Коммерческое искусство
Пять художников подготовили пять полотен для фона vc.ru по заказу Suzuki.
Материал подготовлен при поддержке Suzuki
4 сентября Suzuki провела презентацию нового автомобиля Suzuki SX4, сделанного в коллаборации со стрит-арт художником Анатолием Акуе. Это лимитированная версия — авто с рисунком художника доступно в любой комплектации, но в количестве всего 50 штук.
В продолжение этого проекта Акуе и ещё четверо уличных художников нарисовали фоны (их можно активировать кнопкой зажигания в десктопе) для vc.ru, связанные с темами издания. И рассказали, как они совмещают творчество с коммерцией.
Анатолий Акуе и тема «Космос»
Мой творческий путь на улице начался с 1997 года. Когда я начинал рисовать, не было интернета и мобильных, и единственным способом увидеть работы было ездить по разным районам Москвы.
Сейчас 2018 год, и я никогда не работал. Посетил множество стран, городов, повстречал интересных людей. Всё это благодаря тому, что я не отказался делать то, что считал интересным лично для себя, а не для родителей и окружения.
О теме
Я выбрал «Космос», потому что это самая абстрактная тема для иллюстрации.
Я изобразил объекты в космосе, обозначил их взаимодействие и влияние на жизнь людей. Огненная планета слева накаляет маленький глаз, который находится на верхушке первой буквы моего творческого имени (А) — это символизирует способность видеть вещи ясно.
О заработке
За годы рисования я выполнил большое количество проектов. Сейчас берусь только за те, что привлекательны или финансово, или творчески.
Отличие в работе над личными и коммерческим проектами заключается, главным образом, в мотивации. Идеальный вариант — это творчество, за которое платят, причем платят достойно.
Бывает, что я отказываюсь — когда понимаю, что мы с заказчиком по-разному смотрим на проект, или заказчик не понимает, чего именно хочет.
Илья Слак и тема «Искусственный интеллект»
Когда я начинал, уличное искусство вообще не существовало для обывателя, корпораций или арт-критиков. Ажиотаж в России начался в последние лет пять.
О теме
Я выбрал «Искусственный интеллект», потому что это злободневная тема. Лично мне она интересна в контексте искусства: я люблю технологии и уверен, что через 50-100 лет люди перестанут рисовать руками, визуальное искусство полностью уйдет в виртуальный мир, а разработка собственного стилистического языка будет сводиться к закачиванию референсов в программу, основанную на нейросетях. А она уже будет генерировать на основе этого новый контент.
В связи с этим искусство будет двигаться абсолютно в других направлениях, раскрывая новые грани. Подобное в истории уже было — я имею в виду переворот в живописи после появления доступных фотоаппаратов.
В работе я попытался визуализировать структурное устройство искусственного интеллекта путём своего абстрактного языка. Мне кажется, основой ИИ будет кластерная система, где каждый отдельно взятый кластер отвечает за разного рода действия, реакции, взаимосвязи, выводы и так далее.
Поэтому любая реакция искусственного интеллекта на реальный мир и его адекватное взаимодействие с ним будет построена из сложных кластерных конструкций. Визуально в моей работе эта мысль прослеживается следующим образом — окружности символизируют кластеры, а вся композиция является фрагментом одной из тех самых кластерных конструкций.
О заработке
Я стараюсь стереть грань различия искусства и коммерции и делать за деньги только работы в своём стиле. Это сложно: каждая коллаборация или сотрудничество — настоящий бой за своё авторское видение и свободу.
Несмотря на сильное непостоянство такого заработка я, тем не менее, отказался от целого ряда оформительской деятельности, поменяв финансовую стабильность на чистоту сознания.
Дима Eloom и тема «Деньги»
Я начал рисовать в семь лет, и мне это сразу понравилось. Поначалу я просто срисовывал обложки видеоигр, но потом мы с другом узнали о граффити из журнала и решили попробовать. Было весело, и меня затянуло.
О теме
Я выбрал деньги — актуальная тема.
Композиция — смешанная техника коллажа из купюр и абстрактной живописи. В работе отображены мои впечатления: преимущественно присутствует текучесть, плавность, — словно вода. Потому что деньги — это вода.
Портреты лиц с банкнот символизируют значимость, но местами они скрываются, чтобы подчеркнуть загадочность личностей. Абстрактная живопись объединяет композицию, формирует её целостность и характеризует мою манеру исполнения.
О заработке
Я стараюсь всегда брать работу, которая мне интересна: не могу работать над проектом, не видя перспективы. В такой работе гораздо больше свободы — можно сделать, что тебе нравится, а потом продать готовый продукт.
Поначалу я не задумывался о том, что могу потерять что-то личное, выполняя коммерческие заказы — было не до этого. Я видел только плюсы: были деньги, был материал для творчества. В конечном итоге коммерция не повлияла на мой стиль — скорее, даже открыла новые навыки и опыт, которые я применяю в своей манере живописи, тем самым улучшая её.
Алексей Kio и тема «Блокчейн»
Я начал рисовать в 1997-м — увидел у друга граффити-журнал, и это открыло окно в новый мир. Я принялся усердно рисовать шрифты и придумывать себе псевдонимы. Потом был перерыв в несколько лет и, уже поступив в ВУЗ и познакомившись с ребятами, которые тоже увлекались граффити, я стал рисовать активнее.
Улица привлекла меня неограниченным масштабом поверхностей, возможностью делать работу в публичном пространстве. Открытая галерея, где без спроса можно выставить свою работу.
Тогда в России только начиналось слияние массовой и элитарной культуры. Коммерческие бренды потихоньку начинали привлекать художников уличной волны, коммерциализировать субкультурные мотивы. Сейчас всё это чувствуется гораздо сильнее, и уличный стиль находится под пристальным вниманием со стороны разных индустрий.
О теме
Выбора у меня не было — блокчейн был единственной оставшейся свободной темой. Но если бы пришлось выбирать — я бы все равно остановился на нём. Стиль, в котором я работаю, я называю «структурной геометрической абстракцией». Я составляю композиции из модулей и блоков — этот процесс чем-то напоминает игру в конструктор. Поэтому блокчейн показался мне идеальной темой для визуализации.
Я сразу решил представить заданную тему в виде паттерна, в котором разные мелкие детали собираются в самостоятельные блоки и модули, множатся, образуют более сложные структуры с чёткими внутренними связями — это хорошо отображает понятие блокчейна.
О заработке
Когда я начинал рисовать, примером для меня были люди, которые работали не только со стенами, но и в смежных областях: в дизайне, полиграфии, рекламе, создавали физические объекты. Теперь коммерческие проекты — основной источник моего заработка.
Иногда работа заключается в создании изображений по заданной тематике или в определённой цветовой гамме. Это, конечно, накладывает ограничения и заставляет работать в рамках. Но иногда это хорошо — стимулирует креатив. В идеале, конечно, когда заказчик хочет видеть авторский стиль художника.
Рома Peeks и тема «Транспорт будущего»
У меня есть брат-близнец, и рисовать он начал раньше меня — месяца на два. Это было давно, тогда мы жили вместе, поэтому и рисовать в итоге начали вместе. Выйти на улицу меня сподвигла, в первую очередь, закрытость граффити-культуры.
Улица — это то, что «нельзя», а я люблю делать подобное. Мне нравится осозновать, что, возможно, я увижу свою работу заново, просто забыв про неё и проходя мимо. Зачастую мои работы адресованы очень узкому кругу людей.
О теме
Я выбрал тему «Транспорт будущего», потому что мне интересно наблюдать за столкновением времен. При этом будущее всегда независимо от времени, и всегда представлено разными авторами по-разному.
На мой взгляд, будущее будет построено на минимализме и простоте. Так как я люблю красивые линии и цвета, я сконцентрировался на изображении смешения форм: от полностью геометричных — до прямых и плавных. Это метафора развития, эволюции и движения.
О заработке
В какой-то момент я понял, что могу зарабатывать творчеством, и рискнул — ушел с официальной работы, и теперь зарабатываю только рисованием. Я сотрудничал с большим количеством организаций, и это всегда был интересный опыт, который влиял на моё развитие. Но за «шлак» я не берусь — и никогда не брался.