Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Говорят, современные студенты обожают практические задания, а бизнесу всегда не хватает свежих идей и молодых талантов, готовых «зажечь». Университеты дают отличную базу, но как превратить теорию в реальный проект? Как пройти этот захватывающий, но часто тернистый путь от первой искры идеи до продукта, который кто-то захочет купить? Особенно если ты молод, амбициозен и мечтаешь запустить что-то свое, но пока не очень понимаешь, как устроен «взрослый» мир бизнеса.

Мы в SPLAT Global решили, что лучший способ «научить плавать» — это аккуратно подтолкнуть в воду, но обязательно с надежным «спасательным кругом». Мы стали искать подходящего партнера из академической среды, который помог бы реализовать подобную идею. И такой партнер нашелся — это Высшая школа бизнеса МГУ. В ВШБ МГУ обучают предпринимательству и имеют огромный опыт взаимодействия с бизнесом, в том числе в учебном формате.

Результатом нашего сотрудничества стал запуск в 2022 году образовательного курса — «Действуй как предприниматель» (Act like a owner). Нашей общей целью было не просто провести мастер-классы, а провести ребят по полному циклу создания продукта, используя накопленный опыт компании: от «а что если?..» до «смотрите — вот он на полке!». И главный результат этой затеи — не просто зачеты в ведомости, а настоящий продукт, родившийся на курсе, который уже продается.

Анастасия Нидзий
Директор бренда BIOMED

Меня зовут Анастасия Нидзий, в компании SPLAT Global я являюсь директором бренда BIOMED, а также вот уже 3 года занимаюсь развитием образовательных инициатив и поиском неординарных идей на стыке науки и бизнеса. Хочу поделиться и нашей историей: как всё начиналось, что из этого вышло и чем наш опыт полезен другим.

Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Как устроен наш курс: Немного закулисья

Итак, «Действуй как предприниматель». Что это за идея? По сути, это ежегодный интенсивный курс по созданию дорожной карты для запуска нового продукта на рынок, где мы вместе с молодыми предпринимателями проходим весь путь создания и запуска нового продукта: от момента, когда в голове только-только загорелась лампочка идеи, до того, как этот продукт появляется на полке и начинает свою жизнь на российском или даже международном рынке.

Курс рассчитан на ребят, у которых горят глаза, — тех, кто хочет не просто узнать, а сделать: запустить свой стартап, развить существующий проект или просто научиться мыслить как предприниматель, даже работая внутри большой компании.

Курс вошел в обязательную программу ВШБ МГУ, и по итогам ребята получают самый настоящий зачет. Но главный «результат» — это готовая дорожная карта собственного проекта. Студенты могут взять любую идею, которая их драйвит, или прокачать свой уже существующий стартап, получив экспертизу от практиков.

Коротко о структуре: Мы разбили весь процесс на 5 ключевых модулей, подобно этапам в «большом путешествии»:

  • Идея: Где искать инсайты? Как проверить гипотезу? Как понять, что это не просто «прикольно», а может «взлететь»?
  • Потребитель: Кто твой клиент? Как его найти и понять? Исследования, маркетинг, позиционирование.
  • Коммерциализация: Как на этом заработать? Бизнес-модель, ценообразование, каналы продаж. Слово берут наши коммерсанты и логисты.
  • Вывод на рынок: Упаковка, продвижение, первые продажи. Как заявить о себе миру?

Кто помогает студентам?

Самое ценное, на мой взгляд, — это прямое общение с практиками. Каждый год в программе участвуют до 10 наших коллег из компании. Это не просто лекторы, а реальные руководители департаментов: маркетинг, PR, разработка (R&D), патентование, логистика, коммерция. В проект вовлечены лидеры разных направлений и из международных офисов, например, из Китая и Великобритании. По сути, студенты получают доступ к «концентрированному» опыту всей компании.

Конечно, мы не одни. Огромную поддержку оказывает ВШБ МГУ, предоставляя методологическую базу. Плюс с ребятами работает опытный трекер — такие специалисты обычно помогают стартапам в крупных акселераторах вроде ФРИИ. А поскольку у нас есть и международный фокус, конечно, эксперт по международным коммуникациям.

Зубная паста в таблетках: Как студенческий проект стал реальностью

Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Первый запуск курса в 2022 году был волнительным и для нас, и для студентов - это MVP. Мы не знали, чего ожидать, но надеялись на лучшее. И вот на финальной защите проектов перед жюри (в котором сидели и представители МГУ, и практики из SPLAT Global) выступают две девушки — Юлия Коркина и Дарья Крылова. Их идея — зубная паста в таблетках.

«Ну таблетки и таблетки, такое вроде уже есть», — могли бы подумать мы. Но девчонки подошли к делу серьезно. Они не просто предложили форм-фактор, они представили продуманную концепцию:

  • Анализ рынка: Они изучили, что уже есть на мировом рынке таблетированных паст, скупили образцы, разобрались в их плюсах и минусах (часто такие пасты крошатся, плохо пенятся, а эффективность оставляет желать лучшего).
  • Потребность: Они хотели найти замену пластиковым тубам, которые разлагаются около 700 лет.
  • Концепт продукта: Паста должна была совмещать два действия — отбеливание и укрепление эмали. И точно не должна быть слишком абразивной.

По сути, они подготовили то, что у нас в компании называется Stage 0, или маркетинговый бриф: детальное описание идеи с точки зрения бизнеса и потребителя. Их проект признали лучшим на потоке — и за глубину проработки («академичность», как говорят в вузе), и за очевидный бизнес-потенциал.

Синергия: Идея + Технология + Команда

И тут случилась магия синергии, которую мы и искали, запуская курс. Девушки пришли с классной, рыночно ориентированной бизнес-идеей. А у нас как раз в это время шла активная работа над нашей инновационной технологией — пьезоэлектриками для линейки Biomed. Звучит, наверное, как что-то из области физики, но если упростить: это специальные компоненты, которые активируются во время чистки зубов и помогают значительно усилить эффект отбеливания, при этом оказывая щадящее действие на эмаль. Это разработка SPLAT Global, над которой несколько лет трудились наши R&D-специалисты и уже получили патент. Мы уже знали, что эта технология отлично работает в одной из линеек наших зубных паст, и поняли, что она может идеально «лечь» на идею таблеток.

Почему и как? Оказалось, что в сухой форме пьезоэлектрики работают даже эффективнее, чем в жидкой пасте — почти в два раза! То есть мы могли не просто сделать «еще одну зубную пасту в таблетках», а создать продукт с уникальными свойствами — отбеливание до 4х оттенков без повышения чувствительности и с доказанной эффективностью. Все это за 4 недели использования!

Мы пригласили Юлию и Дарью к нам в компанию — попробовать довести их идею до ума уже с нашими ресурсами: лабораторией, экспертами, производственными возможностями. У девушек горели глаза, у нас были технология и вера в проект. Это был идеальный «мэтч»!

Конечно, путь от концепта до готового продукта — это не спринт, особенно в такой наукоемкой сфере, как наша. Это марафон. Понадобилось время на разработку самой формулы, дизайн упаковки, многочисленные тесты (в том числе в независимой лаборатории Intertek в Англии), получение всех необходимых документов. Но в декабре 2024 года это случилось: зубная паста Biomed Moleculare White в таблетках появилась на полках в России.

В итоге наш совместный с ВШБ МГУ курс стал примером для других индустриальных партнеров, а публикация о нем вышла в “Московском университетском вестнике” — старейшем издании МГУ.

Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Команда мечты: Из магистров в сотрудники SPLAT Global

А что же Юлия и Дарья? История получила самое логичное для нас продолжение. Изначально девушки пришли к нам, как говорится, на «первое свидание» — просто попробовать поработать над проектом вместе. Был в их команде и третий участник, молодой человек, но он довольно быстро понял, что это не совсем его путь, и пошел своей дорогой. А вот представительницы прекрасного пола так погрузились в процесс, что стало ясно: это всерьез и надолго.

В итоге обе девушки стали частью команды. Юлия сейчас развивается в бренд-маркетинге, а Дарья - в NPD (New Product Development), то есть разработке новых продуктов. Пройдя весь цикл с пастой в таблетках от А до Я, получили бесценный опыт и теперь применяеют его в других проектах.

Где результат и чему можно здесь поучиться?

  • Поиск инноваций и R&D на «аутсорсе». Как показал кейс с таблетками, молодые предприниматели и ученые могут принести не просто идею, а дать толчок к развитию наших собственных технологий. Исследовательские проекты помогают решать конкретные бизнес-задачи с минимальными затратами.
  • HR-канал нового типа и укрепление бренда работодателя. Это не просто поиск кадров, а возможность присмотреться к потенциальным будущим лидерам, увидеть их в деле, понять их мотивацию. Это инвестиция в будущее команды. Активное взаимодействие с ведущими вузами делает вашу компанию более привлекательной для молодых талантов, ведь как известно, типичный основатель стартапа-единорога возрастом до 35 лет.
Как вырастить продукт из университетского курса: Опыт SPLAT Global, Высшей школы бизнеса МГУ и кейс зубной пасты в таблетках

Конечно, не все так гладко. Главный вызов — долгий цикл. Проекты в сфере биотехнологий, как наш, не рождаются за три месяца. От идеи до полки может пройти несколько лет. Это требует терпения и веры в результат. Возможно, нам стоит расширять фокус и на другие сферы, например, IT или digital-проекты, где циклы короче.

Куда дальше?

Сейчас мы активно думаем над тем, как развивать нашу образовательную экосистему. Одна из идей — построить вокруг наших выпускников и экспертов настоящее комьюнити молодых предпринимателей и новаторов. Не просто прочитать курс и отпустить, а поддерживать связь, обмениваться опытом, возможно, даже помогать с менторством или первыми шагами в бизнесе. Пока это только мысли вслух, но кажется, что потенциал здесь огромный.

В любом случае, наш опыт показывает: мост между бизнесом и образованием строить можно и нужно. Это не всегда просто, но когда на полке появляется реальный продукт, рожденный из студенческой идеи, когда видишь горящие глаза ребят, которые сделали что-то настоящее, — понимаешь, что все было не зря.

2
Начать дискуссию