Чувства FOMO или JOMO у инвестора - разбираемся в терминах вместе с Евгением Ивановым
По секрету нам рассказали: чтобы привлечь инвестиции, фаундеру важно вызвать чувство FOMO у инвестора. Мы решили узнать так ли это и поговорили с Евгением Ивановым — управляющим партнером венчурного синдиката Coion и экспертом Дня инноватора международной акселерационной программы «Академия инноваторов», где авторы лучших технологических проектов, прошедших акселерацию, питчат свои идеи перед инвесторами и корпорациями.
Как часто вы испытываете чувство FOMO при инвестировании в стартапы?
Если ты занимаешься инвестициями, то чувство FOMO у тебя атрофировано. Только начинающий инвестор, которому срочно нужны сделки, может это почувствовать. Это также может быть актуально для фондов, находящихся под управлением инвестора, у которых есть мандат на инвестиции. Но это не про нас [Coion] — у нас нет таких обязательств, потому что мы всегда найдем, куда вложить деньги.
Что подталкивает вас к принятию инвестиционных решений?
Хорошая команда с необходимыми компетенциями и технологиями — это технологический драйвер, лежащий в основе роста компании.
Какие инструменты или методики вы используете, чтобы отличить реальную инвестиционную возможность от простого FOMO?
Мы проводим due diligence, оцениваем понимание основателями своей оценки, а также то, насколько они идут на контакт и насколько работоспособны.
Вы обращаете внимание на личные качества основателя?
Да, конечно. Я рассматриваю личные качества основателя. Очень важно, чтобы он был специалистом в своей области, мог сам объяснить, как работает его компания и технология, и при этом не боялся продавать и более или менее умел это делать.
Вы сказали, что у вас не возникает чувство FOMO. А что насчет JOMO? Радовались ли вы когда-то тому, что не инвестировали в стартап?
Такой радости или сильных эмоций я не испытывал. Да, были несколько компаний, в которые я хотел инвестировать и даже предлагал деньги, но сделки так и не состоялись. Когда я встретил основателей этих компаний спустя два года и понял, что все осталось на том же уровне, то осознал: если бы я вложил деньги, ничего бы не изменилось. Таких случаев на самом деле много, и самый распространенный из них — «не проинвестировал, и хорошо». Если компания успешная, я рад за них и желаю удачи их инвесторам. Что касается радости от того, что не вошел в сделку... Мне грустно осознавать, что у ребят не получилось. Но для себя я отметил, что хотел зайти и не вошел. Я воспринимаю это как ошибку, так как был в шаге от принятия неверного решения. Мне удалось этого избежать и проанализировать, почему я принял такое решение и чего не учел.
Какие рынки самые перспективные для инвестирования? Может быть, у вас есть личный ТОП?
В принципе, мой ТОП всегда один — это глубокие технологии (DeepTech), то, что нельзя повторить на коленке за пару недель. Чем интереснее с научной и инженерной точки зрения технология и чем она уникальнее, тем более привлекательной она становится для инвестирования. Такие технологии могут найти применение на многих рынках. Эта инвестиция является универсальной: даже если рыночная гипотеза (а зачастую именно так и случается) не оправдывается в ближайшей перспективе, если у стартапа есть DeepTech-драйвер, компания продолжает существовать и просто меняет рынок. Это сложно, но стартап не умирает — он продолжает жить, просто какой-то период будет сложнее.
Как относитесь к инвестированию в нейросети и искусственный интеллект?
Мы инвестируем в искусственный интеллект, но это не LLM-модели, а настоящий искусственный интеллект более хардкорного уровня (DeepTech), где ребята понимают, что не для всего нужно использовать LLM; анализ данных можно проводить и аналитическими методами. Нейросети — это по сути компании, занимающиеся AI и разрабатывающие его как последний шаг, последнюю серебряную пулю, когда все другие методы уже не сработали.
Чувствуете ли вы необходимость соответствовать общим трендам и инвестировать в те же стартапы, что и другие инвесторы?
Нет, скорее наоборот. Я всегда приветствую соинвестирование. Я понимаю, что холдить сделки — это достаточно интересно, но делать это своей стратегией я бы не стал. Объясню почему: когда ты вкладываешь деньги на ранних стадиях, ты выбираешь проекты, где еще нет большого количества инвесторов. Я считаю, что нужно инвестировать туда, где другие инвесторы не видят потенциала. Это часть моей стратегии — привнести в следующий раунд то, что другие еще не заметили.
Вы, в том числе, основатель школы Startup Unit. Не могли бы вы дать профессиональный совет стартаперам о том, как привлечь инвестиции?
Важно показать свою уникальность на рынке, продемонстрировать продажи и рост на уровне 20-30% месяц к месяцу. Также необходимо представить сильную команду и продемонстрировать понимание основ финансовой деятельности. И, конечно, будьте экспертом в своей области; важно быть техническим и технологическим специалистом в том, что вы делаете.
Инвестиции в стартапы на ранних стадиях набирают популярность как эффективный инструмент для проверки гипотез и разработки инновационных решений. Однако это направление пока нельзя назвать зрелым трендом. Почему? Давайте разберёмся вместе с нашим СЕО Дмитрием Куриным.
Привет, меня зовут Макс, и я основатель и СЕО корпоративной стартап-студии ADP, он же (Admitad Projects). Так сложилось, что я прошел довольно редкий путь создания «фабрики по производству стартапов» на большом масштабе: 350 человек в команде, суммарно около 30 млн долларов инвестиций, 6 стран, где запускались бизнесы, более 20 проектов старше сид-…
Результаты инвест-раундов осени'24
Этой осенью пять стартапов, с которыми я работаю, выходили на раунды. Два подняли деньги, три – нет. Не буду писать банальных вещей про «венчурную зиму», «тёплые интро» и «токсичность русских фаундеров». Напишу о некоторых инсайтах.
Вы хотите привлечь инвестиции в свой стартап или даже в идею? Ищите точки роста для бизнеса? Или быть может хотите наладить взаимоотношения в команде или даже в своей семье? Профессор финансов Высшей школа бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев рассказывает об основных принципах роста бизнеса.
Два года я ждала момента, чтобы начать писать о краудфандинге на Kickstarter. Если вы искали информацию на русском языке, то, скорее всего, нашли больше историй о неудачах, чем о реальных успехах. Я же хочу рассказать о наших двух успешных кейсах, а также о том, какие методы мы сочли рабочими, какие проекты имеют шансы на сбор средств и что делать,…
Этот разбор поможет вам понять, почему у вас не получается привлечь инвестиции.