Как медиа взаимодействуют с искусством и зачем это нужно? Разбираем на примере РБК Стиль

 Инсталляция «На что вы смотрите? А что вы видите?». Фото: Николай Казеев
 Инсталляция «На что вы смотрите? А что вы видите?». Фото: Николай Казеев

На завершившейся ярмарке современного искусства Cosmoscow-2024 в этом году можно было не дойти до галерей — стенды с интеграциями партнеров заманивали потратить на них весь визит целиком.

Как метко подметили в одном из каналов, кто-то из брендов больше показывал себя в искусстве, кто-то — искусство в себе. Тренд на арт-коллаборации, существующий вне смотра, активно проявил себя на главной ярмарке страны. Вот что про тренд говорит Марина Анциперова, автор телеграм-канала Love them all, в прошлом главный редактор журнала «Объединение»:

Celine выступает партнером крупных ауционов, Chanel устраивает миллион всего со своим Culture Fund. Не только арт-дизайнеры уровня Simone Rocha, но и близкие масс-маркету бренды уровня Massimo Dutti превращают свои шоурумы в выставочные пространства. Лично меня очень радует это внимание: я всегда с завистью читала, как финалисты Тернеровскй премии получали сольные передачи на британском телевидении, будто какие-то рок звезды. Здорово, что и у нас происходит столько всего интересного — от совместных проектов девелоперов до классных инсталляций в магазинах (Азбука Вкуса, Bosco).

 Фото: Николай Казеев
 Фото: Николай Казеев

Одним из самых гармоничных примеров взаимодействия медиа с искусством на Cosmoscow стал стенд «РБК Стиль», команда которого представила для зрителей не просто партнерский стенд, а выставку произведений. Туда вошли работы, которые становились обложками журнала на протяжении последних двух лет. Куратор проекта и стенда, шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская придумала концепцию вместе с командой newnow и позвала куратора фонда ярмарки Cosmoscow Алексея Масляева в сокураторы. Вместе с newnow — команда состоит из современных художников Марго Макаровой и Ули Савич — был придуман и еще один проект, занявший внешнюю стену стенда. Эффектная инсталляция из карточек «На что вы смотрите? А что вы видите?» с цитатами героев издания обращала внимание на умение читать между строк. Понравившуюся карточку гость ярмарки мог забрать с собой.

Зачем это журналу?

«РБК Стиль» одни из первых стали предлагать современным художникам свою обложку — как сцену для высказывание про актуальное для всех «здесь и сейчас». Художники и до этого рисовали для арт-рубрик и помогали редакциям с иллюстрациями, но журнал вывел это взаимодействие на первый план, сделав искусство лицом медиа.

Обложки «РБК Стиль»
Обложки «РБК Стиль»

Анастасия Каменская, шеф-редактор «РБК Стиль», куратор редакционных проектов, комментирует:

Как медиа взаимодействуют с искусством и зачем это нужно? Разбираем на примере РБК Стиль

Мир искусства нашей редакции всегда было близок, так что обложки — в каком-то смысле только «верхушка», во многих номерах под ней появляются полноценные арт-проекты, в которых мы смотрим на мир глазами современных художников. Обложки мы придумываем и делаем с марта 2022 года, когда стало понятно, что важная роль любого текста и проекта — не только неожиданные идеи или возможность глазу насладиться и отдохнуть, но и, прежде всего, поддержка. Хотелось, чтобы обложки в каком-то смысле обнимали, говорили «ты не один», а еще приглашали в мир чувств и эмоций своих авторов.

Покупка журнала стала возможностью для читателей приобрести по сути своей тиражное произведение по доступной цене. Известные представители креативной среды и культуры восхищались номерами в сториз и телеграм-каналах, а любители искусства стали коллекционировать обложки, которые в отличие от объектов на стене, можно носить с собой и любоваться в любой момент.

Помимо репутационных плюсов постоянное внимание к искусству позволяет медиа представить свои ценности, показать, что редакции важно пускаться в мир метафор разных авторов, предлагать не просто «посмотреть» на действительность, но и «увидеть» её, как делают это художники. Свою дружбу с искусством медиа демонстрирует последовательно и в череде разных проектов. Это, например, и спецпроекты с музеями (см. выставка в выставке в МАММ совместно с галереей «Пальто»), и собственные короткометражные фильмы — новогодние музыкальные открытки, и недавно запущенный проект «РБК Визионеры», визуальный код которого разработало творческое объединение A.D.E.D.

Зачем это художникам?

В рамках спецпроектов журнал сотрудничал не только с известными художниками вроде Эрика Булатова и Павла Пепперштейна, но и с начинающими авторами, которых поддерживал, несмотря на отсутствия десятков строк в портфолио. «РБК Стиль» стал публиковать работы художников как полноценную выставку во время ковида, когда у авторов было не так много возможностей показывать работы, но было интересно тестировать себя и экспериментировать.

Художник Артем Филатов рассказывает:

Работа для обложки РБК Стиль была тизером к моему проекту «Будьте осторожны! Ваша неосмотрительность может быть чревата последствиями» который мы готовили с Евгением Кузьмичевым и Дмитрием Крыловым. В конце концов, работа ушла в прекрасную коллекцию Натальи и Рустама Коренченко. Художник предлагает выразительность для медиа в обмен на неожиданных зрителей. Это хорошая возможность для обоих сторон этого процесса экспериментировать, изменяться, а значит жить.

Фото: Николай Казеев
Фото: Николай Казеев

Про возможность встретить нового зрителя в работе с медиа говорят Устина Яковлева и Лиза Бобкова.

«Одна из основных тем моего искусства — это как раз общение, слово публичное, слово приватное, влияние слов произнесенных или тех, что умолчали» — рассказывает Бобкова. ‘Звук смеющегося зрительного зала’, работа, которая стала обложкой октябрьского РБК Стиль — игра слов и диссонанс между тем, что мы читаем и тем, что мы слышим. Знаете, на телевизионных ток-шоу у звуковиков есть кнопки, инициирующие искусственные звуки — аплодисменты, смех? Так и здесь, рисунок о звуке искусственной реакции».

Художественные работы в экспозиции стенда Cosmoscow стали местом для встреч с открытым финалом. Представив ретроспективу высказываний художников о сегодняшнем дне, команда «РБК Стиль» создала запоминающийся, красивый диалог между медиа, искусством и зрителем.

Начать дискуссию