О подготовке к занятиям из первых уст

Преподаватель курса «Agile Project Manager» Юлия Белозёрова поделилась с нами опытом подготовки и проведения успешных занятий.

О подготовке к занятиям из первых уст

Привет!

Меня зовут Юлия Белозерова и я веду занятия по классическому проектному менеджменту и soft skills в курсе “Agile Project Manager”. Мне нравится делиться опытом, однако далеко не все рабочие приемы можно быстро оформить в учебный материал. Рассказываю про свой подход к подготовке занятий.

Преподаватели стараются вести наиболее интересные им темы. В этом секрет продуктивных занятий. Поэтому перед запуском новой группы мы собираемся и определяем, кому какие темы больше нравятся. Кроме того, мы делимся мнениями, у кого какое занятие получится лучше. Интерес преподавателя может выражаться в том числе в желании погрузиться в смежную, но пока не очень знакомую тему.

За неделю до занятия я освежаю в памяти цели и набор тезисов для темы. На этом этапе еще нет слайдов. Я даю себе пару дней на размышления. Это фоновый процесс: бывает, идея упражнения приходит в голову, пока я готовлю обед. Или вспоминаю полезную книгу, когда занимаюсь в тренажерном зале. Или на работе случается ситуация, которая хорошо ложится в тему занятия как case study.

За пару дней до занятия я начинаю готовить слайды. Обычно это не занимает больше часа. Важно, чтобы структура занятия, упражнения и концепции уже были мне понятны до начала этого этапа. Иначе материал получится очень сухим и студентам будет скучно. Я предпочитаю, чтобы слайды поддерживали мои слова, а не были основным материалом. Если делать наоборот, студенты будут читать, а не слушать.

Методики подготовки эффективных презентаций отлично описаны в книге Ted Talks. Перед занятием я показываю слайды коллегам-преподавателям. Их комментарии помогают увидеть не очень понятные места и убедиться, что материал подан максимально понятным языком.

У меня выработался единый формат занятия, который хорошо работает для любой из моих тем. В начале занятия я спрашиваю студентов, что они думают про предмет или проблему занятия. Например, что такое лидерство или как распознать хорошую оценку проекта. Ответы помогают аудитории активировать знания и включиться в беседу, а для меня они -- отличный индикатор уровня знаний студентов. Этот метод подробно описан в книгах по методологии учебного процесса.

После небольшой дискуссии я рассказываю основные концепции занятия вместе с теорией и стараюсь структурировать знания аудитории. Обычно эта часть не занимает больше трети занятия. За теорией следует блок практических приемов, которые можно применить к реальности уже сегодня. Другими словами, ответ на вопрос в голове слушателя «А что делать-то надо?». Когда студенты получают легко применимые знания, их интерес к обучению сохраняется на протяжении всего 4х-месячного курса.

Последняя четверть занятия всегда выделена под практику. Я придумываю ситуации, для которых нет однозначного правильного ответа, и прошу студентов подумать вслух: что они бы сделали для решения проблемы, или в случае темы с оценкой — какой способ оценки проекта они бы выбрали. Например, на занятии про ретроспективу мы провели подряд три связанных между собой ретроспективы и прочувствовали, как работает механизм. В практической части весь материал наслаивается -- я наблюдаю, как студенты применяют новые знания на реальных сценариях.

Для меня важно получать обратную связь от аудитории во время занятия. Возможно, где-то я слишком усложняю контент или наоборот, бегу галопом. Без активного вовлечения публики я как бы говорю сама с собой. В худшем случае я не смогу адаптироваться, а занятие будет скучным и бесполезным. Поэтому я акцентирую внимание студентов на важности наличия микрофона и мотивирую аудиторию меня активно перебивать. В итоге получается беседа, а не лекция.

Наконец, во время занятия я разговариваю человеческим языком, без усложнений и лишней формализации. Я представляю, как я бы рассказывала тему другу или коллегам, например, во время прогулки в парке. Я не репетирую занятия и не делаю себе заметок. Следовать материалу мне помогают слайды, которые в первую очередь являются напоминанием для меня, а уже затем иллюстрацией к моим словам для студентов.

Начинающим преподавателям я рекомендую не переживать, что вы можете чего-то не знать. Аудитория не имеет вашего уникального опыта, поэтому все, что вы расскажете, будет по определению полезно.

Студентам же пригодится понимать, что преподаватель — тоже человек. Это значит, он может волноваться или чего-то не знать. Лучшее, что вы можете сделать, это давать проактивную обратную связь на методы преподавания: что вам нравится или не очень. Таким образом преподаватель сможет адаптироваться к аудитории, и в итоге вести занятия более продуктивно.

Во время занятий учатся не только студенты, я тоже учусь. Учусь учить.

А прямо сейчас в OTUS действуют максимальные новогодние скидки на все курсы. Ознакомиться с полным списком курсов вы можете по ссылке ниже.

Также у всех желающих есть уникальная возможность отправить адресату подарочный сертификат на обучение в OTUS.

Кстати, о "красивой упаковке" онлайн-сертификатов мы рассказываем в этой статье.

О подготовке к занятиям из первых уст
22
Начать дискуссию