«Быть достаточно взрослой, чтобы умереть, – это достижение, а не поражение, и ту свободу, которую это даёт, стоит праздновать»
Мы живём в эпоху, где здоровье не просто ценность, а настоящая идеология. Культ благополучия и счастья окружает нас повсюду: фитнес-браслеты, витамины, профилактические обследования, бесконечные марафоны по «осознанности», и всё это под лозунгом «будь лучшей версией себя».
На это предлагает более пристально посмотреть американская писательница и социологиня Барбара Эренрайх. В своей книге Natural Causes (2018) она говорит о старении и смерти: Эренрайх сама перенесла рак и на каком-то этапе жизни отказалась от профилактической медицины. Не потому, что «всё бессмысленно», а потому что, по её словам, она достигла возраста, в котором смерть перестаёт быть трагедией. «Быть достаточно взрослой, чтобы умереть, – это достижение, а не поражение, – пишет она и добавляет. – Оставшееся мне время слишком ценно, чтобы проводить его в душных помещениях под холодным прицелом медицинской аппаратуры».
В её взгляде мы видим вызов не только врачебной системе, но и целой культуре, где здоровье стало религией, а отклонение от нормы рассматривается почти как моральный проступок. Она называет это «социальной эпидемией благополучия». Ссылаясь на книгу Гилберта Уэлча Over-Diagnosed: Making People Sick in the Pursuit of Health (2011), Барбара поднимает вопрос того, «какой объём жизненного времени должен быть на это [заботу о здоровье] потрачен, особенно с учетом издержек, компромиссов и снижающейся отдачи».
Несмотря на очевидные риски такого жизненного подхода, Барбара акцентуализирует на проблемах относительно того, как некоторые медицинские процедуры на деле являются лишь формами ритуалов, не дающих реального эффекта, зато приносящих реальный доход их демиургам.
Вдобавок ко всему, говорит она, благодаря всё большему проникновению таких ритуалов в ткань общества, водораздел между элитами и людьми увеличивается: в то время как часть элиты уходит в «в частную сферу, в зону индивидуальных интересов, в рамках персонального проекта самосовершенствования», другая часть, вроде «сказочниц капитализма» в лице Опры Уинфри, продолжают транслировать капиталистический нарратив индивидуальных успехов через настойчивость и устремленность, «замалчива[я] реальные структуры власти и неравенства в обществе».
Как подчеркивает Эренрайх, популяризирующийся в последние годы «техно-солютизм (tech solutionism) порождает бесконечный поток «самоулучшений» и «жизненных хакаутов», которые, распространяясь через корпоративную культуру Кремниевой долины и её продукты, внедряют в массы синдром рассеянности и самозамкнутости, ранее присущий лишь узким технологическим элитам».
Телеграм: