В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

Делимся результатами опроса 25 представителей разных сфер бизнеса.

В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

Материал подготовлен при поддержке ВТБ

Финансовая подушка безопасности нередко выручает предпринимателей: именно из неё берут деньги на зарплаты в тяжёлые времена или покрывают срочный ремонт оборудования. Принято считать, что идеальной подушки должно хватать на полгода, а минимальной — на три месяца.

Мы решили проверить теорию на практике и узнать у представителей пяти разных сфер бизнеса, как и сколько они откладывают на чёрный день. Для этого опросили 25 предпринимателей: рестораторов, владельцев салонов красоты, продавцов с маркетплейсов, разработчиков приложений и создателей рекламных агентств.

Если хотите перейти сразу к ответам на интересующий вас вопрос — вот кликабельный список:

Вопрос №1. Какая сумма может покрыть все расходы на три месяца в вашей сфере?

В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

Самые высокие требования у компаний-разработчиков приложений — большинство опрошенных отметили, что им нужно от 3 млн рублей. Опрошенные отметили, что наиболее существенная часть расходов — зарплаты сотрудников. Поэтому итоговая сумма напрямую зависит от их количества.

Рестораторы и владельцы рекламных агентств не рассматривают финансовую подушку менее 500 тысяч рублей. В этих сферах чаще беспокоятся за операционные расходы (например, оплату аренды) и возможность работать по постоплате.

Владельцы салонов красоты и продавцы с маркетплейсов придерживаются разных стратегий. Первые стараются откладывать на аренду помещений, материалы, обслуживание, эквайринг, вторые — на закупку или производство товаров.

Разницу в ответах объясняем внутренними подсферами: чем дороже товары и сервис, тем больше стараются накопить.

А какая сумма нужна в вашей сфере?
До 500 тысяч
от 500 тысяч до 1 млн
от 1 млн до 3 млн
Больше 3 млн
Я не предприниматель, хочу посмотреть результаты

Вопрос №2. У вашего бизнеса есть финансовая подушка безопасности?

В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

Хорошая новость в том, что финансовая подушка безопасности есть у всех опрошенных предпринимателей. Плохая — у большинства она меньше желаемой.

Сфера питания оказалась самой противоречивой. Предприниматели там не могут достигнуть золотой середины: денег либо слишком много, либо слишком мало. Небольшие накопления подавляющее большинство рестораторов связало с частыми непредвиденными расходами. «В целом, подушка для того и существует», — говорит один из них.

Рекламные агентства и разработчики довольны своими накоплениями больше всего.

Внушительные подушки безопасности реже всего встречаются у продавцов с маркетплейсов и салонов красоты. Там связывают это с несущественными рисками: говорят, что накопления обычно тратят на развитие, а за потерю бизнеса не переживают.

Как у вас с подушкой безопасности для бизнеса?
У меня её нет
Есть, но меньше желаемого размера
Есть, на необходимом уровне
Накоплено даже больше, чем нужно
Я не предприниматель, хочу посмотреть результаты

Вопрос №3. Для чего вашему бизнесу может понадобиться финансовая подушка?

В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

За кассовый разрыв больше всего переживают в разработке приложений и ресторанах — остальные опрошенные даже не выделили этот пункт в своём ответе.

Продавцы с маркетплейсов чаще всего откладывают на развитие: в отличие от рестораторов, они активно тратят финансовую подушку именно в сезон — чтобы успеть среагировать на увеличение продаж и закупить дополнительный ассортимент.

В салонах красоты и рекламных агентствах в основном откладывают на непредвиденные обстоятельства вроде кризисов и природных катаклизмов. Агентства относят сюда ещё и задержки с оплатой от клиентов.

На что чаще всего тратят деньги из финансовой подушки в вашей сфере?
Ремонт оборудования
Плохой сезон
Компенсация задержек с оплатой от клиентов
Инвестиции в развитие
Природные катаклизмы и кризисы
Кассовый разрыв
Я не предприниматель, хочу посмотреть результаты

Вопрос №4. В каком виде вы храните финансовую подушку?

В четырёх графиках: сколько денег предприниматели откладывают на чёрный день

Чаще всего форматы сбережений комбинируют в ресторанном бизнесе: опрошенные указали все доступные варианты накоплений. Самыми консервативными оказались разработчики — они преимущественно копят на счетах и вкладах.

Представители рекламных агентств сделали упор на криптовалюту: «Так мы и копим, и зарабатываем — деньги всегда должны работать». Часть продавцов с маркетплейсов и владельцев салонов красоты предпочитают хранить накопления в наличных. Они объясняют такой подход диверсификацией, то есть развитием нескольких не связанных между собой каналов.

Как вы храните основную часть финансовой подушки безопасности для бизнеса?
Облигации, валюта
Криптовалюта
Вклады, депозиты, овернайты
Расчётный счёт
Наличные
Недвижимость
Накопительный счёт
Я не предприниматель, хочу посмотреть результаты

Представители четырёх из пяти сфер отметили, что хранят финансовую подушку на расчётном счёте. В ВТБ предприниматели могут получать за это доход: нужно зафиксировать сумму неснижаемого остатка на счёте, а банк будет начислять и выплачивать на неё проценты. Ставка зависит от зафиксированной суммы и срока.

В чём суть «Неснижаемого остатка» (НСО): клиент выбирает минимальную сумму, которую готов всегда поддерживать на балансе, от 50 000 рублей — и получает с неё дополнительный доход. Всеми средствами на счёте можно пользоваться как обычно: например, оплачивать аренду и переводить гонорары подрядчикам. Но важно, чтобы к началу следующего дня (00:00) на счёте оставался указанный минимум. При этом выбрать срок, на который фиксируется неснижаемый остаток, можно любой: от одного дня до года.

Хранить финансовую подушку безопасности на расчётном счёте сподручнее, чем на вкладе: можно получать с неё доход, не «замораживая» деньги. Если, например, сломается оборудование в горячем цехе ресторана или резко повысится спрос на маркетплейсе — средства всегда под рукой, деньги не нужно переводить с депозитного счёта. Также не придётся терять проценты, если условия сделки с банком соблюдены и неснижаемый остаток восполнен до конца дня.

Реклама, ПАО «Банк ВТБ», https://www.vtb.ru/, Генеральная лицензия Банка России №1000

1515
55
22