Экономика, знание и доверие: о чем говорили на партнерской сессии Газпромбанка в рамках КМУ-2025
Распространенным принципом взаимодействия между бизнесом и университетом остается модель «заказчик-исполнитель», но способна ли она обеспечить тот экономический рост, который сегодня необходим нашей стране? Как выстроить гармоничные отношения между наукой и предпринимательством? Эти и другие вопросы обсудили на сессии «Ландшафт инноваций: как выращивать из исследовательских команд успешные стартапы», которая проходила в рамках V Конгресса молодых ученых, 26 декабря 2025 года.
Модераторами дискуссии стали генеральный директор Центра технологического лидерства (ЦТЛ) Ирина Жукова и Вице-Президент Газпромбанка Алексей Федоров. Спикером от Газпромбанка выступил заместитель Председателя Правления Дмитрий Зауэрс.
Дискуссия началась с вопросов о том, что сегодня действительно интересно бизнесу, на каком этапе научный проект университета имеет шанс стать коммерчески привлекательным, какова его идеальная бизнес-модель.
По мнению Федора Сенатова, директора института биомедицинской инженерии, Университета науки и технологий МИСИС, бизнес-потребность в технологии возникает только когда ее начинают использовать массово. Например, в случае с медицинскими технологиями эта «массовость» возникает, когда услуга начинает входить в программу ОМС.
«Если же мы, к примеру, говорим о печати сердца, то там до ОМС еще очень далеко. На этом этапе проекту важно договориться с бизнесом и взять на себя четкие обязательства. Например, в области технологии биопечати это будет печать тех структур, которые с точки зрения регуляторных факторов и нормативных актов имеют шанс максимально быстро выйти на рынок», — пояснил он.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что сегодня университет остается центром генерации технологических гипотез, при этом многие проекты в силу регуляторных особенностей очень тяжело реализовать в контуре университета. И здесь на первый план выходит вопрос эффективной кооперации бизнеса и университетов.
Примером такого успешного взаимодействия стал опыт сотрудничества МИСИС с научно-исследовательским центром LIFT при поддержке Газпромбанка. Проект по разработке медицинских хирургических шовных нитей из полимерных материалов с постепенным высвобождением заключенных в них лекарственных средств реализовали в кратчайшие сроки. Сегодня создана линейка лабораторных образцов с экспериментально доказанной продолжительной бактерицидной эффективностью, разработано специальное промышленное оборудование для нанесения лекарственных веществ на волокна.
Именно такие инициативы заслуживают максимальной финансовой поддержки. При этом важно создать открытую информационную среду, чтобы такие проекты вовремя могли найти партнеров для дальнейшего развития разработок.
Идеальный случай, когда все собрались и что-то сделали
Университетские проекты — всегда про завтрашний день, а компаниям нужно решать задачи сегодня и делать это быстро. Бизнес не хочет участвовать в развитии технологии завтрашнего дня. На эту проблему обратил внимание генеральный директор, ООО «Сибур ПолиЛаб» Константин Вернигоров.
Он проиллюстрировал утверждение реальным примером: «Мы используем металлические крышки для вагонов, но в какой-то момент появилась идея изготовить полимерную. Попробовали сделать это собственными силами — не получилось. Тогда пришли в один из вузов, где активно работают с высокими технологиями, есть проектанты и разработчики. Команда создает очень сложные вещи. Обсудили заказ. Все шло хорошо, а потом мы получаем коммерческое предложение, в котором предлагается изготовить полимерную крышку для вагона за два года. И 4 месяца из этих двух лет занимает литературный обзор. Бизнесу важно предвидеть подобные ситуации и уметь адаптироваться к реальности».
Участники дискуссии также сошлись во мнении: чтобы минимизировать такие инциденты, бизнесу нужно учиться строить долгосрочные стратегии. При этом университеты должны помогать индустрии, обеспечивая ее достоверными прогнозами, служить ориентиром.
Алексей Федоров добавил, что бизнес мог бы также успешно привлекать потенциал университетов к глобальному стратегическому анализу и разработке прогнозов:
«Университет может выступать как центр, который может таким прогнозированием заниматься. Для компаний с долгосрочной стратегией, университеты и научные центры могут помогать выбирать правильные пути».
Продолжая разговор об университетах, заместитель Председателя Правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс отметил, что сегодня многим не хватает амбициозности: стоит быть гораздо смелее, чтобы совершать серьезные прорывы и формировать новые индустрии. Ведь уже сейчас ведущие российские университеты способны на это, однако им недостает внутренней решимости действовать быстрее и увереннее.
«Ограниченность в амбициях усугубляется разрывом между исследовательскими коллективами и индустрией. Бизнес в большинстве случаев готов поддерживать лишь проекты, окупаемость которых укладывается в пяти–семилетний горизонт. Именно банки и другие институты развития должны закрывать эту «долину смерти» технологических проектов», — добавил Дмитрий Зауэрс.
Он также предложил перестать воспринимать университеты просто как «вузы», подчеркнув, что роль университетов сейчас — не только создавать знания, но и превращать их в экономическую ценность. При этом их предпринимательская активность пока отстаёт от других функций.
Новая роль R&D-проектов в цепочке кооперации
Чтобы наладить эффективное взаимодействие между университетскими командами и индустрией, помогая первым доращивать проекты до промышленных решений, R&D-стартапы должны встроиться в цепочку кооперации, встав в ее центр. Такое мнение выразил Генеральный директор научного центра LIFT Михаил Насибулин:
«Мы задумывали LIFT как научный центр, ориентированный на фундаментальные и прикладные научные проекты. Однако в этом году, благодаря коллегам из Газпромбанка и программе «Приоритет-2030», мы увидели свою роль шире — как центр технологической цепочки, который объединяет университеты, малые технологические компании и индустрию. То есть как компанию, способную собрать цепочку технологической кооперации и создать совместный продукт, объединяя усилия нескольких университетов».
Однако участникам такого партнерства важно не дублировать роли, и не переманивать друг у друга людей. Не стоит забывать и о том, что все проекты должны основываться на высоких научных компетенциях и проходить серьезную верификацию.
«Считаю, что у нас еще очень много работы в этом направлении: важно начать слышать друг друга и вместе достигать поставленных целей. Если мы хотим сильную экономику, у нас должны быть сильные университеты, которые способны переводить знания в экономическую ценность и полезность», — подвела итог дискуссии Ирина Жукова.