Максим Ноготков: «После первого заработанного в 20 лет миллиона долларов я перестал интересоваться деньгами»

В октябре 2020 года Максим Ноготков принял участие в проекте ThePartners. Сегодня публикуем главное из интервью основателя компании «Связной», ex-владельца интернет-магазина Enter, проектов Арт-парк «Никола-Ленивец» (2011–2015) и «Йополис», а также первой в России франшизы Pandora. Больше информации на «Дзене», информация о новых zoom-встречах — в telegram-канале.

Максим Ноготков: «После первого заработанного в 20 лет миллиона долларов я перестал интересоваться деньгами»

Про нетворкинг

Кремниевая долина — это место, где много разных тематических митапов. Их раз в 10 больше, чем в Москве. Когда я приехал, долина казалась мне более открытой чем Москва, но в реальности все не так: огромный информационный перегруз, очень много фондов, компаний, стартапов. Я слышал, что здесь порядка тысячи фондов и 11 000 инвестиций происходят ежегодно. Люди в долине очень ценят свое время. Я думаю, что около 95% всех сделок заключается по рекомендациями и знакомствам. Все завязано на нетворкинге, хотя каждый по-разному к этому относится. Я, например, не очень люблю это делать. Вопрос нетворка здесь можно решать через эдвайзеров, у которых уже есть наработанные связи, контакты, опыт работы в индустрии.

Про создание Кремниевой Долины в России

Я считаю, что из России очень сложно делать долину по ряду факторов: одно из ключевых препятствий для инвестирования — размер рынка. В России он по определению в большинстве отраслей в 10–20 раз меньше американского и китайского.

Второе — имидж после событий 2014–2015 года: прекратился поток иностранных инвестиций.

В России есть сильные стороны — это IT и математическое образование. Слабая сторона — маркетинг и продукты на глобальном рынке. России было бы легче стараться влиться в общеевропейский рынок и работать больше не на внутренний. Большинство технологических проектов сложно делать только на свой рынок — их трудно переносить на иностранные. Поэтому надо либо сразу делать международную историю, либо делать российскую, но в таком случае она будет достаточно маленькой. В Америке технологических инвестиций где-то в 100 раз больше, чем в России. Я не вижу предпосылок, чтобы эта ситуация изменилась в ближайшее 5–10 лет.

Я бы не сказал, что в Америке намного легче делать проект, наоборот, это сложнее. 60% фаундеров в долине — иммигранты. Конкуренция за деньги, инвестиции очень высокая. Поэтому продвинуть какие-то товары в России дешевле, легче и проще, чем в Америке.

О трендах бизнеса на мировом рынке

К актуальным трендам можно отнести все, что связано с:

— искусственным интеллектом;

— машинным обучением;

— устойчивым развитием;

— зеленой энергетикой;

— климатическими изменениями;

— декарбонизацией.

Будущее также будет иметь все, что связано с продолжительностью жизни и здравоохранением.

О своих проектах

Сейчас занимаюсь двумя вещами: ювелирная компания и клуб инвесторов.

Я хочу сделать on-demand продажи, то есть схему, при которой можно работать без стоков, производя изделия сразу под заказ. Это достаточно свежая и технологичная бизнес-модель. Проект уже запущен и работает, но, наверное, активно пиарить я его буду только в следующем году.

Что касается клуба инвесторов, то это как раз про устойчивое развитие: мы хотим сделать сообщество людей, которым интересна тема инвестиций и, соответственно, будем искать компании. Это международный проект. Запускаться начнем в следующем году, сроки сместились из-за коронавируса.

Про стратегию личностного роста

Не люблю ставить себя в рамки тренингов личностного роста. Я живу внутренним интересом к тем или иным темам: стараюсь оптимизировать энергию и интерес к жизни и работе. У меня достаточно много возможностей, которые появляются случайно, а не те, которые заранее были спланированы. Я бы оптимизировал качество жизни, а не развитие или обучение.

У всех людей слово «успех» ассоциируется с разными вещами. Мне кажется, что успех все-таки должен быть не социальной категорией и не единым стандартом для всех, а скорее внутренним мироощущением человека.

Про создание брендов-гигантов

Enter я создавал по модели из Англии, которую мы потом довольно сильно адаптировали для начинающейся интернет-коммерции в России. В то время был аналог, который назывался Argos и являлся топ-3 по любой категории продаж. Это довольно старый каталожный бизнес, существующий с семидесятых годов. Этим бизнесом мы и занимались, т. к. я чувствовал, что этого не хватает в России.

Пандора — довольно случайная история: нас порекомендовали английские дизайнеры, с которыми мы сотрудничали по Связному в 2003 году. Мне было достаточно легко перенимать для России какие-то европейские идеи, в том числе и потому что некоторые члены команды имели двойное гражданство. Сейчас это уже, наверное, не так актуально, но 10–20 лет назад таких возможностей было существенно больше.

Про личностные качества

Наверное, это потому, что после первого заработанного миллиона долларов в 20 лет я перестал интересоваться деньгами. Мой образ жизни не требовал тех денег, которые я зарабатывал.

Максим Ноготков

База начинается с желания или нежелания человека делать большие проекты. Это определенная нагрузка, стресс. Все начинается с амбиций, у меня они были. Это первое.

Второе — упорство.

Третье — чувствительность трендов и перспектив развития. Другими словами, интуиция.

Если говорить о том, что помешало, то это излишняя самоуверенность и отсутствие макроконтекста. Я как будто находился в вакууме: пропускал некоторые тенденции или не хотел их учитывать в бизнесе. Это обратная сторона амбиций: в тот момент я считал, что у меня в 95–100% все случится, как я задумал.

У человека всегда есть набор качеств, которые в одной ситуации ему помогают и усиливают, а в другой оборачиваются против него.

Человек очень быстро привыкает к любой смене обстоятельств. Я достаточно легко адаптировался. Наверное, это потому, что после первого заработанного миллиона долларов в 20 лет я перестал интересоваться деньгами. Мой образ жизни не требовал тех денег, которые я зарабатывал. Однако у людей довольно часто меняется самоидентификация после подобных событий. Самое важное в таких историях — не уронить свою самооценку и не считать себя сбитым летчиком.

Друзья, предлагаем подписаться на личный канал Кирилла Фомичева в Telegram — https://t.me/fomichevkiril. Здесь публикуются ссылки на новые эфиры с предпринимателями, идеи с прошедших открытых диалогов и другая полезная информация.

33
5 комментариев

Совсем пропал

1
Ответить

Так загубить Связной это надо суметь было, очень жаль. 

Ответить

Ничего что загубили Связной те кто его отжали?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить