ИТ в кризисе?

По этой теме хотелось бы начать с анекдота, который мне рассказал один заказчик в 2008 году. Кстати, через 5 месяцев после рассказа этого анекдота, они бизнес, по которому мы сотрудничали - закрыли.

Позавчера получил в комментариях вопрос на тему, по которой и так хотелось даже не написать статью, а просто вывалить некоторые мысли и соображения. Это все по поводу развития ИИ... да и ИТ в целом.
Позавчера получил в комментариях вопрос на тему, по которой и так хотелось даже не написать статью, а просто вывалить некоторые мысли и соображения. Это все по поводу развития ИИ... да и ИТ в целом.

Перед тем, как отвечать на этот вопрос, я бы хотел сначала перечислить несколько фактов, которые неплохо бы держать в уме по мере продвижения по тексту.

Факт №1 - Мы зависим от IT продуктов очень сильно

Проникновение IT продуктов в нашу жизнь произошло на таком уровне, что уже выросло целое поколение, которое не знает жизни без цифровых продуктов.

Для нас нормально иметь под рукой энциклопедию, навигатор, средство коммуникации и развлечение. Мы привыкли к удобству: перекидывать деньги из банка в банк за считанные секунды в любое время дня и ночи, вызвать еду или такси.

И даже не так… не просто нормально. Мы ощущаем физическую ломку, если по какой-то причине остаемся без телефона. Сценарий, что “забыл телефон”, означает обязательно “вернуться за ним”, если вы вышли из дома надолго или далеко.

Я ощущаю беспокойство, если обнаруживаю, что не знаю, где мой телефон. Понимаю, что это не нормально, но поделать ничего не могу. По моим наблюдениям, такие же ощущения у большинства людей.

Факт №2 - с помощью ИИ действительно можно заменить высококлассных специалистов.

Нейронка может читать рентгеновские, МРТ и т.п. снимки быстрее и точнее даже продвинутого спеца - это факт.

Один опытный программист, владеющий настройкой ИИ агентов, в состоянии заменить целый отдел классической разработки: разработчиков с тестировщиками, тех. писами и даже UX дизайнером и в некоторых случаях верстальщиками.

Линейные вакансии сокращаются только в путь: в супермаркетах даже крупных работает 1..3 кассы, а еще 1..2 сотрудника обслуживают 8..16 точек самообслуживания. Народ уже привык не стоять в очереди.

На весах компьютерное зрение за вас определяет, что за товар вы положили на весы.

Беспилотные автомобили уже пошли в серию… а стало быть, не пройдет и 5 лет, как 1% таксующего населения останется без работы.

Факт №3 - IT гиганты сокращают персонал

В IT гигантах - стратегия развития направлена на то, чтобы создавать целые подразделения, состоящие из IT агентов, которые работают на решение определенных задач.

Все слышали про массовое сокращения Гугл, Майкрософт, Амазон. У нас Сбербанк и Яндекс также сокращает число разработчиков, аналитиков, тестировщиков.

И это только начало.

Факт №4 В некоторых быстрорастущих IT сегментах - пришло насыщение

Маркетплейсы уже не будут расти взрывными темпами… они УЖЕ отжали львиную долю продаж. Тоже самое и со службами доставки.

Все, что нужно для обеспечивания уделенной работы - УЖЕ внедрено. Есть стандартные продукты, решения.

Время срочной разработки кучи сервисов прошло, теперь можно их просто поддерживать. А ну да, их еще и поддерживать не так сложно, как раньше… см. факт №2

Следствия этих фактов и проблемы

IT инфраструктура никуда не денется, а будет продолжать поддерживаться, развиваться и расти. Однако, для ее поддержания нужно куда меньше ресурсов, чем для построения.

Есть популярная мантра - “одни рабочие места исчезнут, на их место придут другие”. Проблема в том, что количество уничтоженных рабочих мест будет исчисляться миллионами, а новых - десятками тысяч…

Я часто делаю отсылку к роману “Гроздья гнева”, где хорошо описано, как механизация убила привычный уклад миллионов фермеров в США. Да, на замену им нужны были люди, обслуживающие эту технику. Однако, столько трактористов и механиков не нужно было И как итог - дикая безработица, голод, неконтролируемый рост преступности.

Одна из самых острых проблем - обретение компетенций. Сейчас один опытный разработчик может с помощью ИИ ускорить свою работу в разы. А джуны без насмотренности, без архитектурного опыта еще меньше стали нужны… Писать простые приложения они смогут, но в крупные проекты, где они смогут набирать опыта, им доступ стал сильно ограничен… Это приведет к тому, что в какой-то момент опытных людей станет крайне мало и единственный, кто может обладать этим опытом - ИИ.

Пример, что я приводил с чтением рентгеновских снимков. Зачем, спрашивается, пользоваться услугами врачей, если ИИ с этим справляется лучше, быстрее, дешевле?

А что произойдет через 15 лет? Давайте пофантазируем. Никто (ну то есть, значительно меньше людей) не будет смотреть на эти снимки с целью диагностики и получения опыта в диагностике. Все будет делать ИИ. К чему это приведет? Правильно! В какой-то момент не станет людей, которые владеют этими знаниями.

Насколько это страшно? Да хрен его знает. Но если в сети родится какой-нибудь жесткий вирус, способный уничтожить или испортить все данные, то проблема встанет с такой остротой, что мало не покажется. Если это произойдет одновременно во многих областях, то это будет ОБРУШЕНИЕ.

Сейчас все больше и больше спрос на специалистов по ИБ. Их очень сильно не хватает. С одной стороны сложность ИТ систем растет, с другой стороны киберпреступлений все больше и больше.

Причем, мнение некоторых спецов по ИБ, с которыми я знаком, таково, что

Не существует систем, которые невозможно взломать. Вопрос только в квалификации взломщиков и в их стремлении совершить этот взлом. Все, что мы можем сделать, это усложнить задачу взлома.

И это усложнение стоит кучу денег.

В любой системе есть очень ненадежные элементы - люди с высоким уровнем доступа, которые могут допустить ошибку, проявить халатность или просто будут “куплены”.

Вместо заключения

Я бы не называл это кризисом. Это направление, куда мы движемся и пока непонятно, к чему придем. Усложняет дело основной строй в странах с развитым ИТ - капитализм. Именно жажда прибыли будет толкать бизнес уменьшать свои издержки и перекладывать работу на роботов. Простые смертные - а это 95% населения, выгоды от этой автоматизации не получат. Все, что они получат, удешевление своего труда из-за роста конкуренции за оставшиеся рабочие места.

Те, кто в состоянии быстро переучиваться, по крайней мере смогут себя чувствовать относительно неплохо. Также неплохо будет тем, кого роботы в обозримом будущем заместить не смогут. Кстати, даже курьеры, которые доставляют в квартиры заказы - в ближайшие несколько лет в безопасности. В первую очередь потому, что системы, способные преодолевать ступеньки, лифты и закрытые двери подъездов - хоть и вполне возможны, но будут безумно дорогими с точки зрения замены обычных курьеров.

Ведь пока им можно платить по 300 рублей в час, недостатка в людях не будет. Особенно, если трубить, что им платят, как айтишникам.

Это просто мысли в свободной форме. Статья открыта для редактирования и продолжения.

В общем, я пока мебельщик, мне можно фантазировать. Вот такой шкафчик сделал сегодня. Тоже нестандарт - но мне понравилось )

ИТ в кризисе?
1
Начать дискуссию