Большой гайд по бесплатным публикациям в СМИ. Как пролезть в медиа без мыла [показываем на примерах]

Популярность → звездам, все клиенты → крупным компаниям? Мы в сервисе журналистских запросов Pressfeed категорически не согласны. Уверены, стать узнаваемым и получать крутые предложения может каждый, независимо от масштаба бизнеса. И самый простой способ это сделать — регулярно публиковаться в медиа. Спойлер: тратить огромные деньги не придется.

Большой гайд по бесплатным публикациям в СМИ. Как пролезть в медиа без мыла [показываем на примерах]

Давайте сразу расставим точки над i. Далеко не все предприниматели готовы постоянно мелькать в медиа — в силу характера, занятости и прочих причин. Но смысл публикаций в СМИ не только в медийности. Упоминания в прессе дают гораздо больше плюсов, чем может показаться на первый взгляд:

  • помогают рассказать о продукте;
  • повышают доверие к компании;
  • привлекают клиентов и партнеров;
  • улучшают позиции сайта в поисковых системах.

Скорее всего, сейчас вы скажете: «Да кто я такой, чтобы мои статьи размещали в СМИ?». Отвечаем: «Эксперт со своим уникальным опытом». И вы можете публиковаться со звездами и представителями корпораций в одних изданиях, причем без вложений в рекламу, — так почему бы этим не воспользоваться 🤷🏻‍♀

Наша команда работает с бизнесом и медиа более 10 лет, не говоря уже о том, что сам сервис журналистских запросов Pressfeed был создан бывшими редакторами ИД «Коммерсантъ».

Мы знаем, с какими форматами публикаций стоит заходить в СМИ и как правильно общаться с журналистами, чтобы получать бесплатные упоминания о своем бизнесе. Сейчас расскажем обо всём по порядку. Сохраните эту инструкцию в закладки — она вам точно пригодится.

Навигация по статье:

Какие виды публикаций в СМИ бывают

СМИ — это не обязательно скучные новости. Форматов публикаций много, и у каждого есть свои особенности, плюсы и минусы. Зная их, вы сможете построить стратегию продвижения бизнеса в медиа без лишних нервов и переплаты за рекламу.

Экспертные статьи в СМИ

Это большие подробные материалы от лица компании или спикера. Они могут выходить регулярно в формате колонок или разово — в виде гостевых публикаций. С их помощью автор показывает, что обладает знаниями и практическим опытом в каком-то направлении.

Пример экспертного материала — наша статья на vc.ru <a href="https://vc.ru/marketing/290285-kak-i-gde-naiti-fakturu-dlya-stati" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">о поиске фактуры</a>
Пример экспертного материала — наша статья на vc.ru о поиске фактуры

Экспертные материалы можно размещать в тематических и отраслевых медиа, корпоративных блогах, а также на открытых площадках вроде VC.ru — обо всех вариантах мы чуть позже еще расскажем.

Пробиться в федеральные СМИ с такими статьями сложно — для этого нужно иметь внушительный медийный вес, то есть ваше имя уже должно быть на слуху.

И еще один момент: большие экспертные статьи для СМИ требуют глубокой проработки, поэтому закладывайте время и деньги — если будете привлекать копирайтера или PR-специалиста. Плюс, а точнее минус, есть риск, что материал не будет принят редакцией медиа или не наберет хорошие охваты в открытом блоге. В общем, надеяться нужно на лучшее, но готовиться стоит ко всему.

Комментарии в СМИ

Чтобы статьи вызывали интерес у читателей, журналисты и редакторы включают в них мнения экспертов — людей, которые готовы поделиться достоверной информацией, цифрами и примерами из практики. Вы можете высказать свою точку зрения в формате комментария и получить бесплатное упоминание в СМИ.

Чем больше цифр и фактов будет в комментарии, тем выше вероятность, что его примут 
Чем больше цифр и фактов будет в комментарии, тем выше вероятность, что его примут 

Такой вариант работы с медиа более простой, чем первый. В этом случае вам не придется готовить большую статью и тратить много времени на общение с редакциями. Все запросы на фактуру СМИ размещают на Pressfeed. Вам нужно подготовить комментарий и, если журналисту он подойдет, дождаться публикации материала.

Попасть с экспертными комментариями можно не только в отраслевые и тематические издания, но и в крупные федеральные СМИ вроде «Коммерсанта», РБК, «Ведомостей», «Известий», «РИА Новостей» и «Эксперта».

На Pressfeed есть запросы для экспертов в любой сфере 
На Pressfeed есть запросы для экспертов в любой сфере 

Новости

Короткие информационные сообщения для СМИ о новых продуктах, изменениях в сфере, событиях. Такие материалы журналисты примут к публикации в двух случаях: если у вас крупная компания или вы сделали прорыв в отрасли.

Вот пример — крупная компания делится важной новостью в СМИ
Вот пример — крупная компания делится важной новостью в СМИ

Малому бизнесу и экспертам не стоит делать ставку на стандартные новости. Во-первых, вряд ли их примут в федеральных СМИ — таким изданиям нужен эксклюзив, желательно от лидеров рынка. Во-вторых, сам формат уже уходит в прошлое — читатели сегодня предпочитают материалы более интересные в плане подачи. Вспомните, как часто вы открываете официальные пресс-релизы? Вот и мы о том же 🙈

Исследования

Отличная альтернатива обычному пресс-релизу с новостями. Вы можете провести опрос в своих соцсетях, на сайте или через сервисы анкетирования, а затем поделиться результатами в медиа. Здесь важны три вещи: актуальность темы, цепляющий заголовок и точечная, прицельная рассылка по изданиям.

Заголовок материала должен быть интригующим либо провокационным. Мы выбрали первое:) 
Заголовок материала должен быть интригующим либо провокационным. Мы выбрали первое:) 

Еще один способ подготовить классное исследование — использовать внутренние данные компании. Команда Pressfeed делает так уже несколько лет. Каждый год мы анализируем запросы СМИ, которые поступают к нам на сервис, и вытаскиваем интересные инсайты. Например, составляем рейтинги медийных профессий.

Такие рейтинги отлично вирусятся в сети, поэтому их забирают даже топовые медиа 
Такие рейтинги отлично вирусятся в сети, поэтому их забирают даже топовые медиа 

Если с подбором изданий и рассылкой результатов исследований есть сложности, можете поручить всю работу Pressfeed. Мы сформируем список СМИ, которым будет интересен ваш материал; сделаем так, чтобы информация не выглядела рекламной; отправим пресс-релиз журналистам и соберем обратную связь.

Аналитические материалы

Это глубокие исследовательские статьи с экспертными выводами и прогнозами. Обычно они касаются ситуации на рынке в какой-то определенной сфере или тенденций в обществе. Самое главное здесь — разбираться в теме и не напортачить с отчетами.

Необязательно проводить исследования самим. Можно собрать данные из разных источников и сделать экспертный анализ 
Необязательно проводить исследования самим. Можно собрать данные из разных источников и сделать экспертный анализ 

Интервью

Истории успеха вдохновляют, потому интерес читателей к такому формату никогда не угаснет. Вы можете рассказать о том, как создали компанию или выпустили продукт на рынок. Если про «успешный успех» говорить пока рано, можно в формате интервью разобрать вопросы, которые волнуют читателей. Например, о том, что будет с курсом доллара через год, или как маркировать нативную рекламу.

Важно: скучные рассказы и сухие факты из биографии не возьмет ни одно издание. Вряд ли кого-то вдохновит история Васи П., который открыл шиномонтажку в гараже. Тут нужно делать акцент на уникальный опыт, инновационные идеи, социальное предпринимательство или интересные обстоятельства, которые побудили вас основать бизнес или создать продукт.

Готовьтесь поделиться внутренней кухней бизнеса — СМИ нужна интересная фактура 
Готовьтесь поделиться внутренней кухней бизнеса — СМИ нужна интересная фактура 

P.S. У Васи есть шансы, если он, например:

  • часть прибыли передает на благотворительность;
  • предлагает услуги по утилизации старых шин — это уже экологическая повестка;
  • единственный в городе использует передовые системы для диагностики неисправностей;
  • бесплатно и успешно обучает молодежь ремонту шин;
  • открыл бизнес в гараже, в котором когда-то ставил авто Генри Форд.

Кейсы

Формат публикаций, который служит для других образцом, как нужно или не нужно делать. Идеален для продвижения бизнеса в медиа, потому что позволяет показать экспертность на конкретных примерах — с цифрами и фактами. А еще из него сложно убрать упоминание о бренде, так как в этом случае пострадает качество материала.

Необязательно делать публикацию от лица компании, можно поделиться с медиа партизанским кейсом — материалом, написанным от имени клиента. Такую статью мы разместили на Cossa 
Необязательно делать публикацию от лица компании, можно поделиться с медиа партизанским кейсом — материалом, написанным от имени клиента. Такую статью мы разместили на Cossa 

Чтобы кейс понравился читателям, он, как и интервью, должен быть конкретным, честным и без откровенной рекламы. То есть просто расхваливать себя не нужно — это вызовет у читателей негатив. Покажите крутые результаты, дайте пользу. Если похвастаться пока нечем, поделитесь факапом — такие статьи в СМИ тоже отлично заходят. Только не жестите. Ошибки нужно подавать аккуратно.

Вот человек не побоялся рассказать о своем провале. Смотрите, сколько комментариев и реакций набрал его пост 
Вот человек не побоялся рассказать о своем провале. Смотрите, сколько комментариев и реакций набрал его пост 

Подборки и инструкции

«Топ-100 лучших сервисов…», «Как сделать…» — такие материалы несут практическую ценность для читателей. Их чаще сохраняют и репостят. Но чтобы статья заинтересовала аудиторию издания и вышла в топ поисковиков, проблема должна быть актуальной для пользователей. Ориентируйтесь на запросы по Вордстату.

Наглядный пример: с Трелло сейчас проблемы, поэтому подборка с альтернативными решениями на Weeek всего за 2 месяца набрала более 19 тысяч просмотров и вышла в топ выдачи Гугла 
Наглядный пример: с Трелло сейчас проблемы, поэтому подборка с альтернативными решениями на Weeek всего за 2 месяца набрала более 19 тысяч просмотров и вышла в топ выдачи Гугла 

Плюс подборок и гайдов для бизнеса в том, что в таких статьях можно нативно упомянуть о своем продукте. Только ссылка не должна быть одинокой, иначе редакция расценит ее как рекламную и не пропустит публикацию. Лучше аккуратно прятать интеграции в списки инструментов, комментарии коллег и кейсы — тогда их не вырежут.

Как сделать публикацию в СМИ бесплатно

Итак, мы выяснили, что вне зависимости от формата контент для медиа должен быть качественным, только тогда он заинтересует журналистов. Теперь перейдем к главному — как сделать так, чтобы материал опубликовали бесплатно. Есть 3 способа. Расположили их по степени сложности — от трудоемкого до более легкого.

Способ 1. Гостевые статьи. Потребуют много времени и сил

Некоторые медиа принимают материалы от экспертов и публикуют их бесплатно. Для них это дополнительный источник контента. Так часто делают отраслевые издания и крупные корпоративные блоги вроде «Тинькофф журнала», «Медиа Нетологии» и мы в Pressfeed.Журнале. Кстати, если хотите опубликовать статью о маркетинге, PR и продвижении — присылайте ее нам в редакцию blog@pressfeed.ru.

Кажется, всё просто — напиши да отправь, но не торопитесь с выводами. Во-первых, писать нужно уметь. Во-вторых, только представьте, сколько времени займет согласование темы, составление тезисного плана, подготовка статьи и отработка правок.

А еще редакция может отказать в публикации. Любая, не только TexTerra 
А еще редакция может отказать в публикации. Любая, не только TexTerra 

Если у вас есть время на подготовку контента и общение с редакцией или вы можете делегировать эти задачи пиарщику, тогда продвижение через гостевые материалы вам подойдет. У нас в журнале как раз есть статья на эту тему — «19 лучших ресурсов для бесплатного размещения статей». Забирайте и пользуйтесь 🙌

Где можно опубликовать гостевую статью (несколько примеров):

  • Бизнес-темы — Деловой мир, Инвест-Форсайт, Cossa;
  • Маркетинг — UniSender, TexTerra, Pressfeed.Журнал;
  • Образование — Нетология, МЕЛ, Skillbox Media;
  • Разное — Тинькофф Журнал, Лайфхакер, Life.Akbars.

Способ 2. Чуть проще — блог-платформы

Блог-платформы — это площадки, на которых авторы свободно размещают свои материалы. Как раз на одной из таких мы с вами сейчас и находимся. Опубликовать статью на VC.ru может каждый — для этого не нужно общаться с редакциями, согласовывать тему и отрабатывать 100 500 правок. Достаточно подготовить полезный и интересный контент.

Лучшие материалы попадают на главную страницу блога и еженедельную email-рассылку 
Лучшие материалы попадают на главную страницу блога и еженедельную email-рассылку 

Хотя нет, недостаточно. Еще нужно сделать цепляющий заголовок, подобрать визуал, побудить читателей писать комментарии и ставить реакции, плюс разместить статью в подходящее время и проанонсировать ее выход в своих соцсетях. Если всё это не учесть, публикация не наберет просмотры и пропадет в ленте — увы, алгоритмы на блог-платформах беспощадны.

На каких блог-платформах можно разместить статью:

  • IT — Хабр, TProger, DTF;
  • Бизнес — Sostav, Spark;
  • Разное — VC.ru, Пикабу, Дзен, Teletype.

Способ 3. Самый простой и эффективный — запросы СМИ

Откликаться на предложения СМИ. Мы уже говорили, что сделать это можно на Pressfeed 🤔 Именно здесь авторы топовых изданий, отраслевых медиа и крупных корпоративных блогов ищут фактуру для своих материалов, героев для интервью и авторов для статей.

Как выстраивается работа: журналисты размещают запросы → эксперты отправляют комментарии → журналисты выбирают подходящие ответы, публикуют статьи → эксперты получают бесплатные упоминания в медиа.

3 комментария в месяц можно делать бесплатно, питчи без ограничений доступны на pro-аккаунтах.

Запросы есть не только на комментарии, но и на большие гостевые статьи, интервью, аналитические материалы и даже на поиск продуктов для обзоров 
Запросы есть не только на комментарии, но и на большие гостевые статьи, интервью, аналитические материалы и даже на поиск продуктов для обзоров 

Чтобы получать упоминания в медиа, отвечать на запросы нужно емко и по делу. Всем журналистам требуется экспертная информация из первых уст, но никто не станет читать огромные полотна текста. Второй важный момент — скорость. Чем быстрее вы будете откликаться на предложения СМИ, тем выше шансы, что именно ваши питчи возьмут в работу.

Так выглядит карточка с запросом от журналиста 
Так выглядит карточка с запросом от журналиста 

В базе Pressfeed 13 000 журналистов и более 5200 СМИ. Для примера несколько изданий, в которые можно попасть:

  • Федеральные — «Ведомости», РБК, «Известия», «Коммерсантъ», Forbes, «Комсомольская правда», ТАСС, Lenta.ru, МИР 24, РИА Новости, Газета.Ru;
  • Отраслевые — Retail.ru, Banki.ru, Sport24, IT- Manager, Компьютерра, Hi-Tech, RB.ru;
  • Корпоративные медиа — Тинькофф Журнал, TexTerra, PPC.world, «Контур», «Дело», Блог ЭКСМО, Metro, Pressfeed.Журнал, РЖД Партнер.

Чек-лист, подойдет ли статья для СМИ

Не переживайте, пересказывать «Пиши, сокращай» мы не будем — у нас нет цели научить вас правильно писать тексты. Предполагаем, что вы и так это умеете😉 Просто после подготовки статьи пройдитесь по нашему чек-листу. Наберете 9 баллов, значит, с материалом всё ок, и он точно понравится журналистам. Если отправляете комментарий на запрос, ваши пункты — с 5 по 9.

Чек-лист проверки материала для СМИ:

  1. Тема актуальная — пользователи ее гуглят.
  2. Заголовок не желтушный и отражает суть статьи.
  3. Текст не выглядит как полотно, есть структура.
  4. Есть визуал, который не разбавляет, а дополняет статью.
  5. В материале есть польза для читателей издания.
  6. Кейсы, факты, примеры, статистика с пруфами — что-то должно быть.
  7. В тексте нет прямой рекламы и одиночных ссылок.
  8. Контент уникален — вы проверили его через антиплагиат.
  9. Вы указали информацию о себе и добавили фото.

Если вы хотите попасть в «Известия», «Ведомости», Forbes и другие медиа, приходите к нам в Pressfeed. Наша лента запросов не останавливается даже в выходные, потому что журналистам постоянно нужны эксперты.

И, конечно, будет странно, если мы не скажем о своем Телеграм-канале. Вот он → @pressfeed. Заходите, располагайтесь. Там мы каждый день делимся горящими запросами от журналистов, интересными кейсами по продвижению брендов и лайфхаками, как делать вирусный контент и бесплатно пиариться в СМИ.

1616
66
33
11
11
11
17 комментариев

Спасибо за статью! Сейчас платформу изучаю, пробую) Получила предложение от Рамблер.работа

2
Ответить

Лейсан, вот это результат👍 Желаем вам плодотворного сотрудничества с Рамблером. Если будут вопрос по работе платформы, пишите, мы на связи😊

Ответить

Огромное спасибо за статью! О сервисе не знала, в редакции напрямую заходить было страшно. Публиковалась только на виси. Теперь понимаю, что не так всё и сложно😊

1
Ответить

Ждем вас на Pressfeed) Запросы на тему HR всегда есть в ленте

1
Ответить

С комментариями по запросам и правда проще всего, поверено на практике.

1
Ответить

Ия, как давно вы уже работаете с запросами на Pressfeed? Можете ли что-то порекомендовать тем, кто только планирует откликаться на предложения журналистов?

Ответить

Спасибо за полезные рекомендации!

1
Ответить