Рецензия на фильм Субстанция - как эмоции превращаются в болезни.
Недавно мне попалась на глаза рецензии на фильм Субстанция, я заинтересовалась и решила сама посмотреть этот фильм. Он произвел на меня большое впечатление чрезвычайной наглядностью своей метафоры взаимоотношений эмоций и тела в контексте психосоматики - как эмоции превращаются в болезни.
В фильме показана жизнь знаменитой актрисы Элизабет Спаркл, популярность которой увековечена звездой на аллее славы в Голливуде. Однако сейчас она переживает закат своей карьеры. Она ведет фитнес-шоу на телеканале, и ее продюсер увольняет ее прямо в ее день рождения, потому что хочет найти ведущую помоложе. Элизабет перфекционистка, она даже в свои 50 лет имеет идеальное тело. Роль актрисы и ведущей – это смысл всей ее жизни, у нее нет семьи и других интересов, опор, которые могли бы придать смысл ее жизни, и сгладить потерю красоты и места ведущей. По пути домой, она отвлекается на рабочих которые снимают с билблорда плакат с ее изображением, попадает в аварию, а оттуда в больницу. Врач пытается порадовать ее, сообщив ей, что у нее нет повреждений, но она настолько погружена в траур по своей утраченной привлекательности , что не обращает на него внимания. И тогда мед брат незаметно подкладывает ей в карман флешку с рекламой некой субстанции, которая создаст лучшую версию ее. Единственное требование – соблюдать баланс, чтобы обе версии жили по очереди и менялись каждую неделю. Иными словами, это требование означает, что обе версии являются единым целым и то, чем злоупотребит одна, окажется навсегда потеряно для другой. От себя не убежишь, но об этом главная героиня узнает позже уже на своем опыте. Это требование звучит не слишком обременительной платой за возможность отмотать время вспять и вернуть с лихвой свою привлекательность, сохранив при этом еще и жизненный опыт, которого в молодости у нее самой еще не было, стать своей лучшей версией себя.
Так в погоне за желанием достичь невозможного, стать моложе себя самой, происходит расщепление внутреннего мира Элизабет на две части – на идеальную, всеми любимую версию себя, которая возьмет себе имя Сью, и нелюбимую, забытую и ненужную, даже ей самой- саму Элизабет.
А дальше по ходу фильма между этими двумя частями, которые по идее должны быть равноценными, начинают развиваться отношения. И отношения эти со временем оказываются взаимно неприязненными с обеих сторон потому что несмотря на то, что обе они являются единым целым - каждая пытается жить по своему, не оглядываясь на другую - обе они игнорируют интересы друг друга.
Сью, считая что другого шанса больше не будет, в погоне за признанием зрителей, начинает злоупотреблять своим временем, игнорируя то, что это разрушительно отражается на оригинальной версии на Элизабет, ее тело усиленно стареет от этого.
Тогда как Элизабет, не имея своих интересов, тратит все отведенное ей время на просмотр программ по телевизору и заедание эмоциональной пустоты куриными ножками, т.к. другие стороны ее жизни такие как, хобби, встречи с друзьями, свидание с одноклассником, который пригласил ее и восхищается ею, мало развиты, поскольку все ее силы вложены исключительно в идеальную версию. При этом Элизабет игнорирует то, что обилие нездоровой пищи отражается потом на фигуре Сью. Как-то ночью Сью снится, как во время оной из съемок, заметив выскочивший на ягодице жилвак, который портит ее фигуру, вытаскивает у себя из пупка куриную ножку, съеденную Элизабет.
В результате, обе они звонят разработчику субстанции с жалобами друг на друга, пытаясь привлечь его на свою сторону - Элизабет хочет отменить ускоренное старение из-за того, что Сью злоупотребляет временем, а Сью не устраивает, плохая фигура из-за того, что Элизабет злоупотребляет перееданием. Но разработчик говорит им обеим - что нет никакой ее и вас. Вы - единое целое, и злоупотребления одной стороны неизбежно отразятся на другой, и будут утрачены для нее.
Таким образом он намекает на то что единственный выход из их конфликта без ущерба для целой личности - это наладить дружеские заботливые и уважительные отношения между ними двумя, а не пытаться избавиться друг от друга, т.к. абсолютный выигрыш любой из них обернется ущербом не только для другой стороны, но и для целого, для всей личности.
В этой метафоре Элизабет и Сью символизируют две части одного и того же человека, а точнее две его конкурирующие потребности, которые пытаются решить между собой какая из них главнее. Сью олицетворяет потребность в принятии, восхищении. Элизабет олицетворяет потребность в спонтанности, искренности, удовольствии, радости, развитии. Получается, что в случае Элизабет Спаркл, получить принятие она может только с помощью красоты, отказавшись от спонтанности и любых других радостей, что ей и удается успешно делать на протяжении 50 лет, до тех пор, пока красота ее не начинает увядать. Вот тут то и начинаются проблемы.
Это наглядная метафора того, так борются друг с другом эти две части личности, которые по сути являются всего лишь двумя противоречивыми потребностями одного и того же человека актрисы Элизабет Спаркл, как этот конфликт ослабляет тело, которое является источником, жизненных сил и энергии. Если не будет здорового тела, не будет никого из них, ни Элизабет, ни Сью. Потому что, разрушив своим конфликтом тело, они в итоге не могут восстановить его, разработчик отказывается продать им такой эликсир, они обе в конце концов из-за этого лишаются жизненных сил и самой жизни. Метафорически говоря, Сью загоняет лошадь на которой сама же и скачет. Это достаточно безжалостно по отношению к себе.
Сью избивает Элизабет до смерти, разозлившись на то, что та хотела остановить разрушение своего тела, избавившись от Сью, а без ее тела, Сью сама распадается на части, хоть и довольная тем что это застигло ее на аллее славы, а не где нибудь в больничной палате.
Фильм просто поразительно нагляден в этом смысле. Сценарий конфликта Сью и Элизабет очень похож на сценарий роста раковой опухоли в медицине - опухоль пользуется ресурсами организма, требуя себе неограниченного питания и роста, не оглядываясь на возможности организма, не принося при этом организму пользы , растет до тех пор, пока не исчерпает все эти ресурсы полностью до дна и не умрет вместе с этим организмом. Это пример того как хронический стресс, вызванный безостановочной погоней за своим идеалом и перфекционизмом, без возможности передышки и восстановления сил, разрушительно отражается на организме, вызывая болезни и ускоренное необратимое изнашивание и старение организма.
Фильм показывает, как далеко могут зайти последствия этого конфликта между двумя жизненно важными потребностями одного и того же человека, до тех пор пока сам человек не наведет среди них порядок.
В фильме ничего не говорится о детстве Элизабет, однако обычно такой жестокий конфликт между потребностями возникает, если ребенка в детстве не принимают таким какой он есть, а условием принятия ставят отказ от других потребностей. От него требуют строго определенных проявлений, которые нравятся родителям. Его запихивают в прокрустово ложе требований привлекательности, а если он в это ложе не помещается, то без сожаления отталкивают его.
Негибкость и безапелляционность родителей в своих требованиях, которых в фильме больше всего напоминает ее продюсер, превращается у детей в безжалостность к себе. И последствия этой безжалостности мы хорошо видим в фильме - Сью стремится к красоте и признанию любой ценой, даже ценой безжалостного отношения к себе и своей жизни. Она сделала свой же организм своим врагом.
В жизненном опыте Элизабет есть четкое представление о критикующих, осуждающих родителях, в фильме на них похожи ее бесцеремонный продюсер, ее сосед, живущий напротив, парень которого она пригласила домой после вечеринки, которым наплевать на нее саму, но не на ее привлекательность.
Образу родителей в лице всех этих окружающих ее людей, она и хочет изо всех сил угодить своей привлекательностью, тогда как им от нее ничего кроме этой привлекательности и не нужно, а возраст создает ей препятствия на этом пути и тогда организм становится ее врагом. Потеря красоты тела связана для неё с потерей принятия этих пользующихся ее красотой людей, и она стремится избежать этого даже ценой своей жизни.
Но в ее жизненном опыте виден дефицит представления о добрых, заботливых, поддерживающих родителях, что проявляется в недостаточной заботе о себе, даже в ситуациях где это прямо необходимо. Она уверена, что без Сью ее не за что больше любить и поэтому так сильно за нее держится, и до последнего закрывает глаза на свое обезображенное тело после ее злоупотреблений. Сью ей нужна потому, что себя без Сью она ненавидит. Она признается, что Сью это единственное что она в себе любит.
Что здесь мог бы сделать психолог - так это попытаться наладить отношения между Сью и Элизабет так, чтобы они подружились, относились бы друг к другу заботливо и внимательно, а не потребительски, опираясь на то, что обе они части единого целого и не могут убежать друг от друга, обе они пользуются ресурсами этого целого и обе погибнут, если разрушат это целое.
Если поддержать Элизабет, помочь создать ей больше опор в жизни, любимых занятий и людей, которые будут приносить ей радость, удовольствие, помимо восхищения ее красотой, научить заботиться о себе, чтобы она не полагалась только исключительно на признание и красоту, как единственный источник радости и удовольствия в жизни. Тогда она стала бы реже прибегать к помощи Сью, и тогда Сью тоже смягчилась бы - она по прежнему будет уделять внимание своей красоте и внешнему виду, но не любой ценой, уже не в ущерб собственному здоровью и качеству жизни.