Сергей Полонский на моем канале PRO Недвижимость
Российский предприниматель, основатель одной из крупнейших девелоперских компаний Сергей Полонский уже год как живет и работает в Дубае. Мы с командой специально приехали к нему в гости, чтобы поговорить обо всём на свете. В ходе интервью обсудили строительство Москвы Сити, зарубежные проекты Сергея, жизнь в Дубае, требования к современному девелопменту, а также многое другое.
«Не поверил бы, что буду жить в Дубае»
«Если бы мне кто-то 10 или 15 лет назад сказал бы, что я буду жить в Дубае, я бы не поверил, - рассказывает Сергей, — Это мировая столица с точки зрения бизнеса, архитектуры и девелопмента. Если вы девелопер, но строите только в одном городе, то вы не девелопер, а просто строитель. Не попробовать сыграть в эту игру, построить объект класса А или B, неважно, в Дубае – значило бы что отсутствие амбиций. Поэтому я приглашаю сюда всех, кто хочет удивить мир».
Москва Сити был прорывом
Сергей Полонский рассказал нам, как это было. «Однажды мне предложили построить самое высокое здание в России и в Европе. Все случилось одновременно, в 2004 году: в Дубае начали строить Бурдж-Халифа, а мы начали строить Сити в Москве. У нас была одна и та же управляющая компания: Turner, которая также управляла строительством Бурдж-Халифа. Когда строился Бурдж-Халифа, я три раза прилетал к ним на совещание, поднимался наверх. Да, я использовал для Москва-Сити лучший мировой опыт и людей. Надо понимать, что, если даже у вас есть миллиард, но нет технологий, экспертов, конструкторов, архитекторов, управляющей компании, ничего не получится. Это огромная ответственность. Миллиарды есть у многих, а Бурдж-Халифа одна, Москва-Сити одна. Подобные проекты являются сверхсложной технологической задачей. Есть клуб людей, построивших здание в 100 этажей. Но в возрасте 30 лет, кроме меня, пока никто не построил 100 этажей. Я уверен, что это получилось, так как, во-первых, у нас была 100%-я концентрация и мы пошли по пути: или это получится, или это нас похоронит. Во-вторых, мы пригласили лучших архитекторов, конструкторов со всех стран мира. Я закрыл основной офис, переехал в прорабскую в Москву-Сити, и все совещания проходили у меня.
«Мы с Александром Викторовичем Кузьминым[1] брали вертолет, летали над Москвой и планировали, что вдоль Москвы-реки будет монорельс, а не просто речной транспорт. Мы считаем, что это одна из главных магистралей. И если сейчас это создается – welcome! Ребята, давайте делайте, качайте! Неважно, как и что. Главное, что вы делаете, строите, создаете».
Будут ли еще подобные проекты?
«Построить 100-этажное здание – это высокотехнологичная задача. Это не просто бетон, стекло и так далее. Для этого у вас объективно должен быть уровень инженеров, архитекторов мирового уровня. Как построить 20–30-этажное здание, понятно всем. В Москве это могут, - объяснил Сергей, - Я уверен в том, что такие проекты как Москва Сити создаются, когда есть экономическая, политическая, финансовая стабильность, когда ты можешь работать с лучшими из лучших мировых экспертов. Пока Сити-2 не построен, хотя уже разработана концепция строительства Сити-Сочи. Безусловно, должен быть район бизнес-сити и в Петербурге. А третьим подобным проектом станет бизнес-сити во Владивостоке.
О наставничестве
«Как я стал лучшим из лучших? Я просто пригласил лучших из лучших и наливал им чай, кофе. Если вы хотите стать лучшим из лучших, окажитесь в пространстве, работайте с лучшими из лучших».
«Без наставников в этом мире невозможно ничего создать. Вы можете прочитать сколько угодно книг. Должно быть два наставника, потому что, если наставник только один, вы следуете только его видению. А когда два, вы можете совместить в голове разные точки зрения и сложить картину. Ищите наставников, ищите учителей, ищите знания.
Правда ли, что за Сергея просил Трамп?
Конечно, я не могла не спросить у Сергея: «Правда ли то, что, когда у тебя были проблемы, тебя освободили, потому что Трамп позвонил Путину и попросил об этом?» - «Можно, я оставлю это без комментариев? – неоднозначно ответил Сергей, - лично я не знаком с Трампом. Моя команда с ним встречалась для того, чтобы создать проект в Москва-Сити. Сергей Полонский рассказал чуть больше о личности бывшего президента США: «Он девелопер, такого же касса, что и я. Хотя он строил в трех странах, а я в 11. Трамп четыре раза был банкротом. Я еще пока не банкрот. Хотя иногда хочется просто взять и начать все сначала».
О личном
«Мой подход следующий – презумпция невиновности. Пока вы не сделали что-то плохое, я с вами общаюсь. Если исходить из того, что все люди в этом мире плохие, нужно взять и уехать куда-нибудь на необитаемый остров. Да, я прошел серьезные испытания. Но еще раз говорю, что мир прекрасен, он развивается. И позитив всё равно победит негатив. Сколько бы времени ни прошло, правда всегда победит ложь.
Я уверен, что удивлю мир чем-нибудь новым, интересным, вкусным. Я еще получу свою Нобелевскую премию в области архитектуры».
[1] Александр Викторович Кузьмин (1951 — 2019) — советский и российский архитектор, главный архитектор города Москвы (1996—2012), президент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор и академик Международной академии архитектуры, народный архитектор Российской Федерации, почётный строитель России и Москвы.
[2] Николай Павлович Кошман (1944) — государственный деятель РФ, генерал-полковник. Президент Ассоциации строителей России, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей.