Своя «Пятёрочка» без опыта в ритейле и даже в бизнесе – портрет наших франчайзи

Торговля – привлекательная и перспективная сфера для ведения бизнеса. Не удивительно, что согласно данным Министерства экономического развития РФ, более трети (38,2%) созданных с начала текущего года субъектов МСП заняты как раз в розничной и оптовой торговле. Тем не менее это еще и одна из самых сложных сфер, строить свое дело в которой с нуля зачастую непросто.

По нашему опыту, заходить в него боятся и те, у кого есть опыт в предпринимательстве, но нет знаний именно в ритейле, и те, кто имеют представление о сфере, но никогда не занимались бизнесом самостоятельно. Отчасти для разрешения этих, казалось бы, неразрешимых противоречий и существует франчайзинг – делать первые шаги или продолжать любимое дело в компании опытного партнера определенно надежнее и легче.

У «Пятёрочки» сейчас 70 партнеров, больше половины которых присоединились к нам в 2023-2024 годах. И поверьте, далеко не все они акулы бизнеса, которые уже обросли знаниями и связями, все знают и умеют лучше всех. Рассказываем, кто уже сегодня становится успешным вместе с торговой сетью и кому имеет смысл внимательнее присмотреться к возможности построить бизнес в продовольственном ритейле.

Не только «матерые» бизнесмены

За последний год порог входа в продовольственный ритейл ощутимо снизился: если раньше такой бизнес предприниматели начинали в 40 лет и старше, то сейчас уже в 30-35. Очень часто молодые предприниматели имеют небольшой опыт в HoReCa и других сегментах и приходят в ритейл как во второй бизнес или рассматривают его для диверсификации. Еще один вариант: это сотрудники из найма с управленческим опытом – бывшие топ-менеджеры крупных компаний, которые решили начать свое дело и вложить накопления в продовольственный ритейл. Это, конечно, неудивительно: еда всегда пользуется спросом, и выручка в этом сегменте растет в среднем на 15% в год.

Но даже для тех, кто еще только делает первые шаги в бизнесе и в управлении, это оказывается по плечу, если выбрать франшизу с надежным партнером: сказывается поддержка крупного бренда, проверенность его бизнес-модели, большой спектр разнообразных маркетинговых и аналитических инструментов, которыми может пользоваться и партнер, обучение и консультационная помощь по многим юридическим и финансовым вопросам. Сейчас доля тех, кто впервые приходит в бизнес вместе с «Пятёрочкой» без опыта выросла до 10%, хотя в 2023 году это было скорее исключением из правил.

Кстати, примечательно, но все чаще встречаются кейсы, когда партнерами становятся семейные пары (сейчас в сети это 5% всех франчайзи), хотя традиционно большинство франчайзи сети – исключительно мужчины (94%).

Расширение горизонтов и серийные предприниматели

Несмотря на то, что бизнес молодеет, пока около 50% партнеров сети все-таки не совсем новички и имеют за плечами опыт в предпринимательстве: до прихода в ритейл активно развивали другой бизнес в течение 3-5 лет – чаще всего в сфере общепита. Не секрет, что часть опытных бизнесменов приходит в сегмент ритейла именно из ресторанного бизнеса. Главное, что их привлекает – похожие, а следовательно, понятные им принципы масштабирования сети и объемы инвестиций.

Кроме того, все больше собственников помещений становятся партнерами сети – сейчас мы уже говорим, что около 50% наших новых партнеров – это собственники помещений, которые ранее просто занимались сдачей в аренду коммерческой недвижимости. Объясняется просто – при удачной локации годовая доходность магазина может оказаться в 2-2,5 раза выше, чем сдача в аренду. Правда, управление магазином требует от собственника большего погружения в операционные задачи.

Франчайзи стали быстрее «набирать массу»

Любопытно, что изменилась и скорость, с которой предприниматели масштабируют свой бизнес. Если до 2023 года между открытием первой и второй точек по франшизе проходило в среднем 7-10 месяцев, то сейчас – меньше 5. Это в принципе возможно благодаря тому, что «Пятёрочка» использует модель обратного франчайзинга, по которой берет на себя все вопросы по товарообороту, ценообразованию, логистике, маркетингу, помогает найти и проанализировать локацию для открытия, может проконсультировать по подбору и обучению персонала, а также оказать помощь в решении юридических и финансовых вопросов. Партнеру не нужно платить роялти, он осуществляет первоначальные инвестиции в помещение для магазина и оборудование, а после – занимается операционным управлением точкой.

Таким образом в выигрыше оказываются обе стороны – торговая сеть «Пятёрочка» расширяет свое присутствие в регионах, сохраняя при этом высокое качество обслуживания, ассортимент и сервисы, а партнеры получают выверенный механизм работы и поддержку компании на всех этапах.

Иногда для того, чтобы построить успешный бизнес, нужно просто начать. Франчайзи «Пятёрочки» – живое подтверждение этому. 41% наших партнеров имеют не один, а несколько магазинов. Франчайзинг открывает большие возможности для тех, кто горит идеей, хочет делать жизнь своего города или района лучше и быть причастным к истории большого бренда.

22
Начать дискуссию