{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Финансист в Китае. Про Dodo Pizza Китай

Побудила начать писать здесь меня одна очень любопытная новость на пространстве Поднебесной, а именно «громкий» уход Dodo Pizza с китайского рынка. Почему «громкий»?

Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах, громкость имела примерно ту же, что и стеснительное выпускание шептуна на переполненном жд вокзале в час пик. Почему эта новость заинтересовала меня? Потому что работа российских компаний в Китае, их успехи и их неудачи, тенденции на рынке иностранных компаний не могут меня не интересовать по роду профессиональной деятельности в Китае.

Я следила за их деятельностью в открытых источниках, строила личные связи с непосредственными участниками, изучала информацию от экспертов, сейчас, вдруг неожиданно, из этой бочки начало протекать то, что не должно было. Например, стала выплывать информация, что не все так гладко в жизни франчайзи в РФ, что критику и несогласие с политикой бренда давят в зачатке угрозами, информацию зачищают, аудиторию топят в сахарном сиропе только позитивной информации. По запросу можно найти много контента и весь он про российского Стива Джобса, о международном присутствии, увлекательно и заманчиво. Уже одно только это вызывает, у меня, как у человека из области финансов — вопросы. Я не верю в созидательные цели бизнеса, особенно крупного уже давно. Харизма лидера очень просто вводит в заблуждение впечатлительную публику, но истинные цели могут мастерски скрываться за умелыми руками игрока в покер. Где хоть одни грязные трусы? Где хоть один признанный провал, ошибка, неудача, косяк, махинация, измена жене, ну хоть что-то. Мне так это напомнило времена МММ и Властелины, знаете ли... но сейчас не об этом. На фоне события у меня родилась гипотеза ухода из Китая, которую не обсуждали в рамках сообщества vc.

Но сначала упомяну из уважения к участникам сообщества, какие же версии ухода с рынка Китая исследовались и озвучивались:

1. Официальная — уход от типовой модели бизнеса вредит бизнесу, распаляются на IT разработки. Мой вывод: Оправдания звучат жалко. Китай – это страна, где все уже придумано, от упаковки, до приложений. Бабка, торгующая сельдереем на обочине смогла подстроиться, а бизнес средней руки с ресурсами не смог, есть вопросы к версии. Крупные игроки типа Хата и Мака, Старбакса подстроились, пересмотрели модели, переформатировались, вписались. Адаптировались к агрегаторам, доставке, приложениям для платежей и заказов, изменили интерьеры. Старбакс в Китае — это отдельный разговор, как и их роскошная кофейня-дворец на несколько этажей в Шанхае с невероятно зрелищными мероприятиями внутри, дизайнерскими интерьерами, оборудованием — это Дисней ленд в мире кофеен.

2. Неофициальная, по мнению участников vc — раздувание пузыря перед выходом на IPO, создание привлекательной легенды о международном бизнесе и впечатляющих успехах для потенциальных инвесторов. Официально версия не комментируется. Мой вывод: Полагаю, что такой ход мыслей имел место, однако эта цель не могла быть ключевой, блеф был бы слишком откровенным и отчаянным. До отчаяния глобальная сетка (секта) еще не дошла, это впереди. Надо ждать новостей, уверена, мы их еще услышим очень много.

3. Официальная — высвобождение ресурсов для проектов в Европе и др странах. Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня. В то же время, в других источниках проходила новость о привлечении 4-х млн $, но сейчас компания это отрицает. Кто врет? И согласование цвета стаканчиков и коробочек, толщина картона, действительно требует таких ежемесячных расходов и таких сроков, чтобы понять, как успешно организовать продажи и доставку? И точки на карте — это правда или фейк? Почему пиццерия в Янтае уже давно не существует, а на карте точка есть, тогда что такое несколько точек в Нигерии? Они реальны или это просто точки? А кто проверит, ведь правда=))

4. Неофициальная, по мнению участников vc — обломали зубы о китайского дракона, не исследовали рынок, не потянули. Официально версия опровергается, якобы и анализировали и команду нанимали. Но погодите, если считать исследованием рынка китайского общепита-турне на 40 дней в Сыктывкар и обучение там навыкам использования швабры мехом вниз, а потом перенос этого опыта в Китай, то да, пожалуй так и должно выглядеть исследование другого мира, а именно Китайской модели бизнеса. Встать в китайский общепит всей командой и посмотреть, как это работает и повезти модель в Россию, почему-то основателям в голову не пришло. Интересно, почему?

5. Официальная — В Китае говорят по-китайски, пицца для них — сложный продукт и в противовес мнение участников vc — киты проглотят хоть что, просто скажи, что это иностранный продукт, главное занести правильно и учесть вкусы местных. И тут я склонна в некоторой части соглашаться с пользователями vc. Оправдания DoDo Опять звучат слабовато. Требуются ресурсы и команда, чтобы понять, что в Китае говорят по-китайски, что это закрытая, сосредоточенная на себе культура? Тогда как же понимать тот факт, что стратегическим партнером в Китае, сооснователем стал россиянин, который утверждает, что он 20 лет работает с Китаем и 14 лет живет в нем же, а по одному из образований имеется китайский диплом 2006 года (судя по его интервью 2-х месячной давности и профилям в соцсетях). Это было новостью и для него тоже? И даже обучение мытью полов в Сыктывкаре не помогло этого понять? И ему неизвестно, что "Аленку" на китайском рынке продвигают китайцы и то, только потому, что продукт понравился китайцам. А то, что рынку пиццы в Китае уже 30 лет и есть масса успешных проектов, работающих в этой области, для чего нужно было изобретать велосипед, модель пиццерии и то, что это не обеденный перекус и не еда студентов — тоже информация, на которую нужно тратить миллионы, чтобы понять человеку, который 20 лет в Китае?

6. Официально — пицца-сложный продукт, сложно оправдать вкусы китайского потребителя. Слабое оправдание. И да и нет. Пицца — это продукт не относящийся к повседневной еде, скорее так. В силу культурных особенностей, восприятие пиццы в Китае я бы отнесла к особым случаям похода в ресторан, например, свидание, встреча друзей, дни рождения детей, отдых в будний день вечером, этим и обусловлены определенные интерьеры в пиццериях, меню и персонал. Сэндвичи и бургеры, наоборот, здесь прижились, как перекус, быстрая еда, еда для обеденного перерыва. Пиццу же даже в офис не заказывают для празднования каких-либо праздников. За 20 лет в Китае сооснователями должно быть известно, что взрослым отмечать ДР вообще не принято в этой культуре, только маленьким детям и самым пожилым членам семьи. В меню было более 100 наименований, зачем? Начали распыляться? Последнее изобретение — это салат с пастой-спиральки, помидорами-черри, зеленью, свежим огурцом, шашлычком и черникой. Я догадываюсь, что авторы исходили из того, что чем страннее вкус и сочетание, тем круче для китайца, ведь они едят все, что движется и даже, то что не движется и давно протухло. Но опять же, эти "20 лет в Китае" мне не дают покоя. На стеллажах в китайском супермаркете азиаты выбирают рис из примерно 30 сортов и сотен марок, лапшу из сотен сортов и сотен марок, но среди них, не удивляйтесь, нет ни рожек, ни спиралек, ни рогаликов. Эти продукты находятся на стеллажах иностранных продуктов, представлены слабо и не употребляются массовым потребителем. Уверена, что многие , увидев в еде спиральки, вообще не смогут сразу понять, что это и зачем это в еде. Помидоры-черри — это фрукт, в овощном они не продаются, используются для декора тортов, мороженного, в салате уместны в иностранных ресторанах. Свежий огурец — в небольшом количестве может быть уместен в салате, но с другим способом нарезки, т.к. такие продукты, как свежий огурец, перец болгарский, помидоры, морковь не принято употреблять сырыми, даже огурцы жарят. Китайцы падают в обморок, когда наши дают детям морковку погрызть. Это считается нездоровым и вредным. Салат в целом, как блюдо — это пока нетипично для Китая. Однажды я принесла на работу кочан салата-айсберга, это вызвало панику у нашего китайского HR-директора. Свежий овощ в общем холодильнике — паника, а вы им чернику в салат, ну камон. С таким же успехом пельменей парочку кинули бы в тот же салат, китайцы же, сожрут все.

7. Теперь моя гипотеза. Почему же первый и пока единственный совет директоров принял такое неожиданное решение об обрубании Китая, такое резкое, такое странное, отказ от таких очевидных перспектив, а теперь ежедневно отчитывается, что выручки начали бить "рекорды" (цифры смешные, поэтому в кавычках), почему разрывают отношения с сооснователями, без права продолжать. Почему вывозят команду, фактически сбегают, почему не берут с этого сверхпрогрессивного рынка лучшие идеи, решения, модели и не глобализируют их. Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

И в завершении, мне бы очень хотелось видеть российских игроков общепита на китайском рынке, потому что возможности не имеют пределов, в том числе для переноса опыта и технологий из Китая в мир за его пределами. Это передовая страна, которая ушла далеко вперед и того, кто оседлал дракона, вряд ли что-то остановит за пределами Поднебесной. Были времена и есть сейчас, когда Китай брал технологии у мира, переделывал их, изменял, адаптировал, воспроизводил. Сейчас пришли другие времена, времена, когда пора избавляться от стереотипов, вывозить технологии и модели уже из Китая. Об истинных причинах ухода, мы вряд ли узнаем, по крайне мере, сейчас, сотрудники связаны соглашениями о неразглашении, бизнес склонен к скрытности, особенно, что касаемо дел с Китаем. Это не только Додо касается, тут сложно узнать, что творится и у других игроков, каждый раздувает щеки, а что там внутри-остается только догадываться, поэтому все, что сказано — это мое частное мнение на основе крупиц информации, которую удалось собрать.

0
114 комментариев
Написать комментарий...
Аполлон Степанов

Прочитал статью. У меня такое ощущение, что автор злорадно пишет. И я не понимаю, какой смысл писать в злорадном ключе. Вообще, это плохая особенность многих людей в СНГ, когда уже по всему миру легенды про токсичное СНГ комьюнити.

Мне видится, что если посмотреть на разные страны мира, то всё поддерживают своих. В том числе китайцы, по которых вы рассказываете.

Нет никакого смысла радоваться неудаче. Можно разобрать ситуацию в адекватом ключе, с точки зрения пользы, не допущения промашек в будущем и увеличения прибыли.

Если же рассмотреть вашу статью, то в сущности, вы расписали массу гипотез почему они проиграли, но не сказали что нужно делать.

Ответы из разряда, мол бабушки продающие сельдерей адаптировались, а Додо пицца нет, на мой взгляд выглядят слишком обывательскими. Всегда может быть масса проблем, а уж сколько проблем на пустом месте бывает с Китаем уже кто только не говорит.

Если вы себя считаете таким профессионалом, то на мой взгляд комьюнити было бы более полезно услышать квалифицированные разборы, рекомендации и мнения по выводу и работе бизнеса в Китае.

Проблемы в виде не так порезанных овощей, не прожаренных или вообще не тех, на мой взгляд выглядят натянутыми. Мы едим разную еду, люди по всему миру едят разную еду. Китайцы всё подряд едят, но бизнес развалился из за томатов черри. Серьёзно?? На мой взгляд это сомнительно.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Автор не радуется неудаче, а разоблачает обман и очередное МММ, чтобы свои не велись и не оказывались без штанов, поверив обещаниям золотых гор. (А многие бизнесмены склонны и последнюю квартиру продать, ради успеха.)
А если вы слишком нежны для живого ироничного слога с большим количеством интересных фактов о Китае от человека, который там работал, то вам лучше пойти в отдел детской литературы в книжном магазине. Но братьев Гримм или колобка я вам читать не рекомендую, т.к. один час хорошего психоаналитика стоит минимум 5000 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Миша Магадан

Статейка не без ехидства, конечно, но, что мне всегда импонирует, написана с многочисленными логическими выводами, объяснениями, аналогиями. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Драка вегетарианца с людоедом

Если к вам придёт человек и попросит денег для выхода на высококонкурентный рынок китайского общепита, в котором чуть ли не в каждой провинции свои стойкие кулинарные предпочтения со словами "да пофиг что в меню, китайцы же едят всё кроме самолетов и автомобилей хых" — бегите

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Albert Yamaletdinov

Напишите свою статью, так, как вы описываете. У вас длинный пост и я его прочитал. Но в нем нет ничего про бизнес и тему. Но много ваших субъективных мнений, похожих на домыслы. Неинформативно

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валик Торсионный

Китайцы не дураки.
 Федя позиционировал свою убогую недо-пиццу как премиальный продукт.
За те же 50 юаней, что стоило это недоразумение, можно неплохо пообедать с мясом еще и на пиво останется.
А тут какой-то открытый пирожок с непонятной начинкой.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Поликашин

полностью поддерживаю, в додо 24 см пицца стоит почти 500 рублей
а в обычной пиццерии , адекватной я за 500 рублей заказываю 32 см да еще и с кучей разных ингридиентов, которые не ограничены схемами и размерами
как такое существует , ума не приложу , идиотизм

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Johnny Vorony

Самая вкусная азиатская пицца, которую доводилось пробовать, находилась в Тайланде – The Pizza Company! Тесто - огонь, начинка из сыра с морепродуктами невероятная. А на десерт – смузи из личи!

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Perentov

Чел, ты просто голодный был. Любая сетевая масс-маркет пицца - это чуть улучшенная версия смаженки из школьной столовой. Тем более в Тае, тем более the pizza company

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Бабка в засаде

В Азии к счастью очень много всего вкусного )

Ответить
Развернуть ветку
Irina Silvestrova

Как ни странно, мы тоже ели самую вкусную пиццу в Таиланде, только не азиатскую, и не в сети, а в маленькой кафешке какого-то фаранга на Самуи. Ох, божечки, сколько он туда сыра клал! Вдвое толще теста. А в кальцоне вообще сантиметра 2 тягучего вкусного сыра с ветчиной. До сих пор слюнки текут.

Ответить
Развернуть ветку
Экологический Канал

До-до заходит у нас по причине отсутствия пищевой идентификации, а в Китае нужно было искать новые вкусовые сочетания с нашими, но популярными там продуктами, например сибирскими дикоросами, сделали бы линейку на них. Папоротник Орляк в пицце - чем не безумный маркетинг на огромном рынке.
А просто перевести бизнес на иероглифы - наш подход.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Дааааа, по-больше папоротника, можно и торфа с силосом накидать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

"Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах" - а с хера ль, простите, она там должна обсуждаться? Додо - российская компания, вся такая прогрессивная и прозрачная, и очевидно что только ее соотечественникам есть до нее дело. Для китайцев это лишь одна из десятков, если не сотен, подобных, причем по размеру сети стоящая походу на предпоследнем месте.
Остальное там дальше личное мнение автора, такое же грустное и скучное (лично мое имхо, да)
P.S. Не скажу что я ярый фанат Додо как компании, но в целом им симпатизирую. Пиццу их не ел, к сожалению, т.к. живу не в России 

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

благодарю за мнение и за вежливость

Ответить
Развернуть ветку
Bobo Momo

Зочем эта статья? 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Впервые появилась причина поехидничить. А то всё успехи и успехи. 

Ответить
Развернуть ветку
Грек Мудрозвонис

Автор, расскажите лучше китайцам в северных провинциях о том, как они не едят сырые овощи (особенно огурцы и морковь), битые огурцы не едят, салаты огурцы-морковь-лапша не едят и т д и т п
Ну или не делайте выводов о всей китайской кухне по одной провинции.
Похоже, ценность всех остальных выводов ровно такая же

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

Вы это Федору расскажите, мне-то зачем, я жила в Шандон достаточно долго, Шандонская (дунбейская) кухня-самая большая в Китае и одна из самых популярных на территории страны, одна из 8-ми главных кухонь. Но мы, как и многие экспаты, не часто ежим китайское и не способны понять кухню Китая. Например, мне достаточно один раз поужинать китайским с китайцами, чтобы потом 1,5 недели болеть. Поэтому.... чтобы кормить китайцев, надо быть китайцем. Наши вкусовые рецепторы иначе воспитаны, мы вообще не способны понять, что "вкусно", что визуально  "красиво". Почему бы г-ну Овчинникову не привезти в Россию франшизу по производству вонючего тофу, экстремально? удивительно. Такая экстремальная идея не пришла в голову, а приходить с продуктом под российские вкусы в Китай пришла. Очень интересно. 
Или другой пример мне очень нравится. Чай с наполнителями. Молочный чай с желе, печеньем, соленым сыром и еще чем-нибудь. На вид-странно, для россиянина-помои какие-то. Продукт гениальный, я эти напитки обожаю, но нужно время, чтобы к ним привыкнуть. 
Интервью в ютюбе посмотрите с Прохоровичем, если вы имеете отношение к Китаю, послушайте его мямляние про кухни Китая. Этому человеку можно верить? А вот Федор поверил. Лично я, нет.

Ответить
Развернуть ветку
born in africa

"...а теперь моя гипотеза почему ДоДо покидает Китай - Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели."

Это шо за пиздец?
Как вообщем-то и много другое в посте

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Белов

Заказуха!?)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

причем настолько тупая, что кажется заказчики к Торшиной обратились )

Ответить
Развернуть ветку
Egor Voinov

Токсичный треш.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Авторша вообще с логикой дружит или как?
Особенно порадовало сие..

Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

Сам Овчинников говрил в интервью , что 2.5 млн USD вложили партнеры (читай Прохорович) . И так же очевидно что эти инвестиции утрачены полностью.
Это что за "развод" такой где разводящий 2 500 000 USD вкладывает в чужое развитие (не своего бренда)?
Овчинников с этим несчастным сыграл так называемый фриролл за его счет (как бесплатный лотерейный билет). Если бы Китай попер бы - то Фодя бы круто заработал. Но все риски по итогу оплатил(и оплачивал изначально) этот бедолага, Прохорович, начитавшись сказочек с "Силы ума".
Долгое время Фодя вообще не открывал "корпоративных" пиццерий т.к. у них зачастую выход на точку безубыточности ГОДЫ И ГОДЫ занимает!
Были моменты когда в сети было уже чуть не 400 "партнёрских" пиццерий, а своих около 10ти(почти все в Сыктывкаре). Почему так?
А вот считаем:
вложили предположим 20 млн - и только первая прибыль (п. первый плюсовый месяц типа +30тыров) , возможно через 2-3 года! А цена денег минимум  12-14%.
Там об "возврате инвестиций" (отбое) зачастую речи вообще НЕ ИДЕТ.  Опер.ноль хорошо бы удержать!  
Это что-ли "мечта ДоДо"?????
И этот опер.ноль надо еще заслужить личной исступленной работой в режиме 24\7.
Как какой-то супер успех ДоДоинвест преподносит 15-17% EBITDA. 
Тот кто понимает реалии российского МБ - сразу видит что в реальности это  значительный инвестиционный минус. С множественными рисками, немобильностью слабой ликвидностью итд.

Все "партнёрские объекты" дают сети охват за свой счет неся все риски на себе. И еще выясняется что и виноваты! Аллилуйя! 

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Мукин

Пиздец невозможно читать-на средине статьи бросил попытки советую к ознакомлению-очень-очень полезная статья https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%80%D0%B5

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Поярков

Автор, открой общепит в Китае, покажи всем как надо! Кто может тот делает, кто не может тот критикует.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
/\ec

Отличный обзор ситуации. Напишите пожалуйста такую же развернутую статью по бизнес моделям и технологиям которые стоит вывезти из Китая, особо перспективные.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

996

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Что тут отличного? Просто сборник слухов и предположений сворованный из комментариев которые были написаны под новостью о уходе Додо из Китая. 

Ответить
Развернуть ветку
Наблюдатель Реальности

"Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня." А ведь бизнес-аналитику, коим себя позиционирует автор, должно быть понятно, что расходы на представительство могут" плавать" от целого ряда причин, в тч старовать долгий период с меньшей суммы. Так что прежде чем заниматься конспирациями, включите здравый смысл.

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

я лишь говорю о том, что факты расходятся у тех, кто говорит, то они одно говорят, то отрицают. Такое всегда вызывает вопросы. Кто врет и кого пытается обмануть? Я знаю, сколько стоит открытие филиала, разработка упаковки на территории Китая, разработка собственного бренда. К сожалению некоторых комментаторов, которые меня пытаются уличить в собирании слухов, я непосредственно работаю с расходной частью и построением бизнес-процессов в Китае. Поэтому, мне читать это все немножко смешно) Я не собиралась давать полные выкладки, просто поделилась соображениями. 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Автор молодец, хотя бы потому, что попытался найти ответ на вопрос "Почему Додо ушла из Китая?". Понятно, что официальное объяснение любой компании (государства, человека) по любой ситуации редко (а может и никогда) не бывает на 100% правдиво. В принципе можно быть довольным, если правда с вымыслом намешана в пропорции 50/50. Лично мне официальная версия не понравилась совсем, это означает, что правды там почти нет :)
Если таких "фом-неверующих", как я, будет много, то уход Додо из Китая будут обсуждать ещё долго.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

У китайцев действительно очень своеобразный вкус, зашли в Гонконге в заведение удостоенное звездой Мишолна. Думал о повезло, в очереди даже не стоял. А по итогу какая то пресная хрень из димсамов, а про овощи как и сказал автор вообще фигня полная, салат из сезонных овощей это ошпаренная пекинская капуста...Справедливости ради стоит сказать, что булочка со сладким мясо, очень странный вкус, но вполне вкусно, по итогу на Трипэндвайзере по этому блюду полное согласие.

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

здесь обычно так, если вы видите что-то соленое на вкус, наши рецепторы и пищевой опыт нас к этому приучил, как собак Павлова, то на выходе это окажется чем-то омерзительно сладким. Если кажется, что ты видишь сладкое и прямо хочешь уже это съесть, так божественно это выглядит, то по вкусу это будет безвкусный мел. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья М.

Ничего не понял, но про айсберг и черри было интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Egor

Когда зашли наши на китайский рынок - китайцы просто вздохнули и забили

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Чижевский
Это шо за пиздец?

Примерно того же уровня, что и «вообщем».

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Eskin

Прочитал заголовок, текст не читал. Но мне кажется, что даже если заходить в Китай с огромными бюджетами, то всё равно китайцы будут делать дешевле и больше так, что бизнес который заходил просто не выдержит конкуренции... Это касается всего: продуктов, сервисов, приложений и прочего.

И мне кажется, что без специального образования это ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

Любопытно, что подавляющая часть российского бизнеса, расположенного в Китае не ориентирована на Китая. Такой вариант компаниями время от времени рассматривается, по попытки развивать коммерческие департаменты с ориентацией на местного потребителя в "кровавом море" конкуренции чаще всего заканчиваются ничем. Прохорович за 20 лет в Китае этого не понял, или знал хорошо, но сумел Федору Овчинникову так здорово в уши нассать про перспективы? 14 лет работы в Китае после учебы, большая часть в консалтинге и этого не знал? да я не поверю в это даже под дулом пистолета.
Китай все еще-это производственная, логистическая база, база для поиска готовых товаров и комплектующих. Поэтому, работая на территории страны, российские компании производят что-либо, но коммерческую деятельность ведут в России, Европе, Штатах, Австралии и где угодно, но не в Китае. Отделы продаж могут существовать, но носят номинальную функцию,имиджевую, для презентации себя на выставках и как международная компания. Коммерцией с Китаем занимается только очень крупный бизнес (агрохолдинги, химия, металл, атомная энергетика), окологосударственный бизнес, со связями с чиновниками. Потому, что банальная поставка продовольствия в Китай, например, яйца куриного или муки требует согласования и получения квот. В условиях, когда даже просто карточку в банке открыть иностранцу надо пройти все круги ада, доказать, что ты-не лось, представьте, что нужно пройти бизнесу, чтобы привезти партию яиц. Сложно представить, переговоры на уровне министерств. 

Ответить
Развернуть ветку
Tugid Ludypov

Медовик китайцы не хотят китайский дешевый, подавай в РФ сделанный. 
И дарят на новый год дорогим партнерам российскую муку. 

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

китайцы падки на зарубежные раскрученные бренды, они тоже понимают, что местное - херня.

Ответить
Развернуть ветку
А О

Прочел, только потому что Федор линк опубликовал. Автор статьи должен поработать в пиццерии, шваброй сначала поводить по полу пиццерии, чтобы понять принцип работы пицца бизнеса, а только после этого браться за перо и делиться публично своими претензиями на аналитику глобальных рынков основываясь на помидорках черри в матрице меню.🤦

Ответить
Развернуть ветку
Финансист в Китае
Автор

Благодарю=) я уже вышла из возраста "начинающего специалиста", вы настолько близоруки, что не видите, как линки используются для привлечения внимания к франшизе? Используют вас, вы не чувствуете? Хотя, не очень успешно, надо сказать, используют, потому что мало резонанса имеет эта новость и даже какие-то статеечки приходится использовать от малознакомых ноунейм авторов.
Любой повод, положительный или отрицательный используется не с целью оправдаться или сказать, какие кругом идиоты, а только лишь для подогрева интереса к проекту. Бизнес никогда не признает ошибок и провалов, особенно не готов признавать, что его кидают, по понятным причинам не признает и будет отрицать до последнего, никто не будет сотрудничать со слабым. Зато бизнес готов изобразить хорошую мину при плохой игре. И это не не плохо и не хорошо, это жизненная стратегия любого бизнесмена, как иначе-то. А мы тут просто делимся мнениями, или в вашей реальности есть только ваше или вашего любимого лидера и больше ничего? Это потребители продукта говорят, потенциальные партнеры, действующие и бывшие партнеры, сторонние наблюдатели. Говорят, говорили и будут говорить. Умный человек среди этого говорения найдет важное и применит. 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

А то у них своих пиццерий нет))) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
111 комментариев
Раскрывать всегда