На чем стоит культура сообщества

Как связаны между собой наши ценности, принципы, которых мы придерживаемся, а также правила, которым мы следуем.

Отношения в сообществе строятся на трех принципах:
- добровольность (каждый участник действует только по своей доброй воле, именно этим и отличаются отношения в сообществе от отношений в рабочем коллективе);
- психологическая безопасность (среда, позволяющая членам сообщества действовать, не опасаясь негативных последствий);
- доверие (открытые отношения, без которых сообщество не может существовать).

Что такое культура сообщества?

Сообщество – это группа людей, преследующих свои цели и интересы, объединенных общими ценностями.

Культура в контексте этого определения – это способ реализации целей и интересов участников сообщества.

Если говорить простыми словами, то культура – это уникальный код, объединяющий участников сообщества «под одной крышей», некий уникальный образ жизни сообщества. Культура объясняет, почему мы делаем именно так, а не иначе, и как это связано с идеей, целями, миссией сообщества.

Культура состоит из трех составляющих: ценностей, принципов и правил.

Ценности. Здесь, пожалуй, соглашусь со следующими определениями:

- Это то, чему человек осознанно назначает высокую цену, чем дорожит и ради чего готов чем-то жертвовать, платить усилиями, временем или деньгами.

- Это то, в безусловную важность чего человек верит, ради чего он живет, к чему стремится и чем руководствуется в своих выборах.

Принципы вытекают из ценностей. Они являются основой поведения, базисом для формирования взглядов и отношений. Это понятные каждому отдельному человеку критерии, не требующие дополнительных объяснений.

Правила – это конкретные действия, которыми человек подтверждает принципы и ценности сообщества. Стоит отметить, что к одному принципу может относиться несколько правил.

Давайте рассмотрим примеры ценностей реальных сообществ.

Взаимность – мы стремимся давать больше, чем получаем. Учитывать взаимные интересы. Думать над последствием своих действий для других людей. Смотреть на мир из «окна» другого человека.

Уважение – все взаимоотношения всегда строятся на основе уважения к личностям, интересам сообщества.

Развиваемся, развивая – наша деятельность невозможна без установки и мотивации на постоянное развитие. Мы развиваем всех, с кем сотрудничаем, и одновременно многому учимся сами.

Мы ориентированы на управление интеллектуальным и личностным потенциалом сообщества. Мы постоянно учимся, открываем для себя новые горизонты и стремимся быть на шаг впереди.

К примерам принципов можно отнести следующие:

Сообщество создается по принципу рекомендаций. Мы знаем друг друга в лицо! Эта группа – закрытое сообщество, которое формируется на основании доверия его членов друг к другу. Это самый важный принцип, по которому оно строится. Каждый резидент сообщества может привести новых участников. Человек, который пришел по вашей рекомендации, должен получить одобрение минимум еще двух резидентов группы. Если вы кого-то порекомендовали, вы автоматически отвечаете за этого человека.

Каждый из нас – эксперт в том или ином вопросе. Мы – сообщество успешных прогрессивных экспертов-практиков online. Чтобы вступить в него, нужно обладать высокими компетенциями в той или иной области, знания из которой интересны сообществу, а также иметь очевидные измеримые достижения в своей деятельности.

Мы обсуждаем только то, что для нас действительно важно. План обсуждений (тем) мы создаем совместно. Каждый участник группы может вынести на обсуждение тот вопрос, на который хочет получить ответ сообщества. Путем голосования мы вместе определяем важность и очередность обсуждения тем.

Приведу примеры правил, которые мы выполняем, придерживаясь определенных принципов и действуя согласно нашим ценностям.

Это правила конкретного сообщества:•

- Один микрофон. Это означает, когда говорит один, остальные слушают.

- Отвечаем на личные сообщения и письма в течение 24 часов.

- Делимся только своим личным опытом.

- Каждый участник сообщества может привести новых участников.

- Держим слово. Если не уверен, что выполнишь обещание, не обещай.

- Вступившие в сообщество участники заполняют в группе анкету о себе.

- Выкладывать фото участников в соцсетях с живых встреч сообщества только с их разрешения.

- Если по возвращении участника в сообщество на него вновь поступают жалобы и претензии (не важно, через месяц или год), участник исключается из сообщества навсегда.

- Участники приходят на встречи с конкретными запросами (задачами, проблемами, ситуациями), на которые хотят найти наилучшее решение.

Давайте посмотрим, как формулируются ценности, вытекающие из них принципы и правила. Например,

* ценность – доверие;

* принцип: все, что обсуждается на встречах и/или в чатах сообщества, остается внутри сообщества;

* правило «4Н»: «Никогда! Никому! Ничего! Нигде!».

Еще один пример:

* ценность – уважение;

* принцип: мы уважаем каждого участника сообщества и его мнение;

* правила: 1) правило одного микрофона; 2) отвечаем на сообщения в течение 24 часов; 3) нет – критике; 4) используем инструмент «комплимент – усиление».

Наверное, вы заметили, что у одного принципа может быть несколько правил. Точно также и у одной ценности бывает несколько принципов. Тогда описанная в документе культура сообщества может выглядеть как дерево, где ствол и крупные ветви – это ценности, менее крупные ветки – принципы, а листья – это правила.

235235 показов
7373 открытия
Начать дискуссию