Блокчейн добрался до грузоперевозок

И наладил отношения между участниками страхового процесса.

Блокчейн добрался до грузоперевозок

Разбираемся, почему рынок отстаёт

Рынок страхования грузоперевозок был средой с максимальным недоверием участников друг к другу. Причина в природе отрасли: на перевозку груза в 2-3 тысячи километров есть слишком много факторов, которые влияют на её успешность. Иногда логисты не справляются с меняющейся обстановкой на дороге, другие — дают ложные обещания по срокам, чтобы получить контракт.

Пока не было объективных данных о том, что происходит с перевозками, страховые компании работали только с одним очевидным риском — повреждением груза. Логисты, в свою очередь, хотели бы застраховать и сроки доставки, и финансовые риски, но на рынке таких предложений не было.

Отсутствие гибкости страховых продуктов сильно повлияло на капитализацию отрасли. По данным Центробанка, в 2017 году объём рынка страхования грузоперевозок составил 19 млрд рублей. Эксперты оценивают его ёмкость в 250 млрд рублей, то есть страхуется всего лишь 5–7% грузов.

Поиск решения

В 2015 году мы с компанией «Деловые Линии» — крупнейшим грузоперевозчиком в стране — запустили страхование грузов массового сегмента. Через два года мы поняли, что развитию наших отношений мешают инфраструктурные факторы: большой объём документов и задержка в отправке данных. Мы пришли к мнению, что решение лежит в области цифровых технологий.

В качестве решения подошла бы база данных, в которую ежедневно стекается информация от всех участников системы. А технология хранения этих данных должна гарантировать их сохранность в исходном виде, поэтому наш выбор пал на блокчейн.

Пилотный блокчейн мы запустили вместе с «Деловыми Линиями» в 2017 году. Он дал нам понимание всех возможностей, и мы приступили к реорганизации нашей ИТ-инфраструктуры.

Когда изменения были внесены, мы стали искать готовое решение, которое соответствует нашим требованиям. Лицензию мы купили у компании «Инносети», у которой было рабочее предложение для страхового бизнеса.

Александр Крейдерман

,

вице-президент по ИТ «Ренессанс страхование»

Переход к блокчейн-платформе

Мы специализируемся на технологичных решениях, в том числе нейронных сетях и блокчейн-платформах — они помогают бизнесу справляться с большим объёмом операций. Что касается блокчейна, мы адаптировали решения на базе Hyperledger под требования страхового бизнеса, который для нас является ключевым.

При выборе блокчейн-платформы нам был нужен серьёзный поставщик и поддержка сообщества профессиональных разработчиков. Ещё были важны независимость от сети Ethereum, финансовых спекуляций и несвязанность с ICO.

Виктор Куряшкин

, технический директор «Инносети»

Разработку Hyperledger поддерживала компания IBM, и он превратился в универсальное бизнес-решение с открытым кодом и API. Его стали использовать по всему миру в принципиально разных отраслях.

В основе — технология распределённого реестра. Её смысл в том, что в системе нет администратора, который может менять данные по своему усмотрению. Копии базы данных распределяются по разным устройствам, но вся информация остаётся синхронизированной. По этой причине систему нельзя взломать или что-то в ней изменить — она хранится одновременно у всех участников страхового процесса. Система получила название «Цунами».

2 млн перевозок

страхуется ежемесячно

В систему стекаются все параметры перевозки: от информации об отправителе до сопровождающих документов и актов. Не нужно ждать, пока курьеры донесут пакеты документов, участники могут сразу приступить к обработке информации.

До и после блокчейна

Раньше контроль в страховании грузов осуществлялся на основе бумажных деклараций — это классический процесс. Регулярно, каждый день или каждую неделю, менеджеры составляют отчётные таблицы о состоянии груза, маршрутах и страховых суммах.

С блокчейном процесс стал значительно надёжнее и быстрее. Раньше потеря бумажного договора на страхование могла обернуться потерями в 150-200 млн рублей, а теперь все сделки фиксируются и подписываются в электронном виде.

Система сама формирует нужные декларации. Это происходит благодаря смарт-контрактам — алгоритмам, которые контролируют обязательства сторон. Эти алгоритмы анализируют поток информации от перевозчика. Если данных хватает, и в них не нарушена логика, то система отдаёт на подписание бордеро — документ, в котором прописываются стороны, риски, ответственность и суммы.

Когда груз принимается на перевозку, он страхуется в ту же секунду, а вся информация в режиме реального времени пополняет базу данных.

3 груза

страхуется компанией через «Цунами» за одну секунду

Главное, что мы выстроили максимально прозрачные отношения между двумя компаниями. И сделали важный шаг развития цифровой среды. Наша ключевая задача в этом году — выстроить все процессы от клиента и предложить справедливый тариф, который в реальном времени учитывает его историю и риски.

1111
9 комментариев
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

Ответить

3 груза в секунду - это 50К грузов в месяц. У DL нет таких объемов.

Ответить

В Цунами не только ДЛ. С новыми подключениями к концу года будет 200к в месяц.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

есть иллюзия, что в децентрализованной системе одни из участников не может подделать данные, потому что каждый хранит копию данных

Ответить