Коммерческое искусство

Пять художников подготовили пять полотен для фона vc.ru по заказу Suzuki.

Материал подготовлен при поддержке Suzuki

4 сентября Suzuki провела презентацию нового автомобиля Suzuki SX4, сделанного в коллаборации со стрит-арт художником Анатолием Акуе. Это лимитированная версия — авто с рисунком художника доступно в любой комплектации, но в количестве всего 50 штук.

Дизайн Suzuki SX4, который разработал Акуе

В продолжение этого проекта Акуе и ещё четверо уличных художников нарисовали фоны (их можно активировать кнопкой зажигания в десктопе) для vc.ru, связанные с темами издания. И рассказали, как они совмещают творчество с коммерцией.

Единственное, чем были ограничены художники, — это тема полотна.

Анатолий Акуе и тема «Космос»

Многие художники берут коммерческие заказы, потому что там говорят, что делать. Но когда они садятся рисовать для себя, то оказывается, что тем нет.

Мой творческий путь на улице начался с 1997 года. Когда я начинал рисовать, не было интернета и мобильных, и единственным способом увидеть работы было ездить по разным районам Москвы.

Сейчас 2018 год, и я никогда не работал. Посетил множество стран, городов, повстречал интересных людей. Всё это благодаря тому, что я не отказался делать то, что считал интересным лично для себя, а не для родителей и окружения.

О теме

Я выбрал «Космос», потому что это самая абстрактная тема для иллюстрации.

Я изобразил объекты в космосе, обозначил их взаимодействие и влияние на жизнь людей. Огненная планета слева накаляет маленький глаз, который находится на верхушке первой буквы моего творческого имени (А) — это символизирует способность видеть вещи ясно.

Так бы выглядел Suzuki SX4 с темой «Космос»

О заработке

За годы рисования я выполнил большое количество проектов. Сейчас берусь только за те, что привлекательны или финансово, или творчески.

Отличие в работе над личными и коммерческим проектами заключается, главным образом, в мотивации. Идеальный вариант — это творчество, за которое платят, причем платят достойно.

Бывает, что я отказываюсь — когда понимаю, что мы с заказчиком по-разному смотрим на проект, или заказчик не понимает, чего именно хочет.

«Этот опыт показал, что иногда интересно и полезно нарисовать то, что обычно не рисуешь, или что сложновыполнимо технически», — Акуе

Илья Слак и тема «Искусственный интеллект»

Слияние элитарного и массового имеет негативный окрас: художники теперь делают работы, держа в голове, что посетитель будет фотографироваться на фоне и выкладывать в Instagram. Поэтому они затачивают объект, чтобы он работал именно в этом контексте. Мало кто стремится к статусу произведения искусства.

Когда я начинал, уличное искусство вообще не существовало для обывателя, корпораций или арт-критиков. Ажиотаж в России начался в последние лет пять.

О теме

Я выбрал «Искусственный интеллект», потому что это злободневная тема. Лично мне она интересна в контексте искусства: я люблю технологии и уверен, что через 50-100 лет люди перестанут рисовать руками, визуальное искусство полностью уйдет в виртуальный мир, а разработка собственного стилистического языка будет сводиться к закачиванию референсов в программу, основанную на нейросетях. А она уже будет генерировать на основе этого новый контент.

В связи с этим искусство будет двигаться абсолютно в других направлениях, раскрывая новые грани. Подобное в истории уже было — я имею в виду переворот в живописи после появления доступных фотоаппаратов.

В работе я попытался визуализировать структурное устройство искусственного интеллекта путём своего абстрактного языка. Мне кажется, основой ИИ будет кластерная система, где каждый отдельно взятый кластер отвечает за разного рода действия, реакции, взаимосвязи, выводы и так далее.

Поэтому любая реакция искусственного интеллекта на реальный мир и его адекватное взаимодействие с ним будет построена из сложных кластерных конструкций. Визуально в моей работе эта мысль прослеживается следующим образом — окружности символизируют кластеры, а вся композиция является фрагментом одной из тех самых кластерных конструкций.

Так бы выглядел Suzuki SX4 с темой «Икусственный интеллект»

О заработке

Я стараюсь стереть грань различия искусства и коммерции и делать за деньги только работы в своём стиле. Это сложно: каждая коллаборация или сотрудничество — настоящий бой за своё авторское видение и свободу.

Несмотря на сильное непостоянство такого заработка я, тем не менее, отказался от целого ряда оформительской деятельности, поменяв финансовую стабильность на чистоту сознания.

Наглядный пример коммерческого вмешательства: это — измененный макет Слака по комментариям коммерческого отдела vc.ru. Мы попросили добавить визуальный намёк на интеллект, Илья добавил глаза и нос, но в брендировании остался оригинальный макет — это дань идее проекта

Дима Eloom и тема «Деньги»

Я сразу отказываюсь от проекта, если он будет реализован не по моему макету, эскизу, наброску. Где нет моего авторства — там нет и меня.

Я начал рисовать в семь лет, и мне это сразу понравилось. Поначалу я просто срисовывал обложки видеоигр, но потом мы с другом узнали о граффити из журнала и решили попробовать. Было весело, и меня затянуло.

О теме

Я выбрал деньги — актуальная тема.

Композиция — смешанная техника коллажа из купюр и абстрактной живописи. В работе отображены мои впечатления: преимущественно присутствует текучесть, плавность, — словно вода. Потому что деньги — это вода.

Портреты лиц с банкнот символизируют значимость, но местами они скрываются, чтобы подчеркнуть загадочность личностей. Абстрактная живопись объединяет композицию, формирует её целостность и характеризует мою манеру исполнения.

Так бы выглядел Suzuki SX4 с темой «Деньги»

О заработке

Я стараюсь всегда брать работу, которая мне интересна: не могу работать над проектом, не видя перспективы. В такой работе гораздо больше свободы — можно сделать, что тебе нравится, а потом продать готовый продукт.

Поначалу я не задумывался о том, что могу потерять что-то личное, выполняя коммерческие заказы — было не до этого. Я видел только плюсы: были деньги, был материал для творчества. В конечном итоге коммерция не повлияла на мой стиль — скорее, даже открыла новые навыки и опыт, которые я применяю в своей манере живописи, тем самым улучшая её.

Алексей Kio и тема «Блокчейн»

Мне нравится воплощать свои творческие задумки и получать за это деньги: такое положение дает независимость.

Я начал рисовать в 1997-м — увидел у друга граффити-журнал, и это открыло окно в новый мир. Я принялся усердно рисовать шрифты и придумывать себе псевдонимы. Потом был перерыв в несколько лет и, уже поступив в ВУЗ и познакомившись с ребятами, которые тоже увлекались граффити, я стал рисовать активнее.

Улица привлекла меня неограниченным масштабом поверхностей, возможностью делать работу в публичном пространстве. Открытая галерея, где без спроса можно выставить свою работу.

Тогда в России только начиналось слияние массовой и элитарной культуры. Коммерческие бренды потихоньку начинали привлекать художников уличной волны, коммерциализировать субкультурные мотивы. Сейчас всё это чувствуется гораздо сильнее, и уличный стиль находится под пристальным вниманием со стороны разных индустрий.

О теме

Выбора у меня не было — блокчейн был единственной оставшейся свободной темой. Но если бы пришлось выбирать — я бы все равно остановился на нём. Стиль, в котором я работаю, я называю «структурной геометрической абстракцией». Я составляю композиции из модулей и блоков — этот процесс чем-то напоминает игру в конструктор. Поэтому блокчейн показался мне идеальной темой для визуализации.

Я сразу решил представить заданную тему в виде паттерна, в котором разные мелкие детали собираются в самостоятельные блоки и модули, множатся, образуют более сложные структуры с чёткими внутренними связями — это хорошо отображает понятие блокчейна.

Так бы выглядел Suzuki SX4 с темой «Блокчейн»

О заработке

Когда я начинал рисовать, примером для меня были люди, которые работали не только со стенами, но и в смежных областях: в дизайне, полиграфии, рекламе, создавали физические объекты. Теперь коммерческие проекты — основной источник моего заработка.

Иногда работа заключается в создании изображений по заданной тематике или в определённой цветовой гамме. Это, конечно, накладывает ограничения и заставляет работать в рамках. Но иногда это хорошо — стимулирует креатив. В идеале, конечно, когда заказчик хочет видеть авторский стиль художника.

Рома Peeks и тема «Транспорт будущего»

Коммерческие задачи помогают развиваться и не стоять на месте. Но любые проекты могут повлиять на то, что ты делаешь, так что главное — не забывать, что ты художник, а не принтер.

У меня есть брат-близнец, и рисовать он начал раньше меня — месяца на два. Это было давно, тогда мы жили вместе, поэтому и рисовать в итоге начали вместе. Выйти на улицу меня сподвигла, в первую очередь, закрытость граффити-культуры.

Улица — это то, что «нельзя», а я люблю делать подобное. Мне нравится осозновать, что, возможно, я увижу свою работу заново, просто забыв про неё и проходя мимо. Зачастую мои работы адресованы очень узкому кругу людей.

О теме

Я выбрал тему «Транспорт будущего», потому что мне интересно наблюдать за столкновением времен. При этом будущее всегда независимо от времени, и всегда представлено разными авторами по-разному.

На мой взгляд, будущее будет построено на минимализме и простоте. Так как я люблю красивые линии и цвета, я сконцентрировался на изображении смешения форм: от полностью геометричных — до прямых и плавных. Это метафора развития, эволюции и движения.

Так бы выглядел Suzuki SX4 с темой «Транспорт будущего»

О заработке

В какой-то момент я понял, что могу зарабатывать творчеством, и рискнул — ушел с официальной работы, и теперь зарабатываю только рисованием. Я сотрудничал с большим количеством организаций, и это всегда был интересный опыт, который влиял на моё развитие. Но за «шлак» я не берусь — и никогда не брался.