{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как эксперта подготовить к онлайн-преподаванию? Методика OTUS

Делимся опытом нашей кузницы преподавателей. Для тех, кто присматривается к обучению в OTUS, статья — хорошая возможность познакомиться с нашим подходом к занятиям. С другой стороны, описанные приемы можно перенять для организации онлайн-обучения в своей компании.

Как у нас все устроено расскажет Дарья Вьюнова, руководитель отдела подготовки экспертов и управления качеством обучения OTUS.

Всем привет! Это Даша, я отвечаю за счастье преподавателей и студентов в OTUS. Живое преподавание и взаимодействие с экспертом на вебинаре — одна из особенностей нашей образовательной платформы. То, за чем идут к нам студенты — IT-специалисты с опытом. На этом этапе профессионального пути гораздо важнее обмениваться информацией, а не просто ее впитывать. Отсюда и наша цель — с помощью преподавателей создать условия, где студенты смогут размышлять, пробовать, дискутировать, делиться опытом.

Преподаватели придумывают интерактивы под цели курса. Например, в каких-то случаях студенты делятся на команды и работают в отдельных комнатах в Zoom. В других — расшаривают экран и комментируют выполненные задания.

Дарья Вьюнова, Руководитель отдела подготовки экспертов и управления качеством обучения OTUS

Демо-занятие — обучение, а не собеседование

В период онбординга преподаватель проводит в среднем три демо-занятия. Первое, на 15 минут на любую тему, мы просим провести всех, даже тех, кто уже с опытом преподавания. Роль аудитории выполняют методисты, продюсеры и другие преподаватели.

Надо отметить, что к нам приходят разные эксперты: кто-то читает лекции в вузе, кто-то был наставником для коллег в своей компании, у кого-то только опыт выступления на конференциях, кто-то раньше записывал обучающие видео, а у кого-то совсем нет опыта преподавания.

Задание первого демо кажется большинству простым, но чаще урок проходит так: преподаватель волнуется, говорит все 15 минут, забывая про чат и участников. На методической сессии обратной связи переживания, которыми он делится после урока, в основном связаны с онлайн-форматом: «Я не вижу аудиторию!», «Боялся, что все ушли», «Надеюсь, меня поняли» и т.д.

В целом первое демо-занятие помогает эксперту развенчать многие мифы о преподавании в онлайн.

  • Рассказывать о теме и обучать – это разные процессы. Ведь, если мы рассказали о чем-то, это еще не значит, что аудитория услышала нас так, как мы хотели.
  • Говорить о теме и организовывать деятельность других – разные скиллы. И если мы хотим, чтобы люди что-то сделали, им надо дать четкую инструкцию, дать время и поддерживать в процессе практики.
  • Офлайн и онлайн разные условия, надо как-то помогать себе чувствовать аудиторию, помогать аудитории не отвлекаться.
  • Учить одного, например, коллегу, и группу – требует разных приемов, тут всегда надо лавировать между разной скоростью выполнения заданий и усвоения материала у студентов.

Вообще, демо-занятие — это не собеседование, не экзамен, и не отбор, а часть обучения. Ключевая цель демо — помочь преподавателю делать занятия интереснее и структурированнее. Мы умышленно снижаем уровень стресса, ибо в стрессе мы не учимся. Демо проходят «среди своих», таких же будущих преподавателей. Этот прием называется peer-teaching – такое взаимообучение.

Смысл в том, чтобы преподаватель почувствовал, что готов выйти к студентам и провести отличное занятие. Так некоторые проводят по 4-5-6 пробных уроков, набираясь опыта и решительности.

Создаем безопасную среду

Вторая составляющая онбординга — наш курс «Онлайн-преподаватель». На занятиях эксперты узнают разные полезные фишечки — как сэкономить время подготовки к уроку, как вовлечь и наладить контакт с аудиторий, как сделать обучение эффективнее и легче. Программа состоит из 9 методических вебинаров, рассчитанных на 1 месяц.

Демо-занятия и курс погружают эксперта в безопасное пространство, где можно спокойно освоиться в новой роли.

Из чего состоит безопасная среда:

Цель и смысл: Эксперт понимает, зачем он учится, проводит демо.

Деятельность: На вебинарах, на демо и вне вебинаров эксперт находится в деятельности, которую будет выполнять в будущем в OTUS. Готовит занятия и проводит их.

Критерии оценки: Эксперт понимает, как его оценивают, по каким критериям.

Взаимообучение: Эксперт общается с коллегами, а мы поддерживаем активность во внутреннем комьюнити: создаем ситуации шаринга знаний и обмена опытом (групповой конспект – padlet.com – база знаний группы, к которой можно обратиться и самому поучаствовать).

Обратная связь: Эксперт всегда может запросить и дать обратную связь, понятными способами по обозначенным каналам – голосом, в чате, лично, перед группой.

На демо и на курсе «Онлайн-преподаватель» мы делаем то, чем будут заниматься преподаватели в дальнейшем – планировать и вести занятия.

После каждого демо мы даем предметный фидбек по понятным критериям: что получилось хорошо, что можно улучшить и зачем, какой эффект это даст. Будущий преподаватель знает, что у него есть неограниченное количество попыток.

Демо — это возможность делать ошибки. Мы предлагаем ошибаться безопасно с нами, когда нет студентов, которые могут хейтить или отказаться от обучения и вернуть деньги.

Второе демо-занятие на 30 минут обычно проходит в более расслабленной обстановке.

Эксперт использует доступ к материалам для подготовки: шаблоны планов занятий, записи «образцовых» занятий и т.п. Также у нас есть свой телеграм-бот, который помогает преподавателям организовать подготовку.

Не у всех экспертов получается сразу отлично вести занятия. Но постоянно запрашивая фидбек от студентов, мы видим, какие аспекты нужно улучшить: речь, подача материала, культура преподавания и т.д.

Дарья Вьюнова, Руководитель отдела подготовки экспертов и управления качеством обучения OTUS

Дорогой, но эффективный способ адаптации

Да, обучение – не самый простой и быстрый способ адаптации. Люди учатся медленно, сопротивляются и сильно заняты. Но мы заметили, что без курса обучения «вход» в сотрудничество происходит сложнее. Гайды читать некогда, а вебинар позволяет выделить время, увидеть и почувствовать, как можно преподавать иначе.

Без подготовки проявляются следующие проблемы:

  • Эксперты не видят целостной картины учебного процесса с позиции студента и преподавателя.
  • Сталкиваются со сложностями с учебной платформой и личным кабинетом. Мы специально в течение онбординга делаем так, чтобы преподаватели активно пользовались платформой и личным кабинетом, осваивали и привыкали.
  • Не перенимают культуру и стандарты, участвуют только как приглашенные спикеры, инородное тело, выпадают из сообщества, не интегрировавшись в комьюнити – и как следствие, уходят.

Бывает такое, что эксперт проходит у нас подготовку и понимает, что преподавание — это не для него. И это тоже хороший результат онбординга. Лучше обучить того, кто от нас уйдет, чем не обучить тех, кто с нами останется.


Виталий Чибриков, Генеральный директор OTUS

Сейчас есть тенденция: когда мы собираемся на воркшопы, я рассказываю о каких-то новых фишках курсов, а преподаватели, кто проходил обучение год-два назад, хотят перепройти подготовку. Это показатель того, что результаты обучения прорастают не так быстро, и все же прорастают.

Что в итоге дает система онбординга, которую мы выстроили:

  • Насмотренность и взаимное обучение. Появляется понимание, как по-разному можно вести занятия. У одного увидел шаблон структуры занятия, у другого — как провести практику и т.д.
  • Осознанность. Эксперт выстраивает осознанно свой стиль преподавания, принимает решение о сотрудничестве.
  • Готовность к регулярной деятельности. Режим занятий приучает к реальным условиям. Эксперт встраивает новую деятельность в свою жизнь, продумывает и создает комфортные условия. Например, оказывается, дома лает собака и лучше переместить проведение вебинаров в офис.
  • Техническая подкованность. Эксперт осваивает навыки применения деятельностного подхода и работы с платформой, знакомится с разными онлайн-инструментами.
  • Актуализация знаний, умений и навыков. Эксперт тренирует навыки, необходимые именно для онлайн-преподавания.
  • Чувство безопасности. Преподаватель раскован, знает как действовать в случае форс-мажорных ситуаций, трезво оценивает ситуацию.

К третьему демо (так же на 30 минут) люди перестают бояться. Эксперт пробует и креативит, использует приемы, которые увидел на других демо и курсе, знает, где в Zoom искать чатик, задает вопросы, запрашивает обратную связь, просит включать камеры, интересуется ожиданиями студентов.

В конце концов, курс подготовки и демо-занятия позволяют эксперту сделать осознанный выбор – я готов преподавать в OTUS.

Что при этом получили мы?

  • За 1 месяц подготовили преподавателя по нашим стандартам путем погружения — и мы считаем это достаточно быстрым результатом.
  • Посмотрели в действии и дали рекомендации, узнали уровень и поняли, как дальше работать с экспертом.
  • Помогли осознать готовность, а кому-то — неготовность, и расстаться.
  • Поддержали человека в новой деятельности и включили его в комьюнити единомышленников.

Выводы:

  • Лучше обучить тех, кто от нас уйдет, чем не обучить тех, кто с нами останется. И да, на это нужно больше времени и сил, но оно того стоит. Я горжусь нашим сообществом преподавателей.
  • На этапе онбординга погружать в условия максимально приближенные к реальным. Чтобы разрыв между обучением и работой был как можно меньше.
  • Чем больше возможностей у кандидата говорить и делать что-то самому, тем быстрее он обучится (деятельностный подход). Мы учимся, осознавая свой опыт. Свой, а не чужой. А свой надо получить в деятельности.
  • Поддерживать и давать обратную связь, т.е. создавать безопасную среду. Мы учимся, осознавая свой опыт, даже неудачный. Ибо если у нас не будет ошибок, то и учиться нам, по сути, не надо. А вот ошибаться безопасно, с поддержкой рядом – это и есть обучение.

Предвосхищая возможный вопрос, скажу, что хотя наш курс «Онлайн-преподаватель» рассчитан на внутреннюю подготовку преподавателей, его может купить и пройти любой желающий. Иногда к нам приходят эксперты из совсем не айтишных областей и успешно осваивают все навыки и приемы.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях. Ну а я буду рада в OTUS всем, кто хочет учиться и учить!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда