«Дракула» (2025): не история любви, а сеанс психотерапии. Разбираю фильм как психолог
Когда я смотрела нового «Дракулу», то поймала себя на мысли, что это кино — совсем не о вампирах. Да, в сети шумят про вечную любовь и готическую эстетику, но для меня, как для психолога, эта история раскрылась совершенно с другой стороны.
Это фильм о человеческой душе. О том, как рождается травма, после которой мы всю жизнь ищем компенсацию. Это мощное исследование, которое я хочу разобрать вместе с вами через призму юнгианского анализа.
Анима и анимус: утраченная целостность
В юнгианстве отношения мужчины и женщины — это всегда путь к целостности, к единению мужского (анимус) и женского (анима) начал внутри нас. Анима — тёплая, мягкая. Анимус — холодный, структурный. Но в фильме всё переворачивается: Дракула, будучи анимусом, изначально показан тёплым и живым.
Потеряв свою «душу» (аниму), он лишается смысла. И его жажда крови — это не просто голод монстра. Это отчаянная, метафорическая попытка восполнить внутреннюю пустоту, наполниться чужой жизнью, когда своя потеряла цвет.
Рай, родитель и болезненная сепарация
Фильм гениально показывает рай как метафору отношений с родительской фигурой (в данном случае — с Богом). Родитель даёт всё, но требует полного подчинения. Война во имя Бога — это детское служение.
Но когда родитель не выполняет обещание («сохрани жену»), происходит крушение идеалов. И здесь рождается сепарация — болезненный, но необходимый бунт. Свобода оборачивается проклятием, а изгнание из рая — жизнью во грехе. И только в финале, через фразу «человек убивает во имя себя», приходит осознание личной ответственности. Это и есть настоящее взросление.
Голод телесный vs. голод смыслов
Одна из самых сильных сцен для меня — момент, где умирающий от физического голода юноша встречает Дракулу, который «умирает» от голода духовного. Фильм вскрывает эту тему как основную: мы все ищем, чем напитать свою душу. И когда вера — базовое стремление души — утрачена, начинается экзистенциальный кризис.
Травма, порождающая нарцисса
И конечно, это история про нарциссизм. Но не про тот, о котором кричат из каждого утюга. А про то, как глубокая травма превращает чистую, тёплую и дающую душу в холодную и отсутствующую. Дракула пытается заполнить внутреннюю пустоту силой и властью так же, как нарцисс — чужим вниманием, чтобы хоть на миг не чувствовать свою боль.
Так о чём же этот фильм для меня?
«Дракула» — это не просто история любви. Это фильм о пути души:
- От детской зависимости к сепарации и потерям.
- О вечной тяге к любви и исцелению.
- О том, что свобода — это не подарок, а тяжелое испытание.
- И о принятии: своей тени, своей ответственности и конечности жизни.
А какие смыслы в новом «Дракуле» увидели вы? Что отозвалось именно вам? Поделитесь в комментариях.
P.S. Этот разбор — лишь часть мыслей, которыми я поделилась в своем канале. Если вам отзывается такой подход к психологии и кино, буду рада видеть вас среди подписчиков