Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире

В странах бывшего СССР принято ругать себя и смотреть снизу вверх на развитые страны Запада. В данном статье я хочу рассказать, почему это во-многом уже неактуально и как можно воспользоваться этим окном возможностей на глобальном уровне.

Если говорить о моей бизнес-экспертизе, то с 2009 года я начал свой первый успешный проект с годовым оборотом в несколько миллионов евро, а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.

Итак, позволю себе небольшой экскурс в историю.

1. Классический капитализм.

Капитализм в том виде, каком мы его знаем, возник по историческим меркам сравнительно недавно – с начала 19-го и по середину 20-го века. Его основную суть довольно точно описали марксисты – в массовом капиталистическом производство товаров и услуг есть базовый и неразрешимый конфликт интересов – капиталист хочет выжать максимум из имеющихся у него ресурсов, том числе работников, рассматривая их как объект и не допуская их к владению капиталом. Несмотря на эту базовую несправедливость многие капиталистические страны мира добились впечатляющих успехов в развитии технологий и кардинального улучшении качества жизни людей. Однако, и социальный конфликт при таком способе производства был настолько острым, что в некоторых странах он спровоцировал появление и укрепление социалистического способа производства. Идеи социализма и справедливости были крайне популярными до 70-х годов 20-го века и по сути заставили классические капиталистические страны пойти на уступки в вопросе большей справедливости к доступу к общественным благам.

2. Социальный капитализм.

Несмотря на крах социалистических систем в конце 80-х – начале 90-х абсолютное большинство западных стран продолжили активное «полевение». Это касается в первую очередь западноевропейских стран. Германия и скандинавские страны ввели бесплатное образование для всех, бесплатную страховую медицину, обширную систему льгот и финансовой поддержки малоимущим слоям населения. Государство и общественные институты стали играть несоизмеримо бОльшую роль в управлении капиталом и бизнесом – предприниматель перестал иметь право увольнять и сокращать работников без согласования с профсоюзами и отраслевыми союзами и обязан был согласовывать многие управленческие решения с государством (допустимые технологии, экологические нормы и т.п.).

Страны бывшего соцлагеря, напротив, оказавшись у разбитого корыта, были брошены назад к дикому капитализму, практически потеряв все завоевания социальной поддержки, существовавшей до этого. Вместе с очевидными минусами такой ситуации, бизнесы и люди на пост-советском пространстве не только выжили, но и приобрели уникальную бизнес-культуру, готовую меняться и приспосабливаться к любым негативным условиям и основанную на всем известном принципе «не верь, не бойся, не проси». Похожая бизнес-культура сложилась также в таких крупных развивающихся странах как Китай, Индия, Бразилия, Турция.

Западные же бизнесы (за исключением США) такую гибкость и резистентность во-многом потеряли и становятся всё более похожими на поздне-советские элиты, стремительно теряя свою конкурентоспособность в пользу «молодых агрессивных» экономик. Ситуацию усугубляет мощный социальный прессинг, граничащий с цензурой и запретом на деятельность в отношении принятия непопулярных решений как сокращение и закрытие местных производств, отношения с социальными, национальными, религиозными и сексуальными меньшинствами, которые по сути стали диктовать предпринимателям мэйнстримную повестку и могут фактически управлять бизнесами.

Масла в огонь подлил, конечно, коронавирус, при котором влияния государства и ограничений стало кратно больше, а свободы, в том числе предпринимательской кратно меньше. Крайне негативным фактором для западных экономик является ещё и то, что население уже привыкло получать бесплатную помощь от государства и имеет крайне мало мотиваций к самостоятельному преодолению кризиса. Многие бизнесы также заняли «паразитную» позицию и массово рассчитывают на помощь от государства, благо финансовых резервов накоплено предостаточно. Однако, за всё приходится платить!

3. Гибридная agile эра.

Основным маркером этой эры было лавинообразное развитие цифровых техно

логий с начала 2000-х, основанных в своей массе на предоставлении сервисов и услуг. Нужно признать, что объективными достижениями двух предыдущих этапов стало экспоненциальное повышение качества жизни людей практически во всех странах мира. Проще говоря, человечеству больше не нужно бороться с массовым голодом и заботиться об обеспечение базовых физиологических потребностей. На первый план выходит сервис, ощущения, эмоции и т.п. Поэтому в структуре всех ведущих экономик мира (включая добывающие страны как Россия, Канада, Австралия, ОАЭ и т.п.) сфера услуг с помощью масштабируемых ИТ-технологий стала играть определяющую роль. И у большинства западных стран с этим сектором вернее с предоставлений таких услуг очень большие проблемы.

Однако, мир стремительно меняется и основным показателем успешности становятся не продвинутость технологий как таковых, а способы их предоставления потребителям. Умение подстраиваться под клиента, «чувствовать» его потребности – ключ к предпринимательскому успеху. Мир становится гибридно-гибким (agile), где вчерашние конкуренты объединяются в стратегические альянсы, где оффлайн сосуществует с онлайн, где для достижения целей компании ей уже не нужно нанимать сотрудников в штат, а поручать задачи фрилансерам, проектным подрядчикам и партнёрам из любой точки мира.

С другой стороны, сложные социальные и финансовые ограничения в совокупности с социалистическим трудовым законодательством создают громадные проблемы для западных предпринимателей по предоставлению своих сервисов! Бизнесу приходится постоянно оглядываться и опасаться, чтобы своими действиями и словами не оскорбить какое-либо меньшинство и не затронуть чьи-то интересы. Сила общественного давления здесь приобрела формы и методы культурной чистки. Общественные, экологические, религиозные и тому подобные активисты могут в считанные дни устроить вашему бизнесу бойкот, массовое порицание и травлю.

Показательный пример – это случай, произошедший с известной немецкой дрогери сетью Douglas. В декабре 2020 года немецкие власти ввели полный запрет оффлайн торговли за исключением товаров первой необходимости (продукты питания, бытовая химия, лекарства и гигиенические средства). Douglas фокусируется в основном на парфюмерии и косметике, но продаёт также и гигиенические средства. Пользуясь этим руководство компании оставило открытыми полки с гигиенической продукцией, закрыв все остальные. Это вызвало шквал возмущения и бойкот компании миллионами подписантов. Топ-менеджменту пришлось уже на 2-й день работы закрыть магазины и слёзно извиняться перед всеми «пострадавшими» за своё «безответственное поведение», хотя они выполнили все санитарные требования, действовавшие на тот момент.

Окно возможностей

Бизнесы в большинстве пост-советских стран таких проблем не имеют. Государству по большому счёту на них наплевать – лишь бы платили налоги и не вмешивались в политику. Общество также не предъявляет бизнесу высоких требований, сопоставимых с западными странами.

Всеэто создаёт в русскоязычном пост-советском пространстве беспрецедентный уровень свободы с точки зрения возможностей по разработке новых бизнес-концепций и моделей, свободного обмена опытом и мнениями и проведения экспериментов. Очевидно также, что крайне низкий платёжеспособный спрос не всегда даёт этим бизнесам зарабатывать и развиваться на своих внутренних рынках в достаточной мере.

С другой стороны, это создаёт необыкновенные до сих пор возможности по развитию экспорта услуг. Коронавирус показал, что осуществление значительного объёма услуг возможно удалённо и с помощью цифры. Продвинутые цифровые технологии, отличный и гибкий сервис, дешевизна рабочей силы, этот сервис предоставляющий, создаёт громадные конкурентные преимущества перед большинством западных игроков. Реально объективные препятствия – это адекватная языковая поддержка местных пользователей, а также знание особенностей местного законодательства. Но эти трудности вполне преодолимы.

Желаю всем успехов, новых открытий и позитивной трансформации в новом 2021 году!

Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире
2121
29 комментариев

Отсутствие информации о своих бизнесах вызывает недоверие к статье и желание поставить минус потому, что по стилю материал напоминает статью мамкиного инфобизнесмена.

28
Ответить

бизнес в России: https://anhel.ru
бизнес в Германии: https://est-set.com
https://www.linkedin.com/in/romanpanin/
Будьте добрее и люди к вам потянутся!)

7
Ответить

зашел написать примерно то же самое, но ты уже. а ведь бизнес на несколько миллионов евро, это не ларек с сэндвичами, мог бы и рассказать автор

4
Ответить

дешевизна рабочей силы

То есть русскоязычный бизнес крут и свободен тем, что может платить работникам гроши и топтать их права? Ну в том-то и дело, что востребованные специалисты на таких условиях работать не будут и предпочтут работать в Европе или США с их социализмом, а русскоязычный бизнес так и будет перебиваться низкотехнологичными отраслями и протекционизмом вроде закона о предустановке российского ПО.

17
Ответить

 Ну в том-то и дело, что востребованные специалисты на таких условиях работать не будут и предпочтут работать в Европе или США с их социализмом. Почему не будут? ИТ вполне работает, да, зп выше чем в большинстве других отраслей, но ниже европейской. Миграция, все же, далеко не для всех. Но это ладно, куда смигрирует хороший токарь, электрик, фрезеровщик или оператор чпу? 

3
Ответить

Как русскоязычный бизнес стал одним из самых крутых и свободных в мире а с 2016 года живу и работаю в Германии, где в 2020 году начал свой первый собственный проект за пределами России.

9
Ответить

Нормальная тема, поднять денег в рф и эвакуироваться. Поддерживаю. 

6
Ответить