со стороны команды профессионалов, которые с ним работают. Это уменьшает их вовлеченность, провоцирует усталость и, как следствие, риски поддержки продукта. Как тогда обеспечить его эффективное функционирование? Для меня как для основателя IT-компании главной ценностью является команда и ее комфорт. Поэтому мы уходим в новые фреймворки, внедряя Symfony. Это неизбежный процесс: специалистам должно быть интересно работать с платформой.

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки

Сергей Шилов, CEO We Wizards

Какие коробочные решения есть для E-COMа в 2024, что интересного можно предложить клиентам?

Иногда я задумываюсь и меня очень расстраивает тот факт, что на российском рынке ну буквально нет крутых коробочных решений, выбрать не из чего. Битрикс? Да все с ним возятся просто потому что вот так сложилось, я не знаю никого, кто не хотел бы от него отказаться, особенно разработчики. Бедные ребята на много лет стали заложниками устаревшей технологии без перспективы развития.

Ладно, вот что делаем мы. Пару лет назад решили попробовать Woocommerce, это самое популярное open source решение в мире (67% всех интернет-магазинов). Почему выбрали его? Ну во-первых опенсорс, во-вторых огромное количество официальных вендоров поддерживают под него свои продукты (от сбера до сдэка), большое кол-во специалистов (нет проблем с разработчиками и поддержкой), регулярные обновления, почти раз в месяц (привет битрикс), невероятно крутая и исчерпывающая документация, REST API из коробки, который покрывает 100% штатного функционала, безболезненная миграция между PHP версиями ну итд, всё остальное на плечах разработчиков.

Разве woocommerce не зарубежная технология? Она не в зоне риска санкций или безопасности?

Ну да, как и laravel, vue, react, symphony)) Ну если серьезно, то за версиями пакетов обновлений всех опенсорс технологий строго следит комьюнити, там просто не пропустят дыру в безопасности, это же публичный код, пул реквесты, это кстати имеет и обратную сторону)

Кстати да, слышали много раз про безопасность Wordpress, про дыры итд, как быть с этим? Это вообще правда?

Да глупости это всё, безопасность всегда в руках производителя и его внутренних регламентов производства и безопасности. За последний год взломали всех, от СДЭКа до Яндекса, че они все на Wordpress стояли?)

Понятно! Какие планы на 2025-й год?

Продолжать пилить на Woocommerce по возможности, продвигать технологию, создавать себе конкуренцию, а значит спрос, продолжать изучать её возможности и писать про это кейсы) у нас такой путь.

Лучшее решение для E-COMa: эксперты из AGIMA, Extyl, Xpage и We Wizards рассказали о коробочных решениях, которые они предлагают клиентам, о требованиях к этим продуктам, а также обсудили цикл жизни коробки
33
Начать дискуссию