Как эксперта подготовить к онлайн-преподаванию? Методика OTUS
Делимся опытом нашей кузницы преподавателей. Для тех, кто присматривается к обучению в OTUS, статья — хорошая возможность познакомиться с нашим подходом к занятиям. С другой стороны, описанные приемы можно перенять для организации онлайн-обучения в своей компании.
Как у нас все устроено расскажет Дарья Вьюнова, руководитель отдела подготовки экспертов и управления качеством обучения OTUS.
Всем привет! Это Даша, я отвечаю за счастье преподавателей и студентов в OTUS. Живое преподавание и взаимодействие с экспертом на вебинаре — одна из особенностей нашей образовательной платформы. То, за чем идут к нам студенты — IT-специалисты с опытом. На этом этапе профессионального пути гораздо важнее обмениваться информацией, а не просто ее впитывать. Отсюда и наша цель — с помощью преподавателей создать условия, где студенты смогут размышлять, пробовать, дискутировать, делиться опытом.
Демо-занятие — обучение, а не собеседование
В период онбординга преподаватель проводит в среднем три демо-занятия. Первое, на 15 минут на любую тему, мы просим провести всех, даже тех, кто уже с опытом преподавания. Роль аудитории выполняют методисты, продюсеры и другие преподаватели.
Надо отметить, что к нам приходят разные эксперты: кто-то читает лекции в вузе, кто-то был наставником для коллег в своей компании, у кого-то только опыт выступления на конференциях, кто-то раньше записывал обучающие видео, а у кого-то совсем нет опыта преподавания.
Задание первого демо кажется большинству простым, но чаще урок проходит так: преподаватель волнуется, говорит все 15 минут, забывая про чат и участников. На методической сессии обратной связи переживания, которыми он делится после урока, в основном связаны с онлайн-форматом: «Я не вижу аудиторию!», «Боялся, что все ушли», «Надеюсь, меня поняли» и т.д.
В целом первое демо-занятие помогает эксперту развенчать многие мифы о преподавании в онлайн.
- Рассказывать о теме и обучать – это разные процессы. Ведь, если мы рассказали о чем-то, это еще не значит, что аудитория услышала нас так, как мы хотели.
- Говорить о теме и организовывать деятельность других – разные скиллы. И если мы хотим, чтобы люди что-то сделали, им надо дать четкую инструкцию, дать время и поддерживать в процессе практики.
- Офлайн и онлайн разные условия, надо как-то помогать себе чувствовать аудиторию, помогать аудитории не отвлекаться.
- Учить одного, например, коллегу, и группу – требует разных приемов, тут всегда надо лавировать между разной скоростью выполнения заданий и усвоения материала у студентов.
Вообще, демо-занятие — это не собеседование, не экзамен, и не отбор, а часть обучения. Ключевая цель демо — помочь преподавателю делать занятия интереснее и структурированнее. Мы умышленно снижаем уровень стресса, ибо в стрессе мы не учимся. Демо проходят «среди своих», таких же будущих преподавателей. Этот прием называется peer-teaching – такое взаимообучение.
Смысл в том, чтобы преподаватель почувствовал, что готов выйти к студентам и провести отличное занятие. Так некоторые проводят по 4-5-6 пробных уроков, набираясь опыта и решительности.
Создаем безопасную среду
Вторая составляющая онбординга — наш курс «Онлайн-преподаватель». На занятиях эксперты узнают разные полезные фишечки — как сэкономить время подготовки к уроку, как вовлечь и наладить контакт с аудиторий, как сделать обучение эффективнее и легче. Программа состоит из 9 методических вебинаров, рассчитанных на 1 месяц.
Демо-занятия и курс погружают эксперта в безопасное пространство, где можно спокойно освоиться в новой роли.
Из чего состоит безопасная среда:
Цель и смысл: Эксперт понимает, зачем он учится, проводит демо.
Деятельность: На вебинарах, на демо и вне вебинаров эксперт находится в деятельности, которую будет выполнять в будущем в OTUS. Готовит занятия и проводит их.
Критерии оценки: Эксперт понимает, как его оценивают, по каким критериям.
Взаимообучение: Эксперт общается с коллегами, а мы поддерживаем активность во внутреннем комьюнити: создаем ситуации шаринга знаний и обмена опытом (групповой конспект – padlet.com – база знаний группы, к которой можно обратиться и самому поучаствовать).
Обратная связь: Эксперт всегда может запросить и дать обратную связь, понятными способами по обозначенным каналам – голосом, в чате, лично, перед группой.
На демо и на курсе «Онлайн-преподаватель» мы делаем то, чем будут заниматься преподаватели в дальнейшем – планировать и вести занятия.
После каждого демо мы даем предметный фидбек по понятным критериям: что получилось хорошо, что можно улучшить и зачем, какой эффект это даст. Будущий преподаватель знает, что у него есть неограниченное количество попыток.
Демо — это возможность делать ошибки. Мы предлагаем ошибаться безопасно с нами, когда нет студентов, которые могут хейтить или отказаться от обучения и вернуть деньги.
Второе демо-занятие на 30 минут обычно проходит в более расслабленной обстановке.
Эксперт использует доступ к материалам для подготовки: шаблоны планов занятий, записи «образцовых» занятий и т.п. Также у нас есть свой телеграм-бот, который помогает преподавателям организовать подготовку.
Дорогой, но эффективный способ адаптации
Да, обучение – не самый простой и быстрый способ адаптации. Люди учатся медленно, сопротивляются и сильно заняты. Но мы заметили, что без курса обучения «вход» в сотрудничество происходит сложнее. Гайды читать некогда, а вебинар позволяет выделить время, увидеть и почувствовать, как можно преподавать иначе.
Без подготовки проявляются следующие проблемы:
- Эксперты не видят целостной картины учебного процесса с позиции студента и преподавателя.
- Сталкиваются со сложностями с учебной платформой и личным кабинетом. Мы специально в течение онбординга делаем так, чтобы преподаватели активно пользовались платформой и личным кабинетом, осваивали и привыкали.
- Не перенимают культуру и стандарты, участвуют только как приглашенные спикеры, инородное тело, выпадают из сообщества, не интегрировавшись в комьюнити – и как следствие, уходят.
Сейчас есть тенденция: когда мы собираемся на воркшопы, я рассказываю о каких-то новых фишках курсов, а преподаватели, кто проходил обучение год-два назад, хотят перепройти подготовку. Это показатель того, что результаты обучения прорастают не так быстро, и все же прорастают.
Что в итоге дает система онбординга, которую мы выстроили:
- Насмотренность и взаимное обучение. Появляется понимание, как по-разному можно вести занятия. У одного увидел шаблон структуры занятия, у другого — как провести практику и т.д.
- Осознанность. Эксперт выстраивает осознанно свой стиль преподавания, принимает решение о сотрудничестве.
- Готовность к регулярной деятельности. Режим занятий приучает к реальным условиям. Эксперт встраивает новую деятельность в свою жизнь, продумывает и создает комфортные условия. Например, оказывается, дома лает собака и лучше переместить проведение вебинаров в офис.
- Техническая подкованность. Эксперт осваивает навыки применения деятельностного подхода и работы с платформой, знакомится с разными онлайн-инструментами.
- Актуализация знаний, умений и навыков. Эксперт тренирует навыки, необходимые именно для онлайн-преподавания.
- Чувство безопасности. Преподаватель раскован, знает как действовать в случае форс-мажорных ситуаций, трезво оценивает ситуацию.
К третьему демо (так же на 30 минут) люди перестают бояться. Эксперт пробует и креативит, использует приемы, которые увидел на других демо и курсе, знает, где в Zoom искать чатик, задает вопросы, запрашивает обратную связь, просит включать камеры, интересуется ожиданиями студентов.
В конце концов, курс подготовки и демо-занятия позволяют эксперту сделать осознанный выбор – я готов преподавать в OTUS.
Что при этом получили мы?
- За 1 месяц подготовили преподавателя по нашим стандартам путем погружения — и мы считаем это достаточно быстрым результатом.
- Посмотрели в действии и дали рекомендации, узнали уровень и поняли, как дальше работать с экспертом.
- Помогли осознать готовность, а кому-то — неготовность, и расстаться.
- Поддержали человека в новой деятельности и включили его в комьюнити единомышленников.
Выводы:
- Лучше обучить тех, кто от нас уйдет, чем не обучить тех, кто с нами останется. И да, на это нужно больше времени и сил, но оно того стоит. Я горжусь нашим сообществом преподавателей.
- На этапе онбординга погружать в условия максимально приближенные к реальным. Чтобы разрыв между обучением и работой был как можно меньше.
- Чем больше возможностей у кандидата говорить и делать что-то самому, тем быстрее он обучится (деятельностный подход). Мы учимся, осознавая свой опыт. Свой, а не чужой. А свой надо получить в деятельности.
- Поддерживать и давать обратную связь, т.е. создавать безопасную среду. Мы учимся, осознавая свой опыт, даже неудачный. Ибо если у нас не будет ошибок, то и учиться нам, по сути, не надо. А вот ошибаться безопасно, с поддержкой рядом – это и есть обучение.
Предвосхищая возможный вопрос, скажу, что хотя наш курс «Онлайн-преподаватель» рассчитан на внутреннюю подготовку преподавателей, его может купить и пройти любой желающий. Иногда к нам приходят эксперты из совсем не айтишных областей и успешно осваивают все навыки и приемы.
Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях. Ну а я буду рада в OTUS всем, кто хочет учиться и учить!