Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1

Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1

Аналитический центр Chulakov Research провел большое исследование UX/UI в сфере food-ритейла (розничная торговля продуктами). Мы изучили мобильные приложения для онлайн-покупок продуктов: посмотрели, на какой функционал компании делают упор в дизайне и без чего невозможно представить современные приложения. Результатами исследования делимся в двух статьях. Первая часть посвящена трендам и уникальному функционалу UX/UI-приложений.

Ситуация на рынке цифрового food-ритейла

Сфера food-ритейла быстро трансформируется из-за смены потребительских предпочтений, технологических инноваций и высоких ожиданий клиентов от появившихся цифровых продуктов. Приложения и сайты теперь не просто дополнительные каналы продаж — это мощные инструменты для гиперцелевых предложений и сбора данных.

Современные приложения невозможно представить без интуитивного интерфейса для быстрого и простого онлайн-заказа. Это стандарт, который не обсуждается. Достигнув его, компании стремятся к другим улучшениям — в частности, к персонализации, которая стала одним из основных трендов в разработке. С помощью анализа больших данных и AI-технологий компании предлагают товары и услуги под каждого потребителя. Уникальный опыт помогает удержать старых клиентов и привлечь новых.

Например, крупные игроки российского рынка food-ритейла (Ашан, Лента, Магнит, X5 Retail Group) постоянно развивают свои приложения: адаптируют UX/UI к запросам клиентов и вводят новшества, чтобы улучшать качество обслуживания.

Детали проведенного исследования

Мобильные приложения — приоритетный способ оформления онлайн-заказов. Как и ожидалось, чаще всего респонденты совершают онлайн-покупки через них (88%), именно поэтому мы и сделали на них фокус.

Во время исследования мы изучили 18 мобильных приложений. Нам удалось определить главные тренды и оригинальные идеи UX/UI мобильных приложений в сфере food-ритейла. Мы также нашли проблемы, с которыми сталкиваются пользователи, — об этом подробно расскажем во второй статье.

Мы проанализировали цифровые продукты следующих компаний:

  • гипермаркетов «Ашан», «Глобус», «Лента», «Магнит», «О'кей», METRO;

  • супермаркетов «Азбука вкуса», «ВкусВилл», Spar;

  • дискаунтеров «Дикси», «Пятерочка»;

  • сервисов онлайн-доставки «Буше», «Впрок», «Самокат», «СберМаркет» («Купер»), «Яндекс Лавка», igooods, Ozon fresh.

Экраны и сценарии, которые нас интересовали:

  • оформление заказа;
  • регистрация;
  • онбординг;
  • каталог и карточка товара;
  • процесс дозаказа;
  • мои заказы и информация о заказе;
  • избранное;
  • отзывы.

Если какой-либо функционал мы встречали более чем в 20% исследуемых приложений, то относили его к трендам. Мы также смотрели, используют ли компании уникальные фичи и сценарии — таковым мы считали то, что встречается менее чем в 20% приложений.

Лидеры рынка, по мнению респондентов

Дополнительно запустили опрос на целевую аудиторию и получили 334 ответа для анализа, включая ответы на открытые вопросы. Ниже — полученные результаты.

Самые популярные приложения для онлайн-заказа продуктов

  1. Самокат (60%).

  2. Яндекс Лавка (52%).

  3. ВкусВилл (39%).

Самые важные критерии выбора компании

  1. Выгодные условия доставки (69%): бесплатная доставка как приоритет.
  2. Широкий ассортимент товаров (66%).
  3. Хорошее юзабилити приложения (66%): отслеживание статуса заказа, блок с предыдущими покупками, понятная навигация и прочее.
  4. Удобные способы оплаты (42%): как минимум СБП.

Самый важный функционал в приложениях

  1. Наличие бесплатной доставки (77%).
  2. Выбор времени доставки (66%).
  3. Скорость доставки, наличие экспресс-доставки (65%).
  4. Отслеживание заказа (65%).
  5. Возможность дополнить активный заказ (44%).

Тренды UX/UI в food-ритейле

Выделили 34 тренда UX и 5 трендов UI с примерами того, как они выглядят в интерфейсах цифровых продуктов.

Тренды UX

  • Редактирование условий доставки после оформления заказа
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Блок с персональными рекомендациями
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Блок с рецептами
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Stories
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Количество единиц в наличии
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Заказ для другого
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Выбор действий в случае, если заказанного товара нет в наличии
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Интерактивные поясняющие подсказки
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Быстрые способы оплаты (СБП, SberPay и другие)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Список покупок
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Отзывы о товаре
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Постоплата
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Онлайн-перевод чаевых курьеру
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Геймификация (конкурсы, фишки, баллы, награды)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Прогресс-бар по минимальным суммам заказа
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Прогресс-бар по статусу заказа
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Возможность оставить заказ у двери
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Выбор интервалов времени доставки
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Тематические категории (к 8 Марта, к 14 февраля и другие)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Комментарий сборщику
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Комментарий к заказу или курьеру

Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Интерактивный помощник в чате
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Переход в каталог без регистрации
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Интерактивная карта
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Возможность поделиться страницей товара
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Дозаказ
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Специальная фильтрация под выбранную категорию
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Экспресс-доставка
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Блок кросс-сейла
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Сканер штрихкода
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Комбо
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Альтернативные способы входа (по Яндекс ID и другие)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Забота об экологии (например, возможность не добавлять пакеты)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Быстрый повтор заказа
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1

Тренды UI

  • Анимированный прелоудер
  • Микроанимации элементов
  • Скругленные мягкие формы
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Сочетающиеся яркие цветовые акценты
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Чистая, светлая верстка
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1

Топ-3 компаний по трендам в мобильных приложениях

  1. ВкусВилл.

  2. igooods.

  3. СберМаркет (Купер).

Уникальный функционал и решения в UX/UI

В рамках исследования обнаружили 26 оригинальных решений. Перечислим их с примерами реализации в компаниях.

  • Видеоконтент
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Сканирование номера карты для оплаты
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Возможность в один клик положить в корзину все товары из «Избранного»
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Уникальная программа лояльности (нестандартные условия)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Благотворительность (округлить сумму, подарить баллы)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Групповой заказ
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Разделение товаров по категориям в корзине
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Указание конкретного ингредиента в составе всех товаров
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Статус сборки отдельно по каждой позиции
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Виджет по статусу заказа
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Создание набора
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Нестандартные формы и сетка
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Вступление в клуб по интересам
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Указание количества товаров в штуках или граммах
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Добавление карты лояльности ритейлеров
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Сканирование товаров в магазине и оплата в приложении
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Активация функции «Потрясти телефон» (для включения сканера QR-кода)
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Предложение дополнительных ингредиентов для фильтрации
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Объединение корзин
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Поиск замены
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Нестандартный tone of voice
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Нестандартный скролл
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Указание суммы сдачи
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Вынос заказа к автомобилю
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Игры и игровые механики в приложении
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1
  • Диаграмма изменения рейтинга товара
Цифровой food-ритейл: как технологии меняют покупательский опыт. Часть 1

Вывод

Все трендовые решения, которые мы подсветили в статье, не стоит упускать при разработке цифровых продуктов для food-ритейла. Их отсутствие может ощутимо снижать степень удовлетворенности пользователей. При этом реализация уникальных сценариев может улучшить юзабилити приложения, добавить продукту ценность и выделить его среди конкурентов. По итогам нашего исследования меньше чем 20% изученных цифровых продуктов используют нестандартные фичи. Это открывает возможности для компаний выделиться на рынке, заинтересовать новую аудиторию и добиться высокой вовлеченности старых пользователей.

Во второй части статьи мы подробно разберем, как современные тренды UX/UI помогают улучшить пользовательский опыт, а также дадим практические рекомендации по их внедрению для повышения успешности цифровых продуктов. Кроме того, уделим внимание основным проблемам, с которыми сталкиваются мобильные приложения в сфере food-ритейла.

Примечание: компании могли изменить функционал своих приложений к моменту публикации материала.

1212
11
11
6 комментариев

Авторам, спасибо.
Мощно.

Вводная 1:
(по мнению обычных 339 человек):
"Самые популярные приложения для онлайн-заказа продуктов
Самокат (60%).
Яндекс Лавка (52%).
ВкусВилл (39%)."

Вводная 2:
(как понял, по квалифицированному мнению специалистов Студии Чулакова):
"Топ-3 компаний по трендам в мобильных приложениях
ВкусВилл.
igooods.
СберМаркет (Купер)."

Итого:))
Самый сильный маркетинг , мб у Самокат (60%) и Яндекс Лавка (52%).
А как еще можно объяснить что лучшие по функционалу, не самые популярные?

Марат, добрый вечер!

Сейчас ниша food-ритейла действительно является очень конкурентной. Большую роль играет популярность бренда и доверие к нему, а также наличие уникальных предложений.

Как вы верно отметили, лидеры опроса выделяются за счет хорошо проработанного маркетинга и постоянной работы над улучшением пользовательского опыта. Другими факторами популярности являются скорость и простота оформления заказа, ассортимент товаров, зона покрытия доставки и ее стоимость, скидки и бонусы. Все это дополнительно мотивирует людей использовать конкретные приложения.

Важно сказать, что при этом у приложений, которые нравятся респондентам, хорошие UX-сценарии и оформление. Без этого невозможно достигнуть успеха на рынке food-ритейла. Пользователи активно рекомендуют друг другу приложения Самоката и Яндекс Лавки и сами заказывают там товары по привычке.

1