Как смена деятельности в период коронавируса отразится на компаниях сегодня

Есть ряд компаний, которые в период пандемии отказались от производства своих товаров, стали производить маски, антисептики, средства защиты и т. д. У них наблюдался резкий рост прибыли в период ажиотажа, сейчас же спрос падает. Как поступать предпринимателям, чтобы остаться на рынке? Возвращаться к докарантинным продуктам или искать новые ниши?

На самом деле те, кто вовремя среагировали, смогли на этом неплохо заработать. Но сегодня ситуация потихоньку стабилизируется, и бешеный спрос начинает спадать.

встреча выпускников Высоцкий Консалтинг  Александр Высоцкий
встреча выпускников Высоцкий Консалтинг Александр Высоцкий

Как закрепить и повторить успех?

Получив превосходный результат, предприниматель пытается его повторить. И это нормально, но это довольно опасная штука. Для того чтобы повторить или закрепить какой-то успех, нужно понять, с чем вообще мы имеем дело, разобраться, что это был за успех, почему вдруг получилось.

Я сторонник того, чтобы всегда смотреть на это с точки зрения бизнес-процессов компании, поскольку внезапно возникла ниша с мощным спросом, высокой рентабельностью, и этой возможностью многие воспользовались. Такие ниши в обычное время, когда не происходит больших сдвигов в социуме, практически не возникают, вернее, они возникают, но гораздо реже и не настолько ярко выражены.

Для того чтобы продолжить своё победное шествие с высокомаржинальным и высокоприбыльным продуктом, у вас в компании должна постоянно выполняться функция поиска ажиотажных ниш, причём поиск ажиотажных ниш может быть только в той области, которую вы можете притянуть с точки зрения ваших технологических процессов.

Роль владельца компании

Обязанность владельцев бизнеса, в отличие от роли высших руководителей, — искать высокомаржинальные ниши, держать нос по ветру, предугадывать появление таких продуктов. Это относится к роли владельца бизнеса, я об этом книгу написал.

К сожалению, могу сказать, что большинство владельцев малого и среднего бизнеса в этом хороши в лучшем случае один или два раза в жизни. Знаете, нашёл — повезло, попал в струю, бизнес заработал, и мы крутим ту же самую «шарманку». Это по-своему здорово и классно, потому что это позволяет улучшить качество и стандарты.

Я думаю, что вы сами как потребители любите обслуживаться, получать услуги в компаниях, которые одним и тем же занимаются много-много лет, постоянно накапливают экспертизу. Вы бы хотели иметь таких партнёров, друзей, поставщиков. Это нормально. Мы все этого хотим, потому что это нормальный подход.

Но поиск успешных ниш и анализ рынка — это определённый навык.

Почему стоит вернуться к докарантинным продуктам

С точки зрения теории вероятностей, сегодня предпринимателям стоит быстро закончить с санитайзерами и вернуться к своим докарантинным продуктам, не искать новые «горячие продукты». Объясню почему.

1. Отсутствие экспертности

Большинство владельцев бизнеса открывают успешный бизнес в той нише, в которой они эксперты. В других нишах они не специализируются и не стремятся быть экспертами, поэтому они даже не заметят в этих нишах какие-то потенциальные возможности, если только они не чудовищного размера, как было в карантин с масками, санитайзерами и так далее.

2. Нет методики

Для того чтобы успешно искать ниши, бизнес-проекты, есть методики. Думаю, вы согласитесь, в любой области, чтобы быть успешным, нужно знать методики.

Иначе будете выглядеть неопытным игроком на фондовом рынке, который вдруг поймал один момент, когда акции рухнули в самую пропасть, и так уж получилось, что у него этот момент есть наличные, он покупает нужные акции. Естественно, они идут вверх, он зарабатывает, и он считает себя уже успешным инвестором на фондовом рынке. Но этот успех только до первого падения акций. С вероятностью 90–95% он потеряет все свои деньги, если он не подходил к этому системно. Есть вероятность, что этот предприниматель вцепится в свои акции, не будет продавать долгое время, в конце концов тренд после ужасных спадов будет всё равно растущим, он заработает. Но процент таких людей будет ничтожно маленьким.

То же самое касается выбора ниши с высокомаржинальным товаром ажиотажного спроса. Они есть и в мирное время, правда, не такие высокие всплески, как при пандемии. Но для этого нужно учиться так же, как и владельцу бизнеса необходимо учиться делать свою работу профессионально.

Уверен, что, если я возьму 100 владельцев бизнеса и задам вопрос: «Что вам мешает найти то, что будет развивать вашу компанию, найти те самые ниши?», из 100 человек 99 ответят: «Я не могу! К вечеру отрываю голову от рабочего стола, я сильно перегружен». И я с ними согласен, в таком состоянии заниматься поиском ниши очень тяжело.

Поэтому я всегда говорю, что, когда вы строите систему управления в компании, выращиваете команду руководителей, которая может справляться с оперативкой, вы как владелец получаете не просто свободу и бизнес, который работает на вас, а возможность применять высокоуровневые инструменты и профессионально выполнять работу создателя бизнеса. А иначе получается такой бизнес, в котором сотрудники сидят унылые, в то время как руководитель трудится вместо них, как пчела, и теряется в догадках, почему же его компания стоит на одном и том же месте и никак не может воспользоваться рыночными возможностями.

- Александр Высоцкий

22
1 комментарий

Комментарий удалён модератором

Если у Вас есть технологии и Вы эксперт в даной области - конечно стоит оставаться. Вы уже на 2 шага впереди конкурентов.