Зачем брендам трендвотчинг и как его внедрить?

Трендвотчинг — это систематический процесс отслеживания актуальных трендов и внедрение их в жизнь бренда. Этот инструмент поможет вам оставаться на шаг впереди, анализируя изменения и новшества в мире.

Зачем брендам трендвотчинг и как его внедрить?

Меня зовут Светлана Зубова, я бизнес-консультант, основательница digital-агентства E-COMM.GURU, ex-топ-менеджер (Ozon, Aскона, Mamsy, Diva и др.), спикер и эксперт в области онлайн-продаж fashion, beauty, home товаров.

Больше информации по увеличению онлайн-продаж, обзоров новостей индустрии моды, красоты и товаров для дома я публикую в своем Telegram-канале, подписывайтесь!

Зачем нужен трендвотчинг fashion / beauty / home брендам

Для брендов трендвотчинг — это не просто способ оставаться в тренде, но и стратегический инструмент для укрепления позиций на рынке, повышения лояльности аудитории и создания востребованных продуктов.

- Предсказание изменений в потребительских предпочтениях

- Создание конкурентного преимущества

- Обновление ассортимента в соответствии с трендами

- Адаптация к меняющимся ценностям аудитории

- Стратегическое планирование и долгосрочные решения

- Повышение лояльности и удержание клиентов

Мы изучаем и внедряем тренды при разработке стратегий брендов:

- чтобы они были адаптированы к долгосрочным изменениям мира и потребительского поведения,

- чтобы повышать конкурентоспособность продукта, бизнес-процессов и коммуникаций,

- чтобы прогнозировать риски и управлять ими,

- а также мы используем тренды для оперативного тестирования и внедрения новых идей и инструментов с целью повышения продаж и оптимизации затрат.

Как появляются и угасают тренды

Тренды проходят несколько стадий, от появления идеи до ее массового принятия. Эффективный трендвотчинг позволяет маркетологам, бренд-стратегам и владельцам бизнеса не упускать важные изменения, адаптировать стратегию под актуальные тренды и учитывать макро- и микро-тренды.

Часто, как только появляется нововведение, возникает сам тренд: непризнанные гении создают инновацию, появляются новаторы, которых подхватывают ранние последователи, затем ранее большинство.

Обычно все замечают тренд когда он уже стал массовым, то есть модои, о нем говорят и пишут позднее большинство и отстающие.

График развития тренда + график осведомленности людей об этом тренде
График развития тренда + график осведомленности людей об этом тренде

Виды трендов

- Гигатренды — формируются на десятилетия и оказывают масштабное влияние на общество (например, изобретение колеса или интернета).

- Мегатренды — долгосрочные тренды, продолжающиеся около 10 лет, которые меняют целые индустрии (например, распад СССР).

- Макротренды — тренды на 2-3 года, подчеркивающие значимые изменения в поведении или восприятии (например, популярность вертикальных видео).

- Микротренды — краткосрочные явления, актуальные в пределах года (например, модные тренды Reels).

При этом стоит отслеживать крупные тренды для стратегических решений, а микротренды использовать в тактических целях.

Виды трендов
Виды трендов

Пошаговый процесс трендвотчинга:

1. Определите источники информации для трендвотчинга

- White papers брендов в вашей отрасли: аналитика продуктов, позиционирование и потребности рынка. (White papers (белые книги) — это детальные документы, которые бренды используют для объяснения, анализа или представления своей продукции, услуг, инноваций или подходов к решению конкретных задач. Обычно такие документы включают глубокое исследование темы, подкрепленное данными, статистикой и примерами из практики, и служат для объяснения сложных вопросов целевой аудитории.)

- Аналитические отчеты от таких центров, как WGSN, TrendUnion, TrendHunter, We Transfer, McKinsey, Deloiite — для отслеживания глобальных трендов.

Делюсь списком основных источников, которые мы используем в работе:

- Бизнес-аналитика

РБК Тренды

Pwc

Data Insight (telegram-канал)

Nielsen — NielsenlQ

TechCrunch

Kikstater

CB Insights

McKinsey

Deloitte

Отраслевые ресурсы (New Retail и пр.)

- Статистические и исследовательские ресурсы

ResearchGate

Statista

Государственная статистика ВЦИОМ

Школа антропологии будущего РАНХиГС

Международные организации

- Онлайн-сервисы

Think With Google

Google Trends

Tweekly

Exploding Topics

- Трендвотчинговые агентства

Trendhunter.com

Springwise.com

LS:N

Trendwatching.com

Wunderman Thompson

WGSN

Coolhunting

2. Изучайте лидеров мнений в вашей нише

Анализируйте контент и мнение инфлюенсеров и экспертов. Просматривайте блоги, подкасты, социальные сети и конференции, чтобы выявить тренды и идеи, которые они поднимают.

3. Ориентируйтесь на медиа и сферу развлечений

Популярные книги, образовательные курсы и шоу на платформах, таких как Netflix, могут сигнализировать о трендах и темах, востребованных среди вашей целевой аудитории.

4. Следите за технологическими новинками

Think with Google и аналогичные ресурсы помогают отслеживать изменения в цифровом маркетинге, позволяя внедрять тренды до их массового распространения.

5. Отслеживайте тенденции и настроения в соцсетях

Анализ социальных сетей поможет вам выявить вирусные темы, получить доступ к отзывам пользователей и понять, что актуально для вашей аудитории.

6. Дополнительно мы следим за активностями этих брендов чтобы видеть как они внедряют тренды в свою работу:

ВкусВилл — пример сильного комьюнити и использование команды в контенте.

Vizit, Авиаселс, БургерКинг — использование мемов и адаптация трендов

Привет Мишка, PREDUBEZHDAI — коммуникация, отражающая русский культурный код

Белая дача, Сareerspace, Кинжал — использование комфортного контента

Как сделать трендвотчинг частью вашей работы

1. Шаг первый: подготавливаем свое инфополе.

Проверяем подписки в соцсетях: точно ли все, на кого вы подписаны из брендов и коммерческих проектов, вдохновляют вас, предлагают новые интересные решения и развивают вашу насмотренность? Если нет, постарайтесь вычистить свои подписки или хотя бы поставить на mute контент тех, кто сюда не относится.

Составьте список из 10 людей, которые вдохновляют вас в нише: креативные и арт-директора, эксперты, сильные инфлюенсеры, ученые. Пусть это будет только 10 человек, но однозначно те, чей контент будет вас развивать в вашей нише. Следите за этими людьми регулярно.Подпишитесь на тематические медиа в соцсетях: сделайте выборку по 10 каналов в соцсетях и Telegram и скройте / добавьте в архив остальные: так вы сможете более прицельно и внимательно изучать публикуемый контент, анализировать его. Не забудьте про подписку на мои статьи на VC и мой Telegram-канал для брендов 😉

Выберите для себя 3-5 источников-медиа, которые вы будете читать регулярно. Оставьте вкладки с этими сайтами открытыми на своем рабочем столе или в браузере телефона. Рекомендую выбирать профильные медиа в вашей нише и на английском языке: так информация, которую вы будете получать, будет более актуальна к моменту, когда вы начнете ее применять в работе.

Начните чтение с 1-2 статей в день, чередуйте источники. Необязательно глубоко вчитываться в каждый материал, можно изучать нарратив. Обращайте внимание на оформление, выбор фотографий – все это тоже даст вам подсказки.

2. Шаг второй: продумываем свой инструмент для фиксации.

Выберите приложение или инструмент:

Как вы чаще всего изучаете информацию: с телефона, с компьютера? дома в спокойной обстановке или на ходу, когда идете из точки А в точку Б? читаете ли вы в метро или скорее слушаете подкасты? Выбирайте тот инструмент, который будет нативным продолжением ваших будней.Есть ли у вас привычка фиксировать идеи? Как обычно вы это делаете:в заметках телефона, голосовыми самому себе или mind-картой? Не рушьте привычный паттерн: просто оптимизирйте его с помощьюфильтраций, хэштегов, сортировки, цветовых кодировок.

Подготовьте соцсети к поиску идей:

Подготовьте свои соцсети к тому, что вы теперь будете не просто потреблять контент, а наблюдать за трендами и сохранять идеи: создайте папки сохраненного с фильтрацией по тренду, куда будете сохранять проявления конкретного тренда. Можно создать папки под рабочие проекты или ниши, с которыми вы сотрудничаете: это будет не менее эффективно. Для stories и ихфиксации создайте отдельные папки в галерее телефона или чат с самим собой. В Telegram продумайте хэштеги во вкладке «Избранное», чтобы не терять идеи – по аналогии с папками в социальных сетях. Если выработаете с телефона, продумайте, как вы можете быстро сохранять идеи: например, закрепить во вкладке браузера страничку Notion с карточками для заметок и ссылок.

3. Шаг третий: внедряем новую привычку

Если вы каждый день смотрите reels - постарайтесь делать то же самое, но держать в голове, что каждый reels может стать вашей отправной точкой для креатива.

Сохраняйте идеи по папкам, чтобы вернуться к ним, или заведите общее сохраненное с коллегой, где вы сможете фиксировать идеи и обсуждать их.

Если вы любите пару раз в неделю заходить в книжный и смотреть новинки – делайте то же самое, но анализируйте раскладку, что за книги появляются, кто их автор и какие ключевые темы поднимаются.

Если вы фанат сериалов и фильмов, поглощаете тонны видеоконтента – попробуйте в процессе анализировать темы, ключевые сообщения и фиксировать визуальные приемы, чтобы выделить общие паттерны.

Чтобы сформировалась новая привычка, в вашем мозге должны перестроиться на физическом уровне нейронные связи: это непросто и занимает много времени, а потому важно помочь психике справиться с такой глобальной задачей.

Привычка — это условный рефлекс: чтобы сработало, нужны определенные условия. Создайте себе алгоритм действий или определенный ритуал, который будет сопровождать процесс трендвотчинга — или свяжите эту привычку с уже действующей, например, чашкой кофе по утрам.

Помните, что формирование новой привычки — это на самом деле нарушение уже существующего привычного паттерна, а потому у вас может возникать тревога. Это нормально, ведь мозг попадает в непривычные для себя условия. Именно тревога саботирует выработку новой привычки.

Подумайте, какие практики помогают вам справляться с тревогой — и совместите их с трендвотчингом. Еще лучше — добавить к этому позитивные моменты поощрения себя: например, комплиментом или дополнительным 15-минутным перерывом на отдых.

Привяжите наблюдение за трендами к повседневной рутине, чтобы регулярно следить за новыми идеями.

1. Отслеживайте тренды ниши

2. Разрабатывайте идеи для внедрения

3. Тестируйте и реализуйте

Как мы интегрируем работу с трендами в нашу деятельность:

- Постоянно проводим анализ трендов,

- Актуальные тренды — включаем в стратегии брендов,

- Интегрируем их в коммуникацию, контент, каналы дистрибуции и спецпроекты,

- Реализуем идеи в конкретных проектах.

Регулярный трендвотчинг поможет вам адаптировать стратегию под изменения, оставаться актуальным и предлагать своей аудитории свежие решения. Используйте методику на постоянной основе, чтобы всегда быть в курсе рыночных тенденций.

Я рада, что статья оказалась полезной и вы дочитали до конца. Больше полезной информации для предпринимателей в fashion, beauty, home товарном бизнесе в моем Telegram-канале, буду рада вас там видеть!

1010
33
16 комментариев

"ВкусВилл — пример сильного комьюнити" - интересно, в чём это выражается?

1
Ответить

Во многом начиная от бирюзовой организации компании и заканчивая журналом, рубрикой «выбор комьюнити», активностью в соцсетях и проч

1
Ответить

Интересно, какой оптимальный цикл "заметить тренд -> внедрить в работу", на примере какой-нибудь ниши?

1
Ответить

В fashion-брендах, например, длинный цикл производства, поэтому там внедрение тренда в ассортимент происходит за 2 года до старта продаж этих товаров

1
Ответить

Спасибо за такой структурированный подход к трендвотчингу! Подскажите, какие источники для отслеживания трендов кажутся вам самыми ценными? Очень интересно, какие каналы или эксперты вас вдохновляют!

1
Ответить

Источников много. Чаще всего читаю отчеты по рынку РФ от Data Insight, отчеты о глобальных трендах WGSN, отчеты McKinsey, Deloitte. Также подписана на международных экспертов в маркетинге, продажах. Культурные и социальные тренды вижу в кино, соцсетях, выставках. Наверное это самое основное

Ответить