Интуиция – лучший друг руководителя

Интуиция – лучший друг руководителя

Маша Вдовиченко руководит отделом проектирования обучения и управления качеством продукта в OTUS.

Она рассказала, как пришла на эту должность, как создаёт команду мечты, и что вдохновляет её в процессе работы.

Маша Вдовиченко

Как ты начала свой путь в OTUS и как ты развивалась в рамках компании?

В OTUS я пришла в начале ноября 2019 года на позицию педагогического дизайнера. До OTUS работала в офлайн-образовании: преподавала и была помощником заместителя заведующего кафедрой в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

На тот момент в отделе работало 2 человека: ведущий педагогический дизайнер – Валерия Курилова и мой руководитель – Дарья Вьюнова. Спустя год я выросла до ведущего педагогического дизайнера.

Весной 2021 года Даша уходила на повышение и на свое место порекомендовала мою кандидатуру. Знаю, что на эту должность рассматривали внешних кандидатов. Мне написал Дима Волошин, генеральный директор OTUS и пригласил на интервью. Я очень нервничала, и мне показалось, что я все провалила: сумбурно отвечала на вопросы, терялась и путалась в ответах. После мне дали тестовое задание – “Описать концепцию развития отдела на 2022 год”. Тестовое я выполнила быстро, так как уже думала об этом ранее и понимала, что нужно улучшить и как дальше развивать отдел. 1 июня 2021 года мне сделали оффер на должность руководителя отдела. Скажем честно, я не ожидала… Хотя в глубине души верила, что выберут меня.

Какие чувства вызвал у тебя этот оффер?

Мне стало страшно…Паника…

До этого у меня не было опыта руководства командой. На предыдущих местах работы я занимала руководящие роли, но не имела подчиненных в буквальном смысле.

Более 4 лет я преподавала в университете МГТУ им. Н.Э. Баумана, была куратором учебных групп, работала с преподавателями.

На тот момент мне казалось, что у меня недостаточно опыта, сложнее всего было стать руководителем своих коллег, с которыми мы были на одной позиции. Но мне повезло с ними, все восприняли мой рост положительно, радовались вместе со мной. Были, конечно, сложные моменты при переходе, но в целом все прошло достойно.

Как сейчас выглядит отдел?

В 2023 году расширили градацию должностей для специалистов: Junior, Middle и Senior уровня. А еще появились две новые роли: педагогический дизайнер по работе с ивентами и литературный дизайнер.

В апреле 2024 года мы разделили педагогических дизайнеров на направления работы с продуктом: создание и сопровождение. В создании пока 1 сотрудник, но мы планируем и дальше развивать этот проект, расширять штат.

В 2024 году мы ожидаем еще найм сотрудников: в сентябре – два новых сотрудника, в ноябре еще один.

На данный момент в отделе 16 человек вместе со мной. Конечно, были увольнения сотрудников за 3 года руководства, но мы до сих пор на связи с бывшими коллегами, иногда проводим совместные зум-бары и онлайн-игры.

С какими сложностями ты сталкиваешься при найме новых сотрудников?

Непонимание кандидатов роли педагогического дизайнера в онлайн-образовании, его задач и значимости в компании.

Для меня важно, чтобы человек вписался в команду, поэтому я стараюсь слушать себя, свою интуицию: есть у меня с человеком мэтч или нет.

Были у тебя ошибки в подборе?

Да, у меня были ошибки, про которые я помню и за которые переживаю до сих пор.

Был очень сложный кейс, когда я не послушала себя, ставка “горела”. Мы взяли человека, но, к сожалению, спустя несколько недель поняли, что не подходим друг другу. Нам пришлось расстаться в рамках испытательного срока. Скажем честно – это непростой процесс - тяжелый, эмоциональный.

Мне кажется, что в команде важна сплоченность, интерес к работе, неравнодушие, развитие. Бывает так, что компания не подходит человеку, либо человек не подходит компании.

Как стать частью команды Педагогических дизайнеров OTUS?

У нас несколько этапов подбора:

Первый этап – общение с рекрутером;

Второй этап – тестовое задание;

Третий этап – интервью со мной, и если всё хорошо, то заключительный этап (четвертый) – интервью с директором департамента образования.

В подборе я ориентируюсь на личные качества человека и его опыт в образовании. Часть сотрудников приходит к нам с опытом в детском онлайн-образовании или с опытом работы в государственных учебных заведениях.

Благодаря прекрасному онбордингу в компании сотрудники на испытательном сроке получают недостающие компетенции. Онбординг нам помогает адаптировать сотрудника под проекты и задачи компании.

Большую часть вакансий мы закрываем с помощью Школы стажёров. Люда Власова помогает с набором, руководит школой. Ребята в течение 1,5 месяца проходят стажировку, если видим достойных кандидатов, делаем им оффер при наличии ставок.

На что ты обращаешь внимание на собеседовании?

Я даю разные кейсы, задаю провокационные вопросы и смотрю, как человек реагирует и отвечает, обсуждаем результаты тестового задания. Всегда спрашиваю о навыках тайм-менеджмента, ведь мы работаем по задачам, а не по часам. И как научил меня Дима Волошин – уточняю про прошлый опыт работы, задачи и причину увольнения. Если кандидат начинает негативно отзываться о своей компанией, плавает в ответах, я понимаю – нам не по пути.

Играет ли знак зодиака решающую роль при выборе кандидатов?

Нет, хотя у нас большая часть, львов, раков, стрельцов и козерогов, как мы недавно выяснили – это чистая случайность! Я тут ни при чем.

С какими сложностями ты сталкиваешься в работе с командой?

Нас много, меня на всех не хватает. Не всегда могу оперативно вникнуть в процессы сотрудников, хотя очень стараюсь понимать, чем они занимаются, включаться и помогать. Надеюсь, что в следующем году мы сможем реализовать новую структуру и вывести руководителей групп.

Как ты выходишь из сложных ситуаций с сотрудниками, если случается, что ты недовольна качеством работы?

Я тоже человек, и мне присуща эмоциональность, иногда злюсь, раздражаюсь, если что-то идет не так.

Поэтому выдыхаю, даю себе время на рефлексию, далее описываю фрейм по качеству работы, проблемы – как научил меня Рон Маркосян, наш операционный директор.

Я не сторонник публичной порки, если вижу, что сотрудник что-то делает не так, мы созваниваемся one-to-one, проговариваем все сложности согласно фрейму, обсуждаем сроки исправления ситуации. Я стараюсь откровенно вести диалог и говорить по факту, не переходя на личности.

Ты уже упомянула, что в следующем году ожидается реструктуризация отдела. Расскажи, пожалуйста, еще о планах на 2025 год?

Планируем расширить направление работы с открытыми уроками. Мы хотим уйти в проработку качества, чтобы наши открытые уроки, конференции стали еще более интересными и крутыми. Над этим проектом работает Маргарита Захаренко.

У нас есть внутреннее обучение, которое мы проводим для себя в отделе, и есть внешнее, которое спонсирует компания. В следующем году, я надеюсь, у нас получится организовать большое обучение от School of Education по новым моделям проектирования для всех сотрудников отдела.

Какими проектами отдела ты гордишься больше всего?

Я всеми проектами горжусь:

Люблю наш методический канал и интервью здесь на VC – проект хостит Оксана Терегеренко.

Школа стажеров под руководством Люды Власовой – школа экономит наши ресурсы при найме.

Мы меняем систему метрик под руководством Светы Смирновой.

Работа с комьюнити преподавателей, проектом занимается Маша Кретинина. Мы улучшаем коммуникацию с преподавателями, потому что они играют важную роль в нашей компании: проводим различные мероприятия для них, делаем анонсы новостей и многое другое.

Рада нашему партнерству с Нетологией и School of Education, которое выросло в крупную конференцию – Качественный Edtech.

У каждого педагогического дизайнера OTUS есть свой проект, который заслуживает внимания!

Что вдохновляет тебя на работу?

Возможность влиять на результат. Формулировать задачи, которые находят отклик и поддержку у руководства и коллег, а их реализация влияет на всю компанию.

Но больше всего меня вдохновляет команда: не только сотрудники моего отдела, но и мои коллеги. Люди, которым не все равно, которые горят своим делом и меняют этот мир в лучшую сторону.

66