Промо
9 049

На что в бизнесе потратить миллион рублей

Отвечают основатели стартапов «Чердак», Botanic.Moscow и Matryoshka.

В закладки

Материал подготовлен при поддержке «Яндекс.Кассы» и Mastercard

Основатели компаний, которые вписываются в понятие «малый и средний бизнес», вспоминают о своих первых клиентах и разрушенных ожиданиях. И размышляют, на что они бы потратили миллион рублей, если бы получили его прямо сейчас.

Мы продаём комнатные растения и помогаем за ними ухаживать. Уход — это напоминания в Telegram и онлайн-консультации с флористами. Мы хотели, чтобы у людей, которые не сильно разбираются в теме или не хотят искать информацию в интернете, не умирали растения, как это было у нас.

Идея

Мы оба множество раз пытались завести дома растение. Приносили домой, не пересаживали, и в итоге либо забывали поливать, либо нам надоедало и мы переставали за ними ухаживать — растение умирало.

Потом мы с Лидой подумали, что было бы клёво, если бы кто-то решил эту проблему. Так и решили открыть свой бизнес.

Сначала изучили рынок. Оказалось, что это либо дорогие услуги компаний вроде выезда флориста за пять тысяч рублей, либо компании, которые занимаются озеленением офисов. А у нас была очень простая проблема, за которую было бы странно брать такие деньги.

Затем решили проверить, будет ли это интересно людям — сделали и запустили первую версию лендинга на Tilda и рекламу. Мы не указывали, сколько это будет стоить и когда запустимся, потому что сами ничего не знали. Оказалось, что людям это интересно — они стали писать в Direct в Instagram и оставлять заявки. Кстати, так мы нашли нашего первого флориста.

Мы не представляли, как делать бизнес. Нужно открывать ИП? Если да, то зачем? Вроде бы простая операция на одну-две недели, но у нас ушло больше месяца, и мы потеряли две тысячи рублей. В итоге их нам вернули после статьи на vc.ru, но проблема была не в деньгах, а во времени — без ИП мы не могли покупать растения у поставщиков по оптовым ценам.

Первые клиенты

Первые цветы у нас купили друзья — на них мы тестировали проект. После того, как объявили о запуске через Facebook, началась удивительная череда случайностей — кто-то репостнул, потом репостнули друзья друзей и пошло-поехало.

Когда пришла первая реальная заявка, было очень волнительно звонить клиенту. Мы оба — продуктовые дизайнеры, никогда ничего не продавали по телефону. Мы поняли, что человеку реально нужно то, что он хочет у нас купить. Поехали к нему, привезли, он обрадовался, а потом разместил фотографию в Instagram — это было очень круто.

Проблемы

Сейчас главная проблема — работа с поставщиками. В плане сервиса они застряли в 2005 году, даже на сайтах ничего нельзя нормально заказать онлайн. Если прийти в крупный магазин, то там куча цветов, из которых нормальных и красивых будет три штуки, а остальные — повреждены. На складах тоже самое, а нам критически важно получать только красивые здоровые цветы без дефектов.

Первый опыт работы с поставщиками вышел странным. На дворе конец октября, к нам приехал холодный грузовик с растениями. Идёт снег, грузчики выставляют лотки, и мы тут же должны проверить груз. В итоге мы не взяли всю партию одного растения и большинство остальных, потому что все были в отвратительном состоянии. Хотя рассчитывали их продать.

Когда мы сами едем за МКАД на склад и весь день вручную выбираем цветы, результат совсем другой. С одной стороны, это классно, потому что мы сами всё контролируем, но с другой — у нас миллион дел, связанных не только с этим бизнесом. И мы не знаем, как эту проблему решить.

К тому же, растения не всегда ведут себя так, как мы ожидаем. У нас пока нет мастерской, в которой мы сможем поддерживать температуру, влажность и прочее. Всё хранится у меня дома, где условия не самые подходящие для больших партий растений — например, температура скачет из-за батарей. Растение может внезапно заболеть, а ты рассчитывал продать его клиенту.

Недавно мы прогнозировали, через какое время сможем жить на прибыль от этого бизнеса, если будем вкладывать только свои деньги. Получился огромный интервал — через год.

Да, ожидания разбиваются о реальность. Мы приходим убитые с работы, а впереди ещё дела по Botanic. Ты их хочешь делать и у тебя есть мотивация, но нет сил. Последний месяц у нас нет выходных. Обидно, что если бы было время, то всё шло быстрее и мы смогли бы больше успевать и делать.

Полноценно мы запустились месяца два назад. Сейчас нас пятеро — мы с Лидой и трое флористов. Один флорист работает удалённо, а два находятся в Москве, которые иногда выезжают к клиентам. Суммарно мы вложили в то, что сейчас запустили, меньше 100 тысяч рублей. С продажи цветов и консультаций выручка в районе 30 тысяч рублей.

За месяц было одиннадцать клиентов, у которых есть наши растения и которые могут бесплатно консультироваться с флористами. Для 22 человек мы провели онлайн-консультации, а к одному человеку выезжал флорист. Сейчас мы подходим к моменту, когда нужно выбирать: уделять проекту больше времени или оставить всё как есть, с косяками.

На что потратили бы миллион рублей основатели Botanic.Moscow?
Больше флористов
Поставки почаще
Новая мастерская
Специалист для отбора растений

Идея

Я более десяти лет работала маркетологом в сфере строительства жилья. Часто приходилось общаться с иностранным коллегами, которым мы дарили сувениры из России. А их ассортимент уже много лет практически не меняется: матрёшки, ушанки, водка, икра и валенки. Водку и икру хотя бы можно съесть, а остальное обычно пылится на полке, да и дизайн у таких сувениров часто отстаёт от времени.

Так и возникла идея создать стильный российский сувенир. За основу взяли узнаваемый силуэт матрёшки, а первым продуктом стала коллекция украшений COLOR из серебра и цветной эмали.

Сложнее всего было собрать команду из сильных специалистов, которые были готовы поверить в идею проекта и работать за небольшую зарплату. В итоге к запуску мы готовили Matryoshka с моим другом, бывшим коллегой из корпоративной жизни. Прямо накануне выхода на рынок он меня покинул, чтобы перезимовать с семьёй в Тайланде, но основную работу мы сделали, и я ему за это очень благодарна.

Первые клиенты

Итак, мы подготовили первую коллекцию и запустили сайт для покупки украшений. И внезапно первыми клиентами стали российские девушки, которые увидели в нашем продукте просто дизайнерские аксессуары и покупали их для себя, а не в подарок. Сегодня это наша стабильная целевая аудитория, чем я особенно горжусь.

Реальность часто отличается от того, что ты пишешь в бизнес-плане. Например, я была очень рада, когда мы попали в магазины Русского музея. Казалось бы, где найти более подходящую целевую аудиторию. Но через некоторое время мы оттуда ушли, потому что наши украшения лежали рядом с сувенирными тапками и чем-то подобным, и с этим ничего нельзя было сделать.

Какое-то время порывались остаться только в онлайне, чтобы цена на украшения была ниже — так не нужно было бы платить розничному партнёру. Но нашему продукту нельзя без офлайна, ведь людям нужно примерить украшения перед покупкой. Поэтому решили открыть собственные точки.

В январе 2017 года открыли наш первый салон рядом с Мариинским театром, на улице Декабристов. Это место с небольшим потоком туристов, но людей к нам пришло много, и по деньгам это было заметно. В конце туристического сезона 2017 года мы поняли, что нам обязательно нужно развиваться в этом направлении.

Сегодня у нас три собственные точки в Санкт-Петербурге, скоро откроем ещё четыре. Стали тщательнее отбирать розничных партнёров — торговое оборудование в каждой точке обязательно должно быть брендировано. Если партнёр на это не готов, мы с ним не работаем.

Оборот компании ежегодно растет более чем на 230%, в 2018 ожидаем рост порядка 310%. В зависимости от сезона у нас от 650 до 1000 клиентов в месяц со средним чеком в 5 678 рублей.

На что потратила бы миллион основательница Matryoshka?
Точка продаж в Москве
Коллекция вместе с Русским музеем
Украшения в виде водки
Расширение ассортимента

Мы позволяем людям управлять вещами в физическом мире так же, как файлами в облаке. К человеку домой приходят какие-то люди, пакуют коробки и разбирают мебель, складывают аккуратно вещи, а потом они испаряются, словно переносятся в облако. Потом они материализуются обратно — где и когда угодно. Почти магия.

Идея

Эта потребность существует много лет, мы изобрели не её, а новый способ решения — без головной боли и одной кнопкой. В России подобных услуг с понятным ценообразованием, сервисом и надёжными исполнителями ещё не существует.

Мы давно работаем в интернет-бизнесе. Когда встал вопрос о том, что делать дальше, естественным было попробовать делать что-то своё, потому что были амбиции и знания. Плюс желание создать сервис, который был бы достаточно новым и помогал бы людям решать их проблемы.

До запуска мы добрались достаточно легко, потому что до этого делали много сервисных компаний (Константин — бывший исполнительный директор Delivery Club, Мердан — сооснователь сервиса доставки еды «Голод» — прим. vc.ru).

В основном не хватало времени и денег. Мы поставили перед собой задачу за два месяца пройти путь от идеи до запуска MVP — это была самая большая сложность, и в то же время интересная задача, которую мы усиленно решали.

Внешне MVP ничем не отличался от современного «Чердака», но мы вручную находили грузчиков, а на первые заказы ездили работать сами. Первый склад у нас был маленький, в пределах Москвы, он был временный — мы понимали, что с него съедем.

Первые клиенты

Работа над стартапом — это всегда эмоциональные американские горки. Сегодня ты в эйфории от того, что получил первый заказ, а завтра опечален, ведь что-то идет не так. Первое, что мы испытывали — это эмоциональный подъём после каждого SMS-оповещения с новым заказом. Сейчас, конечно, уже не так — заказов стало много, и это превратилось в рутину, но тогда каждый новый клиент был счастьем.

Наш самый первый заказ — один из самых больших по сей день. Классические девять этажей без лифта, пианино и румынская мебельная стенка. Мы немного не угадали с ценообразованием, и в конце дня поняли, что получим смехотворные деньги. Настолько, что ими даже не окупить работу людей, которые носили вещи. Вот это был момент, когда ожидания столкнулись с реальностью.

Наше ценообразование выстраивается от кубометра: мы измеряем объём каждой вещи, потом суммируем их и таким образом получается тариф. Оказалось, что люди неправильно оценивают кубометры. Если я попрошу кого-нибудь сказать мне, какой объём вещей в его квартире в кубометрах, скорее всего получится завышенная цифра. Мы сами в эту ловушку попали: думали, что 20 кубометров это мало, а оказалось, что это две «Газели», забитые почти под завязку, и хранить 20 кубометров за пять тысяч рублей в месяц даже теоретически невозможно.

Наверное, самое поворотное решение, которое мы приняли — это выбор первых инвесторов. Мы ещё в самом начале думали, что идеальным партнёром был бы Qlean.ru. Мы понимали, что наш продукт ложится в концепцию управления домашним пространством, внутри которой они работают. Поэтому до того, как Qlean согласились в нас инвестировать, мы отказали довольно большому количеству инвесторов. Но риск оправдался.

Сейчас у нас чуть больше десяти человек в офисе, и 50 в поле. Количество активных подписчиков перевалило за 500, а месячная выручка — за миллион рублей. Деньги идут на несколько направлений: технологии хранения, продвижение и улучшение условий работы грузчиков — новые машины, оборудование получше.

На что потратили бы миллион рублей основатели «Чердака»?
Больше грузчиков
Брендированная оклейка машин
Больше машин
Зона отдыха для складских работников

Получить миллион рублей на развитие своего бизнеса — вполне реальный сценарий для участников конкурса «Яндекс.Кассы» и Mastercard.

Чтобы принять участие, нужно подключить приём платежей картами через «Яндекс.Кассу» и заполнить заявку: рассказать про свой бизнес и его стратегию развития, а также объяснить, на что будут потрачены деньги в случае выигрыша.

Затем все прошедшие модерацию проекты будут опубликованы на лендинге, где за них смогут проголосовать все желающие — деньги среди пяти победителей распределит экспертное жюри. Уплату всех налогов «Яндекс.Касса» и Mastercard берут на себя.

Принять участие
(function(){ var blocks = document.querySelectorAll('.yandexBlock'); var SVG = { correct: '', incorrect: '', }; var CSS = { disabled: 'yandexBlock--disabled', selected: 'yandexBlock__option--selected', correct: 'yandexBlock__option--correct', incorrect: 'yandexBlock__option--incorrect', }; for (var i = 0, len = blocks.length; i < len; i += 1) { var block = blocks[i]; block.addEventListener('click', clickHandler); } function clickHandler(event) { var block = event.currentTarget; var hiddenSection = block.nextElementSibling; if (block.classList.contains(CSS.disabled)) { return; } var target = event.target; var option = target.dataset.correct; if (typeof option === 'undefined') { return; } var siblings = target.parentNode.children; for (var i = 0, len = siblings.length; i < len; i += 1) { var option = siblings[i]; var isCorrect = parseInt(option.dataset.correct, 10); option.classList.add(isCorrect ? CSS.correct : CSS.incorrect); if (option === target) { option.insertAdjacentHTML('beforeend', isCorrect ? SVG.correct : SVG.incorrect); } } target.classList.add(CSS.selected); block.classList.add(CSS.disabled); if (hiddenSection) { hiddenSection.style.display = 'block'; } } function scrollToElement(element, offset) { var y = element.getBoundingClientRect().top + (window.scrollY || window.pageYOffset) - offset; window.scroll(0, y); } })();

#партнерский

{ "author_name": "Artyom Slobodchikov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439","advertising"], "comments": 8, "likes": 22, "favorites": 44, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 51003, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 20 Nov 2018 13:54:57 +0300" }
{ "id": 51003, "author_id": 21308, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/51003\/get","add":"\/comments\/51003\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/51003"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199134, "possessions": [] }

8 комментариев 8 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

«Основатели компаний, которые вписываются в понятие «малый и средний бизнес»

Автору статьи следует изучить матчасть и не называть микропредприятия «малым и средним бизнесом»

Ответить
0

Я давно уже предлагаю ввести понятие НАНОбизнес, как наиболее точно характеризующий состояние подавляющего числа бизнесов в России.

Ответить
6

Очень странный выбор трат. Какой-то поверхностый и мелочный, хотя проблемы компаний в их узкоразвитости как раз.

Первым нужно инвестировать в рекламу. Бьюсь об заклад, никто из прочитавших не подумал, что их комнатные растения нуждаются в подписке (читай историю Qlean и их вездесущей рекламе).

Вторым в большие или частые партнёрства, а не только в Русский музей. Кому нужна толпа мастеров и огромная коллекция матрёшек без понятной ценности и лидеров мнений?

У третьих вообще 1 млн рублей выручки на 110 сотрудников... пора вводить антикризисный менеджмент, инвестируйте в него )

Ответить
3

Биток подешевел, надо брать.

Ответить
1

Краудфандинг для ИП, на Яндекс.Кассу можно подключить с приемом платежей не только из России?

Ответить
1

можно. Пишешь заявление - 3 часа и готово. по крайней мере, со слов менеджера ЯК

Ответить
0

Можно в директ закинуть и показываться в гарантии

Ответить
0

Здравствуйте, подскажите пожалуйста.. Могу ли я оплатить переводом с другой страны и их внутренней валютой?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }