Финансист в Китае. Про Dodo Pizza Китай

Побудила начать писать здесь меня одна очень любопытная новость на пространстве Поднебесной, а именно «громкий» уход Dodo Pizza с китайского рынка. Почему «громкий»?

Потому что новость в Китае не произвела никакого эффекта внутри страны, не обсуждалась в пабликах и группах в мессенджерах, громкость имела примерно ту же, что и стеснительное выпускание шептуна на переполненном жд вокзале в час пик. Почему эта новость заинтересовала меня? Потому что работа российских компаний в Китае, их успехи и их неудачи, тенденции на рынке иностранных компаний не могут меня не интересовать по роду профессиональной деятельности в Китае.

Я следила за их деятельностью в открытых источниках, строила личные связи с непосредственными участниками, изучала информацию от экспертов, сейчас, вдруг неожиданно, из этой бочки начало протекать то, что не должно было. Например, стала выплывать информация, что не все так гладко в жизни франчайзи в РФ, что критику и несогласие с политикой бренда давят в зачатке угрозами, информацию зачищают, аудиторию топят в сахарном сиропе только позитивной информации. По запросу можно найти много контента и весь он про российского Стива Джобса, о международном присутствии, увлекательно и заманчиво. Уже одно только это вызывает, у меня, как у человека из области финансов — вопросы. Я не верю в созидательные цели бизнеса, особенно крупного уже давно. Харизма лидера очень просто вводит в заблуждение впечатлительную публику, но истинные цели могут мастерски скрываться за умелыми руками игрока в покер. Где хоть одни грязные трусы? Где хоть один признанный провал, ошибка, неудача, косяк, махинация, измена жене, ну хоть что-то. Мне так это напомнило времена МММ и Властелины, знаете ли... но сейчас не об этом. На фоне события у меня родилась гипотеза ухода из Китая, которую не обсуждали в рамках сообщества vc.

Но сначала упомяну из уважения к участникам сообщества, какие же версии ухода с рынка Китая исследовались и озвучивались:

1. Официальная — уход от типовой модели бизнеса вредит бизнесу, распаляются на IT разработки. Мой вывод: Оправдания звучат жалко. Китай – это страна, где все уже придумано, от упаковки, до приложений. Бабка, торгующая сельдереем на обочине смогла подстроиться, а бизнес средней руки с ресурсами не смог, есть вопросы к версии. Крупные игроки типа Хата и Мака, Старбакса подстроились, пересмотрели модели, переформатировались, вписались. Адаптировались к агрегаторам, доставке, приложениям для платежей и заказов, изменили интерьеры. Старбакс в Китае — это отдельный разговор, как и их роскошная кофейня-дворец на несколько этажей в Шанхае с невероятно зрелищными мероприятиями внутри, дизайнерскими интерьерами, оборудованием — это Дисней ленд в мире кофеен.

2. Неофициальная, по мнению участников vc — раздувание пузыря перед выходом на IPO, создание привлекательной легенды о международном бизнесе и впечатляющих успехах для потенциальных инвесторов. Официально версия не комментируется. Мой вывод: Полагаю, что такой ход мыслей имел место, однако эта цель не могла быть ключевой, блеф был бы слишком откровенным и отчаянным. До отчаяния глобальная сетка (секта) еще не дошла, это впереди. Надо ждать новостей, уверена, мы их еще услышим очень много.

3. Официальная — высвобождение ресурсов для проектов в Европе и др странах. Озвучиваются цифры о расходах на содержание представительства, порядок цифр 100 тыс $/мес, одновременно с этим говорят о 4,5 годах на рынке и инвестициях в 2,5 млн $, математика не складывается у меня. В то же время, в других источниках проходила новость о привлечении 4-х млн $, но сейчас компания это отрицает. Кто врет? И согласование цвета стаканчиков и коробочек, толщина картона, действительно требует таких ежемесячных расходов и таких сроков, чтобы понять, как успешно организовать продажи и доставку? И точки на карте — это правда или фейк? Почему пиццерия в Янтае уже давно не существует, а на карте точка есть, тогда что такое несколько точек в Нигерии? Они реальны или это просто точки? А кто проверит, ведь правда=))

4. Неофициальная, по мнению участников vc — обломали зубы о китайского дракона, не исследовали рынок, не потянули. Официально версия опровергается, якобы и анализировали и команду нанимали. Но погодите, если считать исследованием рынка китайского общепита-турне на 40 дней в Сыктывкар и обучение там навыкам использования швабры мехом вниз, а потом перенос этого опыта в Китай, то да, пожалуй так и должно выглядеть исследование другого мира, а именно Китайской модели бизнеса. Встать в китайский общепит всей командой и посмотреть, как это работает и повезти модель в Россию, почему-то основателям в голову не пришло. Интересно, почему?

5. Официальная — В Китае говорят по-китайски, пицца для них — сложный продукт и в противовес мнение участников vc — киты проглотят хоть что, просто скажи, что это иностранный продукт, главное занести правильно и учесть вкусы местных. И тут я склонна в некоторой части соглашаться с пользователями vc. Оправдания DoDo Опять звучат слабовато. Требуются ресурсы и команда, чтобы понять, что в Китае говорят по-китайски, что это закрытая, сосредоточенная на себе культура? Тогда как же понимать тот факт, что стратегическим партнером в Китае, сооснователем стал россиянин, который утверждает, что он 20 лет работает с Китаем и 14 лет живет в нем же, а по одному из образований имеется китайский диплом 2006 года (судя по его интервью 2-х месячной давности и профилям в соцсетях). Это было новостью и для него тоже? И даже обучение мытью полов в Сыктывкаре не помогло этого понять? И ему неизвестно, что "Аленку" на китайском рынке продвигают китайцы и то, только потому, что продукт понравился китайцам. А то, что рынку пиццы в Китае уже 30 лет и есть масса успешных проектов, работающих в этой области, для чего нужно было изобретать велосипед, модель пиццерии и то, что это не обеденный перекус и не еда студентов — тоже информация, на которую нужно тратить миллионы, чтобы понять человеку, который 20 лет в Китае?

6. Официально — пицца-сложный продукт, сложно оправдать вкусы китайского потребителя. Слабое оправдание. И да и нет. Пицца — это продукт не относящийся к повседневной еде, скорее так. В силу культурных особенностей, восприятие пиццы в Китае я бы отнесла к особым случаям похода в ресторан, например, свидание, встреча друзей, дни рождения детей, отдых в будний день вечером, этим и обусловлены определенные интерьеры в пиццериях, меню и персонал. Сэндвичи и бургеры, наоборот, здесь прижились, как перекус, быстрая еда, еда для обеденного перерыва. Пиццу же даже в офис не заказывают для празднования каких-либо праздников. За 20 лет в Китае сооснователями должно быть известно, что взрослым отмечать ДР вообще не принято в этой культуре, только маленьким детям и самым пожилым членам семьи. В меню было более 100 наименований, зачем? Начали распыляться? Последнее изобретение — это салат с пастой-спиральки, помидорами-черри, зеленью, свежим огурцом, шашлычком и черникой. Я догадываюсь, что авторы исходили из того, что чем страннее вкус и сочетание, тем круче для китайца, ведь они едят все, что движется и даже, то что не движется и давно протухло. Но опять же, эти "20 лет в Китае" мне не дают покоя. На стеллажах в китайском супермаркете азиаты выбирают рис из примерно 30 сортов и сотен марок, лапшу из сотен сортов и сотен марок, но среди них, не удивляйтесь, нет ни рожек, ни спиралек, ни рогаликов. Эти продукты находятся на стеллажах иностранных продуктов, представлены слабо и не употребляются массовым потребителем. Уверена, что многие , увидев в еде спиральки, вообще не смогут сразу понять, что это и зачем это в еде. Помидоры-черри — это фрукт, в овощном они не продаются, используются для декора тортов, мороженного, в салате уместны в иностранных ресторанах. Свежий огурец — в небольшом количестве может быть уместен в салате, но с другим способом нарезки, т.к. такие продукты, как свежий огурец, перец болгарский, помидоры, морковь не принято употреблять сырыми, даже огурцы жарят. Китайцы падают в обморок, когда наши дают детям морковку погрызть. Это считается нездоровым и вредным. Салат в целом, как блюдо — это пока нетипично для Китая. Однажды я принесла на работу кочан салата-айсберга, это вызвало панику у нашего китайского HR-директора. Свежий овощ в общем холодильнике — паника, а вы им чернику в салат, ну камон. С таким же успехом пельменей парочку кинули бы в тот же салат, китайцы же, сожрут все.

7. Теперь моя гипотеза. Почему же первый и пока единственный совет директоров принял такое неожиданное решение об обрубании Китая, такое резкое, такое странное, отказ от таких очевидных перспектив, а теперь ежедневно отчитывается, что выручки начали бить "рекорды" (цифры смешные, поэтому в кавычках), почему разрывают отношения с сооснователями, без права продолжать. Почему вывозят команду, фактически сбегают, почему не берут с этого сверхпрогрессивного рынка лучшие идеи, решения, модели и не глобализируют их. Ответ может быть очень банальным и на поверхности. Г-на Овчинникова грубо отымели, обобрали, развели. Заниматься годами согласованием дизайна коробочек и рассказывать основателю DoDo, что Китай — это сложно и требует все больше и больше денег действительно может человек, который 20 лет в Китае, хотя, для такого развода достаточно и срока покороче.

И в завершении, мне бы очень хотелось видеть российских игроков общепита на китайском рынке, потому что возможности не имеют пределов, в том числе для переноса опыта и технологий из Китая в мир за его пределами. Это передовая страна, которая ушла далеко вперед и того, кто оседлал дракона, вряд ли что-то остановит за пределами Поднебесной. Были времена и есть сейчас, когда Китай брал технологии у мира, переделывал их, изменял, адаптировал, воспроизводил. Сейчас пришли другие времена, времена, когда пора избавляться от стереотипов, вывозить технологии и модели уже из Китая. Об истинных причинах ухода, мы вряд ли узнаем, по крайне мере, сейчас, сотрудники связаны соглашениями о неразглашении, бизнес склонен к скрытности, особенно, что касаемо дел с Китаем. Это не только Додо касается, тут сложно узнать, что творится и у других игроков, каждый раздувает щеки, а что там внутри-остается только догадываться, поэтому все, что сказано — это мое частное мнение на основе крупиц информации, которую удалось собрать.

7878
114 комментария

Прочитал статью. У меня такое ощущение, что автор злорадно пишет. И я не понимаю, какой смысл писать в злорадном ключе. Вообще, это плохая особенность многих людей в СНГ, когда уже по всему миру легенды про токсичное СНГ комьюнити.

Мне видится, что если посмотреть на разные страны мира, то всё поддерживают своих. В том числе китайцы, по которых вы рассказываете.

Нет никакого смысла радоваться неудаче. Можно разобрать ситуацию в адекватом ключе, с точки зрения пользы, не допущения промашек в будущем и увеличения прибыли.

Если же рассмотреть вашу статью, то в сущности, вы расписали массу гипотез почему они проиграли, но не сказали что нужно делать.

Ответы из разряда, мол бабушки продающие сельдерей адаптировались, а Додо пицца нет, на мой взгляд выглядят слишком обывательскими. Всегда может быть масса проблем, а уж сколько проблем на пустом месте бывает с Китаем уже кто только не говорит.

Если вы себя считаете таким профессионалом, то на мой взгляд комьюнити было бы более полезно услышать квалифицированные разборы, рекомендации и мнения по выводу и работе бизнеса в Китае.

Проблемы в виде не так порезанных овощей, не прожаренных или вообще не тех, на мой взгляд выглядят натянутыми. Мы едим разную еду, люди по всему миру едят разную еду. Китайцы всё подряд едят, но бизнес развалился из за томатов черри. Серьёзно?? На мой взгляд это сомнительно.

57
Ответить

Автор не радуется неудаче, а разоблачает обман и очередное МММ, чтобы свои не велись и не оказывались без штанов, поверив обещаниям золотых гор. (А многие бизнесмены склонны и последнюю квартиру продать, ради успеха.)
А если вы слишком нежны для живого ироничного слога с большим количеством интересных фактов о Китае от человека, который там работал, то вам лучше пойти в отдел детской литературы в книжном магазине. Но братьев Гримм или колобка я вам читать не рекомендую, т.к. один час хорошего психоаналитика стоит минимум 5000 рублей.

35
Ответить

Статейка не без ехидства, конечно, но, что мне всегда импонирует, написана с многочисленными логическими выводами, объяснениями, аналогиями. 

7
Ответить

Если к вам придёт человек и попросит денег для выхода на высококонкурентный рынок китайского общепита, в котором чуть ли не в каждой провинции свои стойкие кулинарные предпочтения со словами "да пофиг что в меню, китайцы же едят всё кроме самолетов и автомобилей хых" — бегите

6
Ответить

Напишите свою статью, так, как вы описываете. У вас длинный пост и я его прочитал. Но в нем нет ничего про бизнес и тему. Но много ваших субъективных мнений, похожих на домыслы. Неинформативно

3
Ответить

Китайцы не дураки.
 Федя позиционировал свою убогую недо-пиццу как премиальный продукт.
За те же 50 юаней, что стоило это недоразумение, можно неплохо пообедать с мясом еще и на пиво останется.
А тут какой-то открытый пирожок с непонятной начинкой.

26
Ответить