Турция, Узбекистан, ОАЭ, Армения (ТУДА): в какой стране выгоднее открыть бизнес?

Турция, Узбекистан, ОАЭ, Армения (ТУДА): в какой стране выгоднее открыть бизнес?

Меня зовут Анна Карел. Я являюсь юристом международной компании ALPS & CHASE. Наша компания специализируются на юридических, налоговых и бухгалтерских вопросах в странах СНГ и Балтии и дальнего зарубежья. Наши клиенты постоянно задают нам вопрос – в какой стране лучше (выгоднее, проще) открыть бизнес или куда перевести уже работающий бизнес.

Мы с коллегами систематизировали информацию об открытии бизнесов в наиболее популярных для релокации странах и хотелось бы ею поделиться с вами.

АРМЕНИЯ

Армения является страной, расположенной в Закавказье. Она граничит с такими странами как Грузия, Азербайджан, Иран, Турция.

Действующий президент в 2022 году: Армен Саркисян.

Армения входит в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), что дает возможность гражданам России, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана работать на территории Армении без разрешений на работу и без виз до 180 дней в году.

Столица Армении – Ереван.

Лететь в Ереван из Москвы – примерно 2,5 часа, а из Минска в Ереван – 3 часа.

Валюта в Армении: армянский драм.

Открытие компании в Армении

Самая распространённая форма регистрации бизнес-присутствия в Армении – это регистрация в форме Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Многие положения Закона об ООО в Армении схожи с российскими нормами, хотя не все механизмы работы, которые стали привычны россиянам в соответствии с нормами российского права в связи с деятельностью ООО, детально регламентированы в законе или в Гражданском Кодексе Армении.

Уставный капитал ООО в Армении

Минимальный уставный ООО в Армении не установлен. Можно внести уставный капитал, который будет равен даже 100 драмам. Максимальный срок внесения уставного капитала – 1 год. В уставе можно указать и меньший срок. Мы всегда рекомендуем вносить уставный капитал, который будет равен количеству первоначальных необходимых расходов, которые вам понадобятся для поддержания работы компании в первые полгода.

Срок регистрации компании (ООО) в Армении

Зарегистрировать ООО в Армении можно за 1 день, если брать стандартный устав (он очень короткий) или же за 2 дня (если устав индивидуализирован).

ВНЖ в Армении

Владельцы бизнеса могут получить временный (на 1 год), постоянный (на 5 лет) или специальный статус. Возможно также получение справки о законном проживании в Армении.

Открытие счетов в Армении

Сроки открытия счета в Армении зависит от конкретных банков. Есть банки, которые принимают всех желающих и нерезидентов тоже. Другие же банки – требуют предоставление информации о деятельности компании, берут организации на банковское обслуживание, если они существуют более 1 года и имеют определенный годовой оборот. Присутствие директора при открытии счетов – обязательно.

Разрешение на работу в Армении для иностранных граждан

Разрешение на работу требуется только для иностранцев из дальнего зарубежья. Для граждан России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана – получать разрешение на работу в Армении не требуется.

Основные налоги в Армении

1. Налог с прибыли: 18 процентов

2. НДС на экспорт: 20 процентов

3. НДС экспорт: 0 процентов

4. Налог на дивиденды: 5 процентов (есть исключения)

5. Налог для IT компании: 0 процентов (только при получении IT сертификата)

6. Упрощенная система налогообложения (налог с оборота): 5 процентов

Минимальная заработная плата в Армении:

68 000 армянских драм.

УЗБЕКИСТАН

Узбекистан является страной, расположенной в центральной части Средней Азии. На севере и северо-востоке Узбекистан граничит с Казахстаном, на востоке — с Киргизией, на востоке и юго-востоке — с Таджикистаном, на юге — с Афганистаном, на юге и западе — с Туркменистаном.

Действующим президентом Узбекистана является Шавкат Мирзиёев.

Столица - Ташкент.

Время полета из Москвы в Ташкент 3 часа 45 минут, из Минска 4 часа 20 минут.

Валюта в Узбекистан: узбекский сум.

Открытие компании в Узбекистане

В Узбекистане ООО является одной из самых распространенных форм для ведения бизнеса. При этом условно можно выделить две формы ООО:

1) Общество с иностранным участием

2) ООО в формате предприятия с иностранными инвестициями

Участником и той и другой формы ООО может быть любой как резидент, так и нерезидент Узбекистана. Директором может стать либо гражданин Узбекистана, либо иностранное физическое лицо после получения разрешения на работу. Если размер уставного фонда свыше $ 36 тысяч, в этом случае есть возможность назначения директора — иностранного гражданина с первого дня открытия компании и получения трудового разрешения на него в течение 3 месяцев.

Уставный капитал ООО в Узбекистане

Уставный капитал общества определяется уставом общества и состоит из номинальной стоимости долей его участников. Законодательные требования на размер уставного капитала были отменены, но они могут быть определены в лицензионных требованиях.

Срок регистрации компании (ООО) в Узбекистане

Регистрация ООО в Узбекистане занимает около 5 (пяти) рабочих дней после подачи документов на госрегистрацию.

ВНЖ в Узбекистане

Оформление документов на ВНЖ в Узбекистане происходит немного проще, чем в других странах. Для того чтобы проживать в Узбекистане иностранным гражданам требуется получить вид на жительство. Подать заявление и документы на ВНЖ нужно сразу по приезду в страну, если они намерены проживать здесь больше двух месяцев.

Срок действия узбекского ВНЖ составляет 5 (пять) лет. Если иностранный гражданин старше 60 лет, то документ выдаётся бессрочно. Продлевать документ можно до пяти раз, после чего необходимо сдать его и получить новый.

Иностранцы после оформления разрешения обладает всеми правами, что и граждане, кроме избирательного права.

Разрешение на работу в Узбекистане для иностранцев

Принимать иностранного гражданина на работу можно при наличии разрешения и подтверждения на право трудовой деятельности, выдаваемых Агентством по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений.

Разрешение дает право работодателю привлекать иностранную рабочую силу, а подтверждение – иностранцу работать в Узбекистане на законных основаниях. Получения этих документов ложится в обязанности работодателя.

Трудовое разрешение предоставляется сроком на 1 календарный год.

Основные налоги в Узбекистане

1. Налог с прибыли – 15 процентов

2. НДС – 15 процентов

3. НДС на экспорт – 0 процентов

4. Специальный режим (налог с оборота) – 4 процента от налоговой базы

5. НДФЛ – 12 процентов (нерезиденты – 20 процентов)

6. Социальный налог – 12 процентов

Минимальная заработная плата в Узбекистане:

Минимальный размер оплаты труда в 2022 году составляет 920 000 сумов в месяц.

ТУРЦИЯ

Турция является страной, расположенной в основном в юго–западной части Азии и частично в юго–восточной Европе. Она имеет 8 сухопутных границ - с Болгарией, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Ираном, Ирак,ом Сирией и Грецией. А также 6 морских границ - с Румынией, Россией, Украиной, Кипром, Северным Кипром и Абхазией.

Действующим президентом Турции является Реджеп Эрдоган.

Столица Турции – Анкара.

Время полета из Москвы в Анкару – 3 часа, а из Минска – 2,5 часа.

Валюта в Турции: турецкая лира.

Открытие компании в Турции

Общество с ограниченной ответственностью – одна из наиболее востребованных форм ведения бизнеса в Турции. Иностранцы могут владеть 100% компании и без проблем переводить свою прибыль за пределы Турции. Директором компании может быть как резидент Турции, так и нерезидент с рабочей визой.

После подачи заявления на регистрацию и оплаты всех взносов и подготовки учредительных документов иностранный предприниматель подает заявление в Дирекцию Торгового Реестра (Trade Registry Directorate) для регистрации компании.

Уставный капитал ООО в Турции

Минимальные требования в Турции в отношении размера уставного капитала предусмотрены только для ООО и АО. В случае с ООО должен быть объявлен капитал не менее 10 тысяч турецких лир, а в случае с АО - 50 тысяч турецких лир. Если иностранный гражданин хочет в дальнейшем работать в компании (к примеру, если он становится директором) – то тогда уставный капитал должен составлять не менее 100 000 лир.

Для регистрации бизнеса в Турции учредитель вносит 25% от суммы уставного капитала на открытый банковский счет. Оставшиеся 75% вносятся в течение следующих 2 лет после регистрации. Однако, закон не запрещает внести всю сумму сразу.

Срок регистрации компании (ООО) в Турции

Срок регистрации ООО в Турции занимает от 7 до 15 дней в зависимости от учредителя и директора.

ВНЖ в Турции

Вид на жительство в Турции (икамет) дает иностранцу почти все гражданские права, кроме участия в голосовании. Получение икамета у иностранцев обычно не вызывает трудностей.

Самый распространенный вид ВНЖ — краткосрочный. Его выдают на срок от полугода до двух лет тем, кто арендует жилье в Турции на долгосрочный период. Для получения икамета нужно собрать документы, заполнить электронное заявление на ВНЖ и пройти собеседование в управлении миграционной службы.

Долгосрочный ВНЖ не имеет срока действия. Этот ВНЖ могут получить иностранцы, которые непрерывно живут в Турции в течение 8 лет.

Разрешение на работу в Турции для иностранцев

В Турции действуют два документа разрешающих работать иностранцам: рабочая виза и разрешение на работу. Его выдаёт Министерство труда. Рабочую визу выдаёт представитель консульства Турции в России. Рабочую визу оформляют после заключения трудового договора и получения разрешения на работу.

В Турции существует четыре вида разрешений на работу: временное, постоянное, независимое и Turkuaz Card.

1. Временное разрешения на работу иностранца, которого одобрено, выдается временная рабочая виза сроком до одного года при условии, что иностранец работает на физическое или юридическое лицо

2. Постоянное разрешение на работы выдается иностранцам, имеющих долгосрочный вид на жительство или имеющие законное право работать в Турции не менее восьми лет.

3. Независимое или разрешение на самостоятельную работу выдается иностранцам, являющимся представителями профессиональных профессий. Разрешение на самостоятельную работу выдается в качестве временного разрешения.

4. Turkuaz выдается иностранцам, заявки которых утверждаются на основании их уровня образования, профессионального опыта, вклада в науку и технику, влияния деятельности или инвестиций в Турции на экономику и занятость страны, а также рекомендаций Международного консультативного совета по рабочей силе и процедур и принципов, определенных Министерством.

В случае выявления нарушения иммигранта заставят выплатить штрафы за нарушение закона и депортируют. Запрет на въезд в Турцию будет действовать в течение 5 лет. Работодатель тоже будет оштрафован.

Основные налоги в Турции

1. Налог на прибыль юридических лиц: 23%

2. НДС: 18%. В отношении некоторых товаров и услуг применяются пониженные ставки в размере 8% и 1%.

3. Социальные взносы: 20,5% для работодателя и 14% для работника.

4. Налог на доходы физических лиц 15-40% в зависимости от дохода.

5. Налог на дивиденды: 10 процентов.

Минимальная заработная плата в Турции:

В Турции минимальная ежемесячная заработная плата составляет 5500 турецких лир.

ОАЭ

Государство ОАЭ расположено в юго-западной части Азии, восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на западе и юге, с Оманом — на юго-востоке и на северо-востоке (оманский полуанклав губернаторство Мусандам и его полный анклав, вилайет Мусандама Мадха).

Столица ОАЭ - Абу-Даби, а крупнейший город Дубай.

Действующий президент ОАЭ- шейх Халифа ибн Зайд Аль Нахайян.

Перелет от Москвы или Минска до самого популярного города в ОАЭ - Дубай занимает от 4 часов 45 минут до 5,5 часов.

Валюта в ОАЭ: дирхам.

Открытие компании в ОАЭ

Компании в ОАЭ можно условно разделить на два вида:

· Компании, планирующие работать на внутреннем рынке ОАЭ. Такие компании должны быть зарегистрированы «внутри» страны – Mainland.

· Компании, планирующие работать в международном пространстве. Такие компании должны быть зарегистрированы в одной из Свободных Экономических Зон (СЭЗ) ОАЭ - Free Zones.

Главные преимущества СЭЗ Дубая — это 100% иностранное владение, 0% налогообложение, отсутствуют пошлины на экспорт и импорт товаров в СЭЗ и из СЭЗ. В Дубае насчитывается более 30 Free Zones, каждая из которых обслуживает определенные сектора и отрасли, и устанавливает свои собственные требования к регистрации.

В ОАЭ, так же как и в Российской федерации существует несколько форм ведения бизнеса.

Самый популярный вид компаний, среди иностранцев, решивших вести деятельность на внутреннем рынке ОАЭ вне СЭЗ, это Общество с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company или LLC).

Открытие бизнеса в Дубае можно разбить на несколько основных этапов.

1. Идентификация вида деятельности.

2. Выбор юрисдикции, то есть основной материк, свободная зона или оффшор.

3. Утверждение торгового наименования в Департаменте экономического развития (DED).

4. Составление пакета регистрационных документов.

5. Получение лицензии и прочих согласований (при необходимости).

6. Регистрация юридического адреса в Дубае.

7. Открытие банковского счета в ОАЭ

Банки требуют наличие аренды физического офиса в ОАЭ, все сделки по аренде или купли-продажи фиксируются в публичном Реестре.

Уставный капитал ООО в ОАЭ

Стандартный уставный капитал — 10 000 AED. В некоторых зонах – уставный капитал не установлен.

Срок регистрации компании (ООО) в ОАЭ

Сроки регистрации компании зависят от структуры, фри-зоны и задач клиента.

Зарегистрировать ООО в Дубае может занять от 2 (двух) недель до одного месяца. В то же время, на открытие компании в других Эмиратах ОАЭ может потребоваться всего лишь несколько дней. Некоторые виды деятельности требуют дополнительных разрешений от местных органов власти (Минздрав, Минобороны и друих), что может увеличить срок регистрации компании до нескольких месяцев.

В рамках фри-зон выдаётся лицензия на деятельность компании (информация по планируемой деятельности предварительно нужно сообщить для подбора нужной лицензии). Также выдаются квоты на учредителей. Стоимость лицензии зависит от фри-зоны, стоимость за квоту зависит количества учредителей в компании.

ВНЖ в ОАЭ

В Эмиратах ВНЖ условно называют резидентской визой (резидент-виза), которую получить могут практически все желающие. Но отличия между ними все-таки есть. Виза резидента дает право иностранному подданному регулярно жить, учиться, работать и вести бизнеса на территории ОАЭ. Для проживания на протяжении длительного времени нужно оформлять вид на жительство (Emirates ID) после получения резидентской визы. Различают два вида ВНЖ: с правом на работу и без разрешения на трудоустройство. Последний тип, как правило, выдается членам семьи эмигранта и резидента Эмиратов. ВНЖ выдается сроком от одного года до десяти лет.

Способы получения визы: заключение брака, инвестиция в экономику, учеба, покупка недвижимости на сумму от 1000000 дирхам (270 000 долларов США) в Дубае, работа, виза для фрилансеров и пенсионеров.

Резидент-виза выдается как правило на 3 года.

ПМЖ в ОАЭ нет, можно регулярно продлять резидентскую визу. Максимальный срок, на который она выдается, составляет 10 лет.

Разрешение на работу в ОАЭ для иностранных граждан

Все иностранцы, планируя работать на территории ОАЭ, должны получить разрешение, то есть – трудовую карту. Она оформляется после того, как уже получена виза резидента руководителем компании, в которой собирается работать иностранец, но первоначально иностранец получает не резидентскую, а рабочую визу. Этот документ разрешает иммигранту находиться легально в Дубае 30 дней. За это время работодатель оформляет документы для получения резидентской визы работнику. Все необходимые документы подаются в Министерство труда и социального развития ОАЭ. Трудовую карту нужно открыть не позднее, чем через 30 дней после прибытия иностранца в ОАЭ. Этот документ выдается сроком на три года и продляется без проблем, если иностранец по-прежнему продолжает работать в ОАЭ.

Основные налоги в ОАЭ

В ОАЭ пока ещё отсутствуют корпоративные налоги на федеральном уровне. В каждом эмирате действуют свои правила корпоративного налогообложения. Обычно коммерческие предприятия не облагаются корпоративным налогом, в том числе НДС и налогом на прибыль, независимо от типа компании. В некоторых эмиратах взымаются муниципальные налоги. В ОАЭ отсутствует НДФЛ.

Поэтому что касается налогообложения, то: 0% налог на дивиденды, 0% налог на прибыль, 0% налог на репатриацию капитала, 5% НДС (если деятельность ведется на территории ОАЭ, если деятельность ведется на территории Free Zones - 0%).

Однако, власти Объединенных Арабских Эмиратов планируют ввести федеральный корпоративный налог на прибыль бизнеса. Он начнет взиматься c 1 июня 2023 года — с этой же даты в ОАЭ начинается финансовый год. Стандартная налоговая ставка составит 9%. Для компаний с прибылью до 375 000 дирхамов (около $102 000) налоговая ставка останется нулевой.

Минимальная заработная плата в ОАЭ:

В ОАЭ минимальный уровень заработной платы законодательно не устанавливается. Оклад согласуется непосредственно между работником и работодателем. Но можно рассмотреть среднюю заработную плату в ОАЭ в 2022 году. Минимальная зарплата в Эмиратах составляет 350 долларов для кадров без квалификации и 570 евро для специалистов с профильным высшим образованием и опытом работы. Во многом ставка зависит от профессии, квалификации работника и непосредственно компани

Наши контакты:

+7 499 921 02 22

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: https://t.me/alpschase

Оставляйте заявки на сайте или в чате телеграм канала!

Если есть вопросы – задавайте их в комментариях. Ответим на все вопросы!

Другие статьи наших юристов:

33
2 комментария

лучше писать о том в какой стране спрятаться от мобилизации

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить