Продуктивность vs. Эффективность

Эта статья будет полезна тем, кто ведёт частную практику и:

  • работает 24/7, а также по выходным и праздникам,
  • не был в отпуске уже тысячу лет,
  • а если и был, то с ноутбуком, кипой рабочих задач, чатов с клиентами и тревогой, что «все работают, а я нет».

Меня зовут Алина Анварова, я профессиональный сертифицированный коуч и автор телеграм-канала "Как быть эксперту?". Уже больше 5 лет я консультирую экспертов по вопросам профессионального развития, а в телеграм-канале нечасто, но по делу пишу о том, с чем сталкиваются эксперты в своей профессиональной деятельности. Так что, если вам близок мой подход, подписывайтесь!

Новостные ленты принесли мне информацию, что 20 июня — всемирный день эффективности.

Как и многие другие дни чего-нибудь, праздник неофициальный и неизвестно кем и как придуманный, но в интернете активно распространяемый.

И всё же это прекрасный повод поговорить о том, что весьма сильно может облегчить тернистый путь работы на себя и предотвратить выгорание.

О чём пойдет речь:

Как всегда начнём со словаря.

Часто вижу посты и статьи с призывом повышать продуктивность, мол, только так вам легче будут даваться все рабочие и личные дела, а жизнь станет сказочной и счастливой. Фигня!

Продуктивность — это производительность. То есть способность что-то производить (товар, работу, услугу и др.), и чем больше, тем лучше.

Эффективность — это достижение определенных результатов с минимально возможными издержками.

Продуктивность отвечает за скорость и объем выполнения задач = делать больше.

  • Написать 10 постов за неделю.
  • Прочитать 4 книги по профилю за месяц.
  • Закрыть 15 задач за день.

Эффективность — за достижение целей оптимальным (силы, время, деньги) путём = делать нужное.

  • Написать 1 пост, но так, чтобы он привёл 5 клиентов.
  • Прочитать 1 главу из книги и сразу же внедрить в работу идеи из неё.
  • Закрыть за день 3 задачи, которые точечно ведут к поставленной цели.

Разница ощутима и физически, и эмоционально.

Почему тогда происходит путаница и мы плавно съезжаем из эффективности в продуктивность?

  • Культура занятости — «отдыхать» часто воспринимается как «бездельничать», особенно, когда вокруг все работают на износ. Что любопытно: отказать клиенту, когда он умоляет провести консультацию в воскресенье, может быть стыдно. А вот сказать: «Я работаю без выходных» — нет, более того, это же какой высокий уровень клиентоориентированности!
  • Синдром отличника — произойдёт катастрофа, если не сделать всё, сразу и идеально. Тут у каждого своё: не будут любить, будут ругать, накажут самым изощренным способом etc. Самое главное, дадут негативную оценку и повесят ярлык «бездарь», или «двоечник», или еще кто-нибудь неправильный.
  • Невозможность делегировать (по разным причинам). Часто это или «лучше меня никто не сможет сделать», или отсутствие ресурсов: проверенных подрядчиков, кто точно сделает хорошо, или денег, чтобы оплатить услуги этих самых подрядчиков.

И вот вполне может быть, что во всём этом есть свои плюсы, но когда вы работаете на себя, то

- во-первых, скорее всего вы работаете в одиночку и находитесь в условной изоляции, где вам элементарно не с кем обсудить сложности и проблемы в вашей работе, излить душу и пожаловаться на начальство,

- во-вторых, количество дел изо дня в день не только не уменьшается, но и растет (новые заказчики, новые идеи с последнего обучения, которые хочется внедрить, новые законы и правила, которые как-то надо соблюдать, опять закрыли площадку и надо «перевозить» блог куда-то и т.д., и т.п. и так до бесконечности).

Количество дел и задач растет, стресс накапливается, в отпуск не уйдешь, потому что «а кто тогда работать будет?!», работоспособность падает, дела и задачи решаются медленнее, а накапливаются быстрее, стресса всё больше — и привет!

Знакомо?
О да!
Вижу это у знакомых
Совсем не про меня

Хорошая новость: выход из замкнутого круга есть.

Он, может, не самый быстрый, но очень действенный. И находится как раз на стыке эффективности и продуктивности.

Если я спрошу, сколько времени вы работаете, что вы ответите?

Кто-то назовет количество лет в профессии, кто-то ответит – 24/7, кто-то – среднее значение, ну, примерно среднее. Но знаете ли вы точное число? Сколько часов вы работаете каждый день, неделю, месяц или год?

Как вам кажется?
Меньше 72 часов в месяц
От 72 до 144 часов в месяц
Больше 144 часов в месяц

Работа заполняет всё время, отведенное на неё.

Первый закон Паркинсона.

Это значит, что если на подготовку к консультации у вас есть целый день, то готовиться вы будете целый день. Однако Паркинсон, когда в 1955 году формулировал этот закон, не мог и предположить, что появятся соцсети и залипательные видео с котиками. Поэтому если на подготовку к консультации у вас есть целый день, то вполне вероятно, что 50% времени вы будете листать ленту, но всё оставшееся время у вас всё равно займет работа.

Как известно, у экспертов из работы не только консультации или предоставление какой-то другой услуги, но и маркетинг, переговоры, продажи, ведение документооборота и другие задачи в зависимости от специфики. И вот на всё это тоже так или иначе выделяется время. Осталось понять, как много и когда именно?

Выход из замкнутого круга лежит в ясном понимании, сколько часов вы работаете и насколько эффективны эти часы. Самый простой способ это понимание создать – вести учет рабочего времени.

Как вести учёт рабочего времени, чтобы увидеть реальную картину?

  1. Создайте таблицу, в которой будете фиксировать и анализировать данные о рабочем времени. Разлинуйте её так, как вам удобно, но обязательно укажите все 365 дней года. Ну, или только оставшиеся до конца текущего года дни.
  2. Цветом в таблице обозначьте дни, когда вы не будете работать: выходные, отпуск, праздники.
  3. Если вы хотите автоматизировать процесс, то можно сделать формулы для автоматического расчета суммы часов за месяц – это очень упрощает жизнь.
  4. Отдельно рядом с каждым месяцем сделайте ячейку для фиксации суммы дохода за этот месяц.
  5. Далее ежедневно просто фиксируйте рабочее время в таблице. Даже если вы всего на 5 минут заглянули в чат с клиентом – записывайте.
  6. В конце недели/месяца/квартала/года вы не только увидите общее количество рабочих часов, но и сможете посчитать их среднее значение в месяц, количество выходных, которые оказались рабочими, а также среднюю стоимость часа вашей работы. Именно она и будет являться показателем эффективности вашей работы.

Для справки: минимально допустимая стоимость часа работы по трудовому законодательству в этом году составляет 140 рублей.

МРОТ за полный рабочий месяц на целую ставку= 22440 рублей, если что.

И уже основываясь на реальных цифрах, вы сможете принять решение о том, нужно ли что-то изменить в рабочем процессе, и если да, то как именно.

P.s. Важное напоминание для честного разговора с собой: учет часов – это диагностика, а не экзамен. И чем точнее и детальнее будет диагностика, тем лучше вы узнаете себя.

1
5 комментариев