Можно ли сделать человека лучше посредством уступки?

Владимир Тарасов
Владимир Тарасов

Об этом можно поговорить, взяв за пример нашу гимназию. Набор учеников в заведение проводился после собеседований с желающими, и, конечно же, брали не всех. Безусловно, все родители очень хотели, чтобы их ребенок поступил в гимназию. Были случаи, что школьник не отличался высокими знаниями, но родители настаивали, чтобы его приняли в гимназию. Принять такого ученика означало сделать уступку родителям, правильно?

Приведу вам конкретный случай. К нам в гимназию пришла поступать девочка из Таллинна в сопровождении мамы, а по национальности она была полячкой. Мы задаем вопрос ученице: «Назовите столицу Польши». Девочка молчит. Мама ей начинает тихонько подсказывать: «Варшава, Варшава...» На что девочка резко отвечает маме: «Не нужно мне подсказывать». Мы приняли её, несмотря на то, что она не ответила на вопрос. Мы оценили ее самостоятельность, сделали уступку ученице. Стала ли она после этого лучше? Безусловно, да.

Как-то я встретил своего ученика, который признался, что очень благодарен мне за один случай, произошедший с ним во время учёбы в гимназии. Они хулиганили, и в столовой подсыпали в кастрюлю с борщом соль. Я вёл в этой группе менеджмент. По окончании урока я всех отпустил, а именно этих трех учеников-виновников попросил задержаться для разговора. В результате, даже спустя много лет, один из этих мальчиков выразил мне признательность за то, что я не стал при всех «разбирать» этот момент, а поговорил с ними «с глазу на глаз», не опозорил. В каком-то роде это была уступка их самолюбию, хотя у меня были все основания публично сделать им выговор.

Ещё один пример. В определенном периоде ведения бизнеса мы сотрудничали с компанией из Москвы: постоянно работали, проводили семинары, делали совместные бизнес-проекты. Однажды, перед проведением очередного проекта мы не договорились о разделении прибыли, в результате чего она аккумулировалась на счетах этой компании. При переписке возникли разногласия, нам были видны нестыковки в расчетах – по расчётам, наша прибыль должна быть больше примерно на 3-4 тысячи долларов.

Ситуация начала накаляться, «поднялась» тональность переписки, стали жестче разговоры. Я подумал, что «бодаться» из-за денег не стоит, после чего написал: «Уважаемые партнеры! Ценя наше долгосрочное и успешное сотрудничество, и зная вас, как мудрых людей, мы согласимся с любой суммой, которую вы перечислите». К слову добавлю, что кроме суммы разногласия, нам не была перечислена и основная сумма нашей прибыли. Пошли ли мы на уступку? Безусловно, да. Чем закончилась эта история? Нам пришла сумма средств, которая полностью совпадала с нашими расчётами.

Начать дискуссию