Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз?

Зачем действующие предприниматели, которые зарабатывают десятки или сотни миллионов рублей, становятся наставниками и чему можно научиться у людей с живым опытом в бизнесе.

Эта статья-выжимка из интервью Дениса Шапкарина, основателя digital-агентства Nectarin с оборотом 2,2 млрд. рублей.

Есть знания живые, а есть неживые. Вторые пускают людей по ложному пути, человек может потратить целую жизнь, гоняясь за призраками. Совсем другое, когда ты встречаешь на пути человека, который является абсолютным эталоном для тебя по достижениям. Я не говорю сейчас про личную жизнь, я говорю про дело, которым человек занимается. Он в одночасье за секунду сокращает тебе этот маршрут, отправляет тебя по верному пути. Вот наставники – это люди, которые передают именно этот живой опыт.

Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз?

Книги не равно живой опыт

Вокруг нас миллионы книг. В год издается около 17 000 книг по личностному росту. Они все об одном. Ты можешь почитать Эпикура, и, в принципе, поймешь в чем смысл жизни — состояние удовлетворения, которые он там описывает, мы живем в этом режиме сейчас. Мы тоже ищем состояние удовлетворения, ни радости, ни счастья, а именно состояние удовлетворения, но почему-то про это каждый день, каждый год издается 17 000 книг.

Совсем другое, когда ты встречаешь человека, который передает тебе опыт и дает тебе возможность прикоснуться, может быть к сотне книг, которые он сам написал — книг его жизни.

Когда я размышлял об этом, я просто думал я же как-то стал тем, кем я стал. У меня есть достижения свои, я не могу сказать, что большой фанат чтения. Не могу похвастаться каким-то блестящим образованием, но могу сказать, что эти знания были всегда рядом. Меня стал волновать вопрос: а как я их получал? Я ответил себе на этот вопрос очень просто. Со мной всегда были рядом люди, которые открывались мне по запросу. Это «сим-сим откройся» в этом и есть принципиальная, на мой взгляд, ключевая разница между человеком, который передает знания и человеком, который является носителем ценного опыта, но при этом он отдает их по запросу.

Простой пример приведу. Представь, ты обладаешь какими-то сакральными знаниями – как зарабатывать деньги. Человек, который может быть настоящим наставником очень часто не пиарит то, чем он достигает успеха. Это бессмысленно, а этих людей очень много. Я много раз являлся свидетелем того, как наличие рядом одного человека, который обладает нужным опытом, меняет жизни сотни людей. В каком-то смысле это основной ключ из механизмов успеха.

Процесс передачи знаний – это не шоу. Это всегда интимный разговор одного человека с другим.

Наставник может через призму своего опыта увидеть в тебе то, что тебя отделяет от успеха, от твоих миллионов, от твоих побед, от того, что в какой-то момент было для него ограничением. В профессиональной деятельности, а мне интересно именно это, наставником может быть только тот человек, который добился большего, чем ты.

В России сейчас вообще нет культуры передачи знаний. У нас сейчас очень популярно “учить” людей через инфобизнес. Это большой соблазн сейчас торговать знаниями, которых нет. Правда. Потому что для многих людей это безвыходная ситуация. Ну подвешен у тебя язык, ты болтаешь. Почему? Ну мне хочется 150 тысяч зарабатывать. Это нормально. Возможно в человеке, может быть, умирает педагог. Он хочет, но это другое. Педагогика и наставничество – это разные вещи. Умения преподносить уже готовые знания – это профессия. Это круто. Хирургия, литература, физика, химия – они требуют людей, которые методично доносят знания. Но наставничество — это другое.

При этом запрос успешных людей передавать знания – есть. Это нормальная потребность любой зрелой личности. Есть люди, которые суперуспешны в своих сферах, но мы не знаем о них ничего. Чтобы такие люди появлялись, выходили из тени, должен быть запрос от ученика.

Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз?

Почему я стал наставником

Говорю с позиции своего личного опыта. При этом я могу обратиться к наставникам, которые не хотят делиться со своими юными учениками, падаванами, знаниями. Общение с теми людьми, которые приходят за опытом ко мне дарит какое-то состояние абсолютного удовлетворения и тихой радости какой-то, понятной только человеку, который общается на языке энтузиазма с юной версией себя. Это очень интересно — ты видишь человека, который сейчас находится на пути, который ты прошел 10 лет назад, ты видишь его переживания, ты понимаешь — он с твоей планеты. Ты находишь своих людей. Это для того, кто наставляет тоже счастье. Это сложно понять, но я могу точно сказать, что для наставника это как встреча с родным человеком. Да он моложе, он юный и так далее.

Часто мы видим людей, немотивированных по работе, которых нужно пинать. Вдруг перед тобой маленькая искорка, которая твои угли старые тоже может зажечь по-новому. Может возбудить интерес каким-то давно забытым проектом или подарить энергию. Возможно, даже наставник в каком-то смысле встает на рельсы конкуренции.

В этом смысле, если человек ищет наставника, то это должен быть win-win. Ключ к состоянию передачи знаний, если мы говорим про ученика – это очень важный момент. Потому что эта магия, когда ты хочешь делиться, не происходит без запроса. Люди, которые передают знания, это прямо чувствуют на каком-то уровне клеточном.

Я иногда разговариваю с людьми и думаю: «Господи, а ты что это правда не знал? Смотри как просто». Я прямо вижу, как на моих глазах какая-то величайшая трансформация происходит. Одного слова достаточно, чтобы человек все поменял в своей жизни. Это удивительно.

Состояние переполнения

Человек является определенной губкой, получает определенные знания из мира и входит в состояние переполнения. Что такое состояние переполнения? Это состояние, когда ты, накопив определенные знания, понимаешь, что они представляют определенную ценность. Ты готов ими делиться. Если ты ими не поделился, они начинают гнить внутри тебя. Это тоже обращаясь к наставникам. Возможно из-за этого иногда бывает состояние подавленности какой-то, состояние как будто ты не проводник. Ты присвоил себе то, что тебе не принадлежит. Ты можешь воспользоваться знаниями этими условно. Если ты их получил, передай дальше.

Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз?

Не взращиваю ли я своими руками конкурента?

У меня пока мало опыта. Я очень рассчитываю на то, что такой формат поможет мне встретить людей, которые на этот вопрос ответят.

Я уверен, что многие используют наставничество не только в индивидуальных целях, они используют его внутри компании. Например, для того, чтобы растить лидеров для себя. Никто не мешает, например, стать наставником для сильного менеджера внутри твоей компании. Вопрос просто в том, что ты это поле не видишь для себя. Да идет текучка, рутина, люди вершат какие-то задачи, они получают в процессе определенный опыт и знания. Но совсем другое, если ты некую цель ставишь себе: «Я рощу себе людей». Это первый момент.

Второй момент, я не вижу ничего плохого в том, что люди делятся таким опытом. Если ты видишь потенциально сильного менеджера, можно создать совместную компанию.

Я строю свою компанию, используя инструменты наставничества. Более того я стимулирую появление наставников, стимулирую этот процесс передачи знаний.

Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз?

В моем бизнесе, например, мы в принципе кроме знаний ничего не имеем. То есть у нас нет станков, логистики и так далее. Если знания правильно упакованы, если человек правильно тебя научил, ты просто начинаешь работать. Работать эффективно. В каком-то смысле это наставничество по принуждению – требование нашей компании. Мы прикрепляем джуниоров к уже успешным ребятам. Сейчас задумались о создании школы. За 14 лет работы единственным способом взращивания ценных кадров являлся просто надсмотр. Ты видишь, как ведет себя опытный человек, пытаешься копировать его стратегию. Я тоже долго не мог понять: «Как они всему учатся?» Да они просто тебя копируют. Они видят, как эффективно работать и стараются подстраиваться под твой алгоритм.

Как проходит наставничество

Не так важна встреча, как подготовка к встрече. У тебя могут быть вопросы ко мне в твоей голове. Ты приходишь и говоришь: «Я хочу добиться этого результата. Есть определенные ограничения. Что ты по этому поводу думаешь?». Я говорю: «Давай структуру посмотрим. Финансовые планы за прошедшие 2 года. Что там у тебя происходит?».

Мне это нужно для того, чтобы поляну понять, причесать, что там вообще происходит. Потому что таким образом я смогу сверить системы координат, увидеть дыры, несостыковки и так далее.

Но есть совсем другая штука — это вопросы неочевидные наставника к ученику. Например, изучив ситуацию, ты можешь спросить у него: сколько времени у тебя занимает поиск новых клиентов? Он говорит: «20%». Хорошо. «Кто для тебя целевой клиент?» Он говорит: «То, то, то». Хорошо. Вопрос: «Сколько ты целевых клиентов ведешь в данный момент? Почему?»

Это неочевидный вопрос. Это вопрос, который когда-то в какой-то момент я задавал сам себе. В силу определенного опыта, я просто знаю, что мы заигрываемся. И наставник может задать абсолютно неочевидный вопрос. Я называю их killer question. Такой вопрос убийственный. Вы обсудили одно, другое, третье. Потом ты в лоб ему говоришь: «Почему ты этого не делаешь? Ты же понимаешь, что вся твоя конструкция зависит от этих двух простых действий» – «Ну, я не-не-не». И тут начинается момент истины. Вот здесь самая магия происходит. Потому что вряд ли ты можешь сказать: «Да пошел ты нахер, наставник». Тебя останавливает одно – блин, он богаче, опытнее, лучше послушаю. Это право дает возможность поговорить на темы, которые не совсем уместны, которые не будут задавать тебе твои сотрудники или друзья.

Вот настоящая близость начинается в тот момент, когда говорят: «Я не знаю, я запутался. У меня было такое, смотри».

Умение или право задавать неочевидные вопросы — это большая польза наставничества и большой бонус от такой коммуникации. В эти моменты происходит осознание.

Ты сам начинаешь: «Блин, точно». Уходишь и у тебя запускаются какие-то механизмы: «Почему я так не делаю? Что не так?». Не надо мочить человека и говорить ему: «Слушай, поставь себе цель. Возьми на себя ответственность за слово. Завтра в 9:00 ты должен быть у меня». Окей, хорошо сколько на этой энергии человек протянет? Два дня, месяц, полгода? Потом застрелится. Совсем другое, когда ты понимаешь, что тебя от успеха отделяет правда. Ты тут не одинок был. Подсветили механизмы, вот способ обойти эту ситуацию. Так можно поступить, смотри – у меня было раз, два, три. Как тебе это? Все человек уходит, говорит: «Я хочу это внедрить. Круто. Мне нравится. Я хочу это попробовать».

Я помню, у меня самого были в жизни такие учителя, от общения с ними у меня горело все внутри. У меня было состояние одержимости. Я выходил, не успевал в книжку записывать, что хочу сделать. Он обладал настолько ценными знаниями, абсолютно уникальным видением каким-то.

Я однажды задавал себе вопрос: «Сколько стоит разговор с человеком, который заработал больше тебя в 100 раз в том деле, в котором ты занимаешься?». Для меня такой опыт бесценный.

1717
19 комментариев

Как отличить наставника от инфоцыгана ДО оплаты услуг такого общения?

6
Ответить

Вероятно, по его репутации как специалиста в той сфере, в которой он достиг успеха, не связанной с наставничеством, не?

1
Ответить

Хороший наставник не будет иметь высокого заработка. Если у человека успешный бизнес, он не бедствует - сразу можно проходить мимо, научить такой человек ни чему не сможет.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

вопрос в том, каким образом он заработал эти деньги, а то может и сто раз подумаешь надо ли тебе с ним общаться.

3
Ответить

Я бы ставил вопрос по другому: Есть ли у конкретного предпринимателя-ментора опыт и связи, применимые к твоему бизнесу. Это куда важнее.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить