Интуиция – лучший друг руководителя
Маша Вдовиченко руководит отделом проектирования обучения и управления качеством продукта в OTUS.
Она рассказала, как пришла на эту должность, как создаёт команду мечты, и что вдохновляет её в процессе работы.
Как ты начала свой путь в OTUS и как ты развивалась в рамках компании?
В OTUS я пришла в начале ноября 2019 года на позицию педагогического дизайнера. До OTUS работала в офлайн-образовании: преподавала и была помощником заместителя заведующего кафедрой в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
На тот момент в отделе работало 2 человека: ведущий педагогический дизайнер – Валерия Курилова и мой руководитель – Дарья Вьюнова. Спустя год я выросла до ведущего педагогического дизайнера.
Весной 2021 года Даша уходила на повышение и на свое место порекомендовала мою кандидатуру. Знаю, что на эту должность рассматривали внешних кандидатов. Мне написал Дима Волошин, генеральный директор OTUS и пригласил на интервью. Я очень нервничала, и мне показалось, что я все провалила: сумбурно отвечала на вопросы, терялась и путалась в ответах. После мне дали тестовое задание – “Описать концепцию развития отдела на 2022 год”. Тестовое я выполнила быстро, так как уже думала об этом ранее и понимала, что нужно улучшить и как дальше развивать отдел. 1 июня 2021 года мне сделали оффер на должность руководителя отдела. Скажем честно, я не ожидала… Хотя в глубине души верила, что выберут меня.
Какие чувства вызвал у тебя этот оффер?
Мне стало страшно…Паника…
До этого у меня не было опыта руководства командой. На предыдущих местах работы я занимала руководящие роли, но не имела подчиненных в буквальном смысле.
Более 4 лет я преподавала в университете МГТУ им. Н.Э. Баумана, была куратором учебных групп, работала с преподавателями.
На тот момент мне казалось, что у меня недостаточно опыта, сложнее всего было стать руководителем своих коллег, с которыми мы были на одной позиции. Но мне повезло с ними, все восприняли мой рост положительно, радовались вместе со мной. Были, конечно, сложные моменты при переходе, но в целом все прошло достойно.
Как сейчас выглядит отдел?
В 2023 году расширили градацию должностей для специалистов: Junior, Middle и Senior уровня. А еще появились две новые роли: педагогический дизайнер по работе с ивентами и литературный дизайнер.
В апреле 2024 года мы разделили педагогических дизайнеров на направления работы с продуктом: создание и сопровождение. В создании пока 1 сотрудник, но мы планируем и дальше развивать этот проект, расширять штат.
В 2024 году мы ожидаем еще найм сотрудников: в сентябре – два новых сотрудника, в ноябре еще один.
На данный момент в отделе 16 человек вместе со мной. Конечно, были увольнения сотрудников за 3 года руководства, но мы до сих пор на связи с бывшими коллегами, иногда проводим совместные зум-бары и онлайн-игры.
С какими сложностями ты сталкиваешься при найме новых сотрудников?
Непонимание кандидатов роли педагогического дизайнера в онлайн-образовании, его задач и значимости в компании.
Для меня важно, чтобы человек вписался в команду, поэтому я стараюсь слушать себя, свою интуицию: есть у меня с человеком мэтч или нет.
Были у тебя ошибки в подборе?
Да, у меня были ошибки, про которые я помню и за которые переживаю до сих пор.
Был очень сложный кейс, когда я не послушала себя, ставка “горела”. Мы взяли человека, но, к сожалению, спустя несколько недель поняли, что не подходим друг другу. Нам пришлось расстаться в рамках испытательного срока. Скажем честно – это непростой процесс - тяжелый, эмоциональный.
Мне кажется, что в команде важна сплоченность, интерес к работе, неравнодушие, развитие. Бывает так, что компания не подходит человеку, либо человек не подходит компании.
Как стать частью команды Педагогических дизайнеров OTUS?
У нас несколько этапов подбора:
Первый этап – общение с рекрутером;
Второй этап – тестовое задание;
Третий этап – интервью со мной, и если всё хорошо, то заключительный этап (четвертый) – интервью с директором департамента образования.
В подборе я ориентируюсь на личные качества человека и его опыт в образовании. Часть сотрудников приходит к нам с опытом в детском онлайн-образовании или с опытом работы в государственных учебных заведениях.
Благодаря прекрасному онбордингу в компании сотрудники на испытательном сроке получают недостающие компетенции. Онбординг нам помогает адаптировать сотрудника под проекты и задачи компании.
Большую часть вакансий мы закрываем с помощью Школы стажёров. Люда Власова помогает с набором, руководит школой. Ребята в течение 1,5 месяца проходят стажировку, если видим достойных кандидатов, делаем им оффер при наличии ставок.
На что ты обращаешь внимание на собеседовании?
Я даю разные кейсы, задаю провокационные вопросы и смотрю, как человек реагирует и отвечает, обсуждаем результаты тестового задания. Всегда спрашиваю о навыках тайм-менеджмента, ведь мы работаем по задачам, а не по часам. И как научил меня Дима Волошин – уточняю про прошлый опыт работы, задачи и причину увольнения. Если кандидат начинает негативно отзываться о своей компанией, плавает в ответах, я понимаю – нам не по пути.
Играет ли знак зодиака решающую роль при выборе кандидатов?
Нет, хотя у нас большая часть, львов, раков, стрельцов и козерогов, как мы недавно выяснили – это чистая случайность! Я тут ни при чем.
С какими сложностями ты сталкиваешься в работе с командой?
Нас много, меня на всех не хватает. Не всегда могу оперативно вникнуть в процессы сотрудников, хотя очень стараюсь понимать, чем они занимаются, включаться и помогать. Надеюсь, что в следующем году мы сможем реализовать новую структуру и вывести руководителей групп.
Как ты выходишь из сложных ситуаций с сотрудниками, если случается, что ты недовольна качеством работы?
Я тоже человек, и мне присуща эмоциональность, иногда злюсь, раздражаюсь, если что-то идет не так.
Поэтому выдыхаю, даю себе время на рефлексию, далее описываю фрейм по качеству работы, проблемы – как научил меня Рон Маркосян, наш операционный директор.
Я не сторонник публичной порки, если вижу, что сотрудник что-то делает не так, мы созваниваемся one-to-one, проговариваем все сложности согласно фрейму, обсуждаем сроки исправления ситуации. Я стараюсь откровенно вести диалог и говорить по факту, не переходя на личности.
Ты уже упомянула, что в следующем году ожидается реструктуризация отдела. Расскажи, пожалуйста, еще о планах на 2025 год?
Планируем расширить направление работы с открытыми уроками. Мы хотим уйти в проработку качества, чтобы наши открытые уроки, конференции стали еще более интересными и крутыми. Над этим проектом работает Маргарита Захаренко.
У нас есть внутреннее обучение, которое мы проводим для себя в отделе, и есть внешнее, которое спонсирует компания. В следующем году, я надеюсь, у нас получится организовать большое обучение от School of Education по новым моделям проектирования для всех сотрудников отдела.
Какими проектами отдела ты гордишься больше всего?
Я всеми проектами горжусь:
Люблю наш методический канал и интервью здесь на VC – проект хостит Оксана Терегеренко.
Школа стажеров под руководством Люды Власовой – школа экономит наши ресурсы при найме.
Мы меняем систему метрик под руководством Светы Смирновой.
Работа с комьюнити преподавателей, проектом занимается Маша Кретинина. Мы улучшаем коммуникацию с преподавателями, потому что они играют важную роль в нашей компании: проводим различные мероприятия для них, делаем анонсы новостей и многое другое.
Рада нашему партнерству с Нетологией и School of Education, которое выросло в крупную конференцию – Качественный Edtech.
У каждого педагогического дизайнера OTUS есть свой проект, который заслуживает внимания!
Что вдохновляет тебя на работу?
Возможность влиять на результат. Формулировать задачи, которые находят отклик и поддержку у руководства и коллег, а их реализация влияет на всю компанию.
Но больше всего меня вдохновляет команда: не только сотрудники моего отдела, но и мои коллеги. Люди, которым не все равно, которые горят своим делом и меняют этот мир в лучшую сторону.
О мега ивентах, продвижении лидеров международного рынка и работе с молодым поколением пиарщиков, в интервью VC.ru рассказала Полина Курач, консультант по стратегическим коммуникациям международных и российских проектов, соосновательница PR-агентства ПРОЩЕ.
Как найти свое дело и что для этого нужно? 10 лет — именно столько времени мне понадобилось, чтобы найти сферу, которая действительно приносит мне удовольствие.
Кейс коммуникационного агентства Cristal Media основан на perfomance инструментах Яндекс Директа.
Возможно ли организовать рабочий процесс, если твоё место работы постоянно меняется между офисами в Москве, Санкт-Петербурге и... сапсане? Да, возможно! Герой нашего выпуска живёт именно в таком ритме. Он поделился со мной тем, как управлять компанией, находясь в движении, совмещать работу с жизнью на два города и находить время на хобби, которое п…
Пообщался с Артемом Первухиным, со-основателем маркетингового агентства KINETICA, о том, как создать эффективную корпоративную экосистему, найти баланс между офисом и удаленкой, и почему важно не бояться расставаться с теми, кто не растет.
Иногда людям нужно дать то, чего они действительно хотят. И эта история не про деньги.
Я — пенсионер. Работал на Ижстали, заработал горячий стаж и ушёл на заслуженный отдых в 53. Уехал в Зуру — небольшое село в Удмуртии. Расскажу, как организовал себе прибавку к пенсии через торговлю на Озоне.
♥️