Промо
5505

Инструкция: как маркетплейсу сделать удобные и надёжные платежи для клиентов

И избежать проблем с законом.

В закладки
Аудио

Материал подготовлен при поддержке Platron

Маркетплейс — это торговая площадка, на которой собраны товары или услуги от различных поставщиков. Например — eBay, Uber, Aliexpress, AirBnb.

Главное их отличие от привычных интернет-магазинов — маркетплейсы не продают товары со склада, а только собирают предложения и оптимизируют взаимодействие с клиентами.

Владельцы интернет-магазинов вынуждены постоянно расширять ассортимент, осваивать новые ниши и налаживать контакты с новыми поставщиками. Бизнес-модель маркетплейса позволяет передать вопросы заказов, доставки и добавления новых товаров продавцам. Владелец площадки налаживает другие внутренние процессы. Один из них — организация платёжных потоков.

Шаг 1. Выбрать способ оплаты для клиента

Надо учитывать, что для многих покупателей удобнее делать всё на одном сайте — искать, оформлять и платить. На площадке маркетплейса покупатели хотят объединить в одном заказе товары разных продавцов и совершить одну оплату.

Владельцу маркетплейса надо выбрать, где будет проходить оплата — на его сайте или на сайте поставщика. Многие магазины, например Price.ru или Livemaster, выступают только в качестве агрегаторов предложений и цен и не принимают платежи. На таких сайтах клиент только оформляет заказ, а платит за товар или услугу уже за пределами платформы.

Настраивая платёж через платформу, владелец маркетплейса выбирает, какие способы оплаты будут доступны клиенту. Их несколько:

  • Банковские карты. Компании-провайдеры платежей надёжно защищают такие переводы от мошенничества, поэтому для онлайн-покупок карты используют чаще всего.
  • Электронные кошельки. Например, WebMoney, «Яндекс.Деньги», QIWI. В некоторых электронных кошельках можно открывать мультивалютные счета.
  • Интернет-банкинг. Например, «Альфаклик», «Сбербанк Онлайн». С помощью данной технологии можно проводить любые платежи, оплачивать товары и услуги. Основным удобством данной технологии является возможность оплаты из мобильных приложений.
  • Наличными при получении. Не все маркетплейсы предлагают такую возможность.

Как правило, деньги поступают продавцу в течение одного-двух дней. Деньги могут поступить позже, если маркетплейс продаёт услуги или сдаёт что-то в аренду. Например, на Airbnb хозяину квартиры необходимо больше времени, чтобы подтвердить возможность бронирования.

Поэтому у сервисов по бронированию жилья есть несколько вариантов платежей:

  • Мгновенное бронирование. Оно работает так же, как и в случае с покупкой на обычном сайте электронной коммерции — оплата происходит без отдельного одобрения со стороны сервиса.
  • По предварительной авторизации. В этом случае гость вводит данные карты и утверждает платёж, но деньги сразу не перечисляются. Банк лишь гарантирует, что на карте достаточно денег. Потом сообщение отправляется сервису, который одобряет или отклоняет заказ. Если платёж подтверждён, деньги спишут с карты. При отклонении платежа заказ будет отменён, деньги вернутся на карту покупателю.

На рынке фриланса с почасовой оплатой работы процесс формирования стоимости происходит сложнее. Клиент заранее знает только цену работы за час, а конечную стоимость узнаёт только после завершения проекта. Как правило, оплата за услуги фриланса происходит после выполнения всей работы.

Шаг 2. Просчитать риски

При запуске своего маркетплейса владелец должен учитывать, что:

  • Маркетплейс фактически нарушает требования закона «О национальной платёжной системе», когда получает оплату за заказ от покупателя на свой банковский счёт. Закон предписывает применять агрегацию «чужих платежей» только компаниям со специальной лицензией от Центробанка. Если у компании нет такой лицензии, она должна стать фактически продавцом товаров и услуг и предоставлять чеки покупателям. На компанию накладываются соответствующие обязательства перед клиентами и перед налоговой службой, которые исполняет любой интернет-магазин.
  • Если платежи были сделаны с банковской карты, а товары или услуги покупатель не получил, он может обратиться в свой банк с требованием вернуть деньги. Тогда сумму возврата удержат с оператора площадки маркетплейса, потому что именно он получил деньги от покупателя.

Шаг 3. Выбрать законный способ приёма платежей от покупателей

Избежать проблем, которые указаны выше, можно тремя способами:

  • Заключить агентский договор с продавцом. Это позволит законно принимать денежные средства от покупателей. С покупателями можно заключить лицензионный договор или договор оказания услуг. Этот вариант подходит только тем маркетплейсам, которые сами не являются продавцами, но участвуют в расчётах.
  • Заключить договор купли-продажи с покупателем, а с поставщиком — договор поставки. Этот вариант подойдёт только маркетплейсам-продавцам.
  • Подключить сервис приёма платежей. Все платежи будут проходить через небанковскую кредитную организацию, поэтому оператор площадки маркетплейса не нарушает законодательство.

Шаг 4. Выбрать способ перевода денег продавцу

В обычном онлайн-магазине денежный поток завершается так: покупатель переводит деньги — магазин их получает. В случае маркетплейса деньги за проданный товар надо отдать поставщику. Это можно сделать разными способами.

Можно стать поставщиком услуг и самостоятельно осуществлять транзакции с клиентами. Например, у водителей сервиса такси Uber нет прямых финансовых отношений с пассажирами. Uber гарантирует уровень обслуживания и взимает деньги с клиентов самостоятельно. Водители в данном случае выступают подрядчиками.

Ещё один способ — перевести деньги поставщику после осуществления платежа. Это самый простой способ, но сделать так можно не всегда. Лучше всего отложить выплату продавцу, пока покупатель не подтвердит получение. Это важно для маркетплейсов, которые гарантируют клиенту, что он получит услугу или товар.

Сервис электронных платежей Platron помогает принимать платежи с банковских карт, электронных кошельков, мобильного телефона, интернет-банка. Сервис подойдёт интернет-магазинам, страховым компаниям, сайтам туристических компаний, сайтам по продаже билетов и другим онлайн-сервисам.

Когда покупатель оплачивает счета через Platron, платёжная система открывает для маркетплейса внутренний транзитный счёт в банке, куда будут поступать деньги. Владелец маркетплейса сможет законно отправить деньги со счёта продавцам, партнёрам и агентам. А затем сможет вывести прибыль на основной расчётный счёт юридического лица или ИП.

Срок проведения выплат маркетплейс определяет самостоятельно. Банк исполнит запрос сразу же, как только он поступит в систему Platron.

{ "author_name": "Маргарита Суворова", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 27, "likes": 28, "favorites": 146, "is_advertisement": true, "subsite_label": "promo", "id": 84146, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 23 Sep 2019 15:09:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 84146, "author_id": 299300, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/84146\/get","add":"\/comments\/84146\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/84146"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199134, "last_count_and_date": null }
27 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Чистой воды запугивание. Клибейт заголовок. Никаких проблем со сбором денег у маркетплейса нет. Просто так деньги никто никогда не принимает. Есть основание. С каждым поставщиком услуги заключается соответствующий договор. Все прописывается в рамках норм действующего Гражданского кодекса РФ. Компании десятками лет уже работают в агентских схемах и никаких проблем нет. Там есть вопросы по бухгалтерии, но этот все решаемо. И никакой «сервис Platron” не является чем-то уникальным. Запугать аудиторию, рассказать якобы страшные сказки, а потом себя пропиарить как чудо-спасителей, ну так себе история. Любой приличный юрист Вам за полчаса нарисует абсолютно законную схему взаимодействия. И без банковских лицензий. 

Ответить
4

Что с кассовыми чеками? Кто и в какой момент их бьёт и отправляет покупателю?

Ответить
3

Когда же появится в России первый маркет-плейс, который будет использовать схему "Безопасная сделка" (когда продавец получает деньги только после того, как покупатель подтвердит получение товара) ?

На мой взгляд, это и будет главным отличием от всех посредников типа АВИТО.

Вы согласны с моей логикой? 

Ответить
0

Тогда за дурака исполнителя придется отвечать, или за психа заказчика, прокатит только там, где оба физический не пересекаются, аля фриланс биржа

Ответить
0

Коллеги, мы с вами переписываемся на сайте для стартаперов. Цель любого стартапа - заработать денег по-быстрому. Для этого надо:

- придумать услугу, за которую клиенты согласны платить

- как-то при этом обойти конкурентов.

Так вот, если конкуренты, вместе с господином Леваном Кукубава, считают, что "гарантированная сделка" - это геморрой, то у вас возникает "уникальное торговое предложение" для покупателей.

Не понимать этого шанса "обойти всех конкурентов" - просто глупо !

Вы согласны с моей логикой?

Ответить
0

Ну чего на самом деле, просто господин. А по секрету скажу - идея эта не новая, в тек. реалиях с налоговой заебетесь реализовывать, даже крупный агрегатор доставки на букву Я не работает по такой схеме и не будет

Ответить
0

Я извиняюсь, а под схемой вы имеете ввиду сценарий, при которой маркетплейс берет на себя безопасную сделку? 

Ответить
0

Я вообще про схему, где по одной транзакции идут дробления по нескольким участникам, это все работает когда платежи мелкие, до нескольких сотен тыс.руб., как только для налоговой сумма станет значимой, думаю никто не будет бегать оправдываться по каждой транзакции, допустим для торговых агентов была бы идеальным вариантом переход на ИП и работать на себя выплачивая налоги только со своего вознаграждения, но возможная проверка и последующая бдительность инспекторов убывает всю затею. Инспектор может доначислить налоги на полную сумму сделки, а у нас сначало надо оплатить, т.к. не успеете решить вопрос к времени оплаты и ещё пени доначислят. Стандартный ответ, оплатите доначисления и потом идите в суд разбираться. Да кому этот гемор нужен? А так, по такой схеме всякие биржи давно работают с около копеечными гарантиями.
А конкретно по гарантиям отвечу, что это все вилами по воде, поймут кто побывал по обе стороны баррикад. Доказывать правоту, как щас говорят, экономический не выгодно)

Ответить
0

То есть вы считаете, что в РФ из-за налоговых законов не выгодно или вообще не целесообразно регистрировать компанию, продуктом которой является узконишевой маркетплейс с функцией безопасной сделки, который берет на себя роль третьей стороны при товарных сделках и денежных транзакция?

Ответить
0

С законами все ок, инспектора не любят всякие такие схемы, обложат налогами и бегай доказывать правоту, пожалуйста, есть такие у кого куча времени или в штате 100500 бездельников.
Можете привести пример компании где такое реализовано не на услугах, где есть товар, поставщик, посредник, потребитель и не закрылся через 2-3 года внезапно?

Ответить
1

Вроде как вот, но финансовых их показателей не знаю:
https://vc.ru/tribuna/24122-yorso

Ответить
0

Спасибо, ознакомился, странно что не встречал эту компанию раньше, но они по схеме дистрибьютора работают, читал внимательно, но не нашел ничего, где они выступают агентами в сделке, уверен, как и все дистрибьюторы, документооборот ведется по договорам купли-продажи с каким нибудь ООО, тут ничего технологичного в процессе распределения денег между участниками сделки, просто красивая история, хорошие маркетологи, похоже на озон с элементами аукциона ...

Ответить
0

Есть же такое, например возилка.рф

Ответить
0

А в чем состоит сложность реализации такого сценария? Кто-то может объяснить доходчиво, без сарказма и т.д.? Либо, наоборот, развеять этот миф и привести примеры работающих узконишевых маркетплейсов (маркетплейсы всея товаров типа Али не подходят, с ним все понятно) 

Ответить
0

На ваш вопрос абсолютно верно ответил Леван Какубава.

(его комментарий похож на сарказм, но по сути полностью правильный).

Если коротко, то за 28 лет развития капитализма в России лёгкие способы бизнеса закончились. Остались только те, у которых уровень геморроя выше.

Это похоже на добычу руды. Руда с содержанием 20-30% металла закончилась и приходится добывать руду с содержанием металла 5-7%. Прибыли меньше, геморроя (затрат на обработку руды) - больше.

Сейчас понятно, Алексей Алексеев?

Ответить
0

Я разберу поточнее ответ Левана и вам отвечу, пока из ваших слов только общие фразы на мой взгляд

Ответить
0

Похоже, мы с вами обсуждаем разные темы. 

Вы спрашиваете про какие-то "узконишевые маркетплейсы",

а я пропагандирую функцию "безопасная сделка" как способ обогнать конкурентов, которые по советам Левана Какубава не хотят "связываться с гемороем".

Всё как я говорил: если дело касается денег, одинаковые слова разными людьми понимаются по-разному.

Ответить
0

Меня интересует тема сожания узконишевого маркетплейса с функцией безопасная сделка, которая как раз и будет являться УТП, поэтому, думается мне, мы с вами все же об одном говорим. Только я никак не пойму, и ответ Левана пока тоже не дал мне чётких ссылок на законодательство, почему в РФ не целесообразно быть третьей стороной в денежных транзакция между участниками своего маркетплейса? Может быть вы что-то понимаете в этом вопросе? 

Ответить
0

Алексей, Леван Какубава и другие коллеги уже приводили выдержки из российского закона "О товарных агрегаторах", согласно которому если площадка-агрегатор (по-русски - маркетплейс) берёт от покупателя оплату за товар, она несёт ответственность за исполнение сделки и качество самого товара.

Мнение читателей разделилось: часть вместе с Леваном Какубава рекомендуют коллегам-предпринимателям не связываться "с этим геморроем", а другая часть вместе со мной считают, что "этот геморрой" - является "уникальным торговым предложением" для борьбы с ленивыми конкурентами.

На мой взгляд, уже заметная часть покупателей дистанционной торговли столкнулась с недобросовестными продавцами (по-русски - с мошенниками), поэтому они ищут функцию "безопасная сделка" в настройках очередного маркетплейса.

Поэтому те площадки, которые возьмут на себя "этот геморрой" с защитой прав покупателя - обгонят конкурентов и привлекут массу благодарных клиентов.

Профит !

Теперь вам стало понятнее, Алексей Алексеев?

Ответить
0

Безусловно, значит мы с вами на одной стороне баррикад, образно говоря разумеется. 
Тогда, может быть, вы рассудите мою дилемму: с одной стороны есть агрегаторы (маркетплейсы), бизнес-модель которых строится на том, чтобы (грубо говоря) в одном месте собрать продавцов и покупателей и стричь с каждой сделки или за подписку, и эта модель вроде как работает. С другой стороны есть сервис безопасных сделок, которые сами по себе не являются агрегаторами, и эта модель тоже работает. С третьей стороны есть платёжные системы, позволяющие работать с одной транзакций сразу трём сторонам (покупатель, регулятор, продавец), которые тоже по с воей сути не являются агрегаторами. 
Вопрос: как же тогда в одной бизнес модели совместить уже 3 отдельных рабочих модели (агрегатор, безопасная сделка, платёжная система), не являясь при этом Германом Грефом (читай без халявных бюджетных миллиардов)? 

Я хочу построить такой сервис в своей узкой нише, но не понимаю как, в первую очередь тупо из-за вопроса транзита денег, так как стороны у меня будут из разных стран мира. 

Ответить
0

Ну, вообще-то такие маркетплейсы уже давно существуют, например motodarom.ru . Правда он узкоспециализированный и рассчитан на куплю-продажу б/у запасных частей к мотоциклу, но тем не менее, ваше желание исполнено! :)

Ответить
0

хорошая интеграция

Ответить
0

"Законные выплаты продавцам" - интересно бы раскрыть тему.

Ответить
0

Это вы еще про мерзких адвокатов не написали. Которые будут вас доставать своими требованиями о нарушении прав на интелелктуальную собственность брендов. И самое смешное - их поддерживают все, от Яндекса, до правительства. Яндексу выгодно, т.к. у них есть свой маркетплейс, они весь рынок готовы уничтожить, аналогично рынку такси.

Ответить
0

Коллеги, доброго времени суток, может ли кто-нибудь чисто по человечески  объяснить в чем сложность реализации маркетплейсы с защитой сделки, без сарказма и т.д.? Либо, наоборот, развеять этот миф и привести примеры работающих узконишевых маркетплейсов (маркетплейсы всея товаров типа Али не подходят, с ним все понятно).

В первую очередь интересует вопрос денежных потоков, то есть как их можно проводить при условии, что продавец и покупатель из разных стран, а сам маркетплейсы берет на себя обязательства по защите сделки

Ответить
–1

эскоу сервисов сейчас хватает, но мало кто это делает качественно, а зачастую еще и дерут втридорога.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }