Гордо, как-то не очень, низкооплачиваемо, и другие отзвуки профессии инженер на современном отечественном производстве.

Disclaimer: без статистики и ссылок на спец исследования. Исключительно опыт и переживания автора.

Гордо, как-то не очень, низкооплачиваемо, и другие отзвуки профессии инженер на современном отечественном производстве.

Расскажу три своих истории и зафиксирую свое понимание текущей ситуации. Со стороны порой вижу картины, вселяющие надежду, но может просто пока не представилось случая подобраться к ним ближе. А вдруг найдется кто-то, кому не лень будет в комментариях подбодрить и поделиться более позитивными кейсами.

История первая: На одном из предприятий в FMCG отрасли после оцифровки производственного процесса по всей цепочке создания ценности мы выявили, что общая эффективность его не превышала 25%. Решили посчитать возможное увеличение производительности за счет более эргономичной расстановки оборудования и снижения запасов полуфабрикатов на каждом шаге производства. Руководство предприятия и холдинга внимало последовательной презентации расчетов от команды до тех пор, пока мы не дошли до финального вывода - с бюджетом, близким к нулю, существующие показатели эффективности процесса можно улучшить в три раза. После озвучивания столь ошеломительного вывода последовал вопрос: вы что, считаете нас глупцами? мы просто так производим настолько неэффективно? Как вы понимаете предлагаемое решение не было принято и ежики продолжили колоться и есть кактус (то есть за #многоденег возить вахту к себе в регион из подмосковья).

История вторая: Однажды получила предложение о запуске локального бизнеса с дальнейшим развитием во франшизу мастерских по изготовлению кастомизированных фар для автомобилей с одним из слоганов в миссии: "за безопасность на дороге". Почему-то сразу в голове возникло две картинки: темная светотехническая промышленная лаборатория с откаллиброванным гонеометром (спец прибор за сотни тысяч У.Е., на котором проверяют светотехнические характеристики серийных фар на автомобильных производствах, чтобы в том числе они соответствовали международным требованиям по безопасности) и ВАЗ 2107 с вставленными вместо фар прожекторами и кислотной подсветкой днища. Картинки эти совершенно друг с другом не сочетались, и было понятно, к какой ближе склоняется наш локальный предприниматель. От общения на тему развития этой бизнес-идеи я вежливо отказалась, так как никак не смогла себе представить местного предпринимателя (хоть и одного из самых больших автодиллеров города), который раскошелился бы на одну светотехническую лабораторию, не говоря об оборудовании каждой точки будущей сети франчайзи.

Не смогла удержаться от иллюстрации. У всех же было, что сзади такой пристроится до слепоты в глазах? Источник: https://www.drive2.ru/l/288230376152670860
Не смогла удержаться от иллюстрации. У всех же было, что сзади такой пристроится до слепоты в глазах? Источник: https://www.drive2.ru/l/288230376152670860

История третья: Как-то в поисках привлекательных стартапов для инвестиций мы с представителями одного из предприятий из госсектора оказались в одном из подмосковных коттеджных поселков. Ребятки для бОльшей сонастройки командой сняли коттедж и жили там, круглосуточно творя свой шедевр. Уже даже были работающие прототипы, но никак не находился инвестор для постановки на серийное производство и выход на массовый рынок. Прекрасные ребята, замечательный задний двор с площадкой для барбекю и баней. Кончился мой восторг, когда оказалось, что стартапу этому уже 10 лет. То количество денег, которое требовалось для запуска производства и дельнейших разработок (количество, надо сказать, справедливое), в стране просто никто не хотел вкладывать.

Резюме. И вот я оказалась в точке, где сами собой напрашиваются выводы о нынешнем контексте профессии инженер:

1.Громадная часть продуктов, потребляемых нашими соотечественниками, производится, а главное, разрабатывается за рубежом.Развивать R&D российским предпринимателям дорого, да и незачем, ведь "пипл хавает" заморское с большим аппетитом.

2. Те предприниматели, которые все же решаются сами производить, - честь им и хвала - приучены не инвестировать в долгую (на более производительное оборудование), а компенсировать неравномерность спроса товарными запасами и дорогой низкоквалифицированной человеческой силой. Отсюда пропадает острая потребность в крутых инженерах, которые могли бы оптимизировать производство и шаг-за-шагом его удешевлять.

3.Должность инженера в госкорпорациях носит сугубо бюрократический характер. При всем уважении к системе ГОСТов, очень давно пора двигаться дальше.

4.Те из инженеров, кто все же хотят создавать что-то большее, сидят при институтах или в стартапах в раскрученных технопарках и редко когда выходят даже на третий уровень освоения технологии по шкале TRL, потому что тупо утыкаются в то, что никак не могут продать свой "прототип суперинновационного продукта" инвесторам за большие и ненадежные вложения в свое детище.

В этом контексте встретить родственную инженерную душу становится сложнее год от года.

В завершение хотелось бы обратиться почти что к классике, которая так и не стала реальностью.

"Экспедиция стартовала 7 ноября 2017 года с международного ракетодрома Плутон-2 в направлении созвездия Лиры. Специальной целью экспедиции являлась попытка достижения светового барьера (абсолютной скорости — 300 тысяч км/сек) и исследования вблизи светового барьера свойств пространства-времени при произвольно меняющихся ускорениях." А.Н.Стругацкий "Возвращение" 1962г.

Кажется, что многими любимые фантасты были ближе в своих предсказаниях будущего в другой книге: "Это воистину чудовищный кошмар: миллиард разинутых пастей и ни одной головы!" А.и Б. Стругацкие "Хищные вещи века", 1965г.

Начать дискуссию