«Работать можно»: как бизнес адаптировался к кризису

В ноябре-декабре в нашем Telegram-канале мы провели опрос предпринимателей о том, как они переживают кризисные времена. Участие в нем приняли 50 наших подписчиков. Для статистики этого, пожалуй, маловато, но определенные закономерности мы все же выявили. Итак, как же чувствует себя малый и средний бизнес в этом непростом 2022 году?

«Работать можно»: как бизнес адаптировался к кризису

Все не так уж плохо

Основную массу участников нашего опроса составили руководители производственных компаний. Также своим мнением поделились управленцы из сферы IT, сертификации и инжиниринга.

Большинство из них подтвердили, что введенные после февральских событий западные санкции и общий спад экономической активности на фоне СВО так или иначе ударили по их бизнесу. Но при этом удар зачастую оказывался не таким уж сильным.

Более половины респондентов заявили, что уже справились с возникшими трудностями

Например, почти никто из опрошенных не испытывает проблем с закупками сырья и комплектующих, несмотря, на добровольный или вынужденный уход из России многих западных компаний. Примерно четверти респондентов даже удалось сохранить сотрудничество с иностранными поставщиками. Те же, кто остался без старых партнеров, перешли на продукцию российских компаний или бизнеса из дружественных стран.

Почти так же дела обстоят и в сфере высоких технологий. Уход из России ряда зарубежных цифровых бизнес-сервисов не стал для отечественного бизнеса системной проблемой. Около 40% опрошенных заявило, что это их вообще не коснулось, и они пользуются тем же самым европейским и американским софтом.

Те же, кто не смог продолжить использование «недружественного» ПО, быстро переориентировались на российские разработки и софт из лояльных стран.

Однако 10% предпринимателей все же попали в сложную ситуацию: заменить важные для них рабочие инструменты оказалось нечем. Кстати, мы делали подробный обзор ушедших из России сервисов.

Если у вас есть потребность переехать из зарубежных сервисов в Битрикс24, то оставьте заявку на сайте INVO Group.

Вообще, в том, что их бизнес сейчас испытывает серьезные проблемы, призналось около трети опрошенных нами управленцев.

Главными из них, по словам респондентов, стали:

  • снижение объемов продаж,
  • разрушение сложившихся ранее цепочек поставок;
  • рост цен на необходимые товары и услуги.

Некоторые из опрошенных также пожаловались, что после старта частичной мобилизации они потеряли ключевых сотрудников и пока не могут закрыть эти вакансии. Однако в основной своей массе компании сумели решить эту проблему.

Еще третья часть опрошенных признались, что так или иначе пострадали от блокировки международных платежей. Это либо отрезало их от зарубежного финансирования, либо поставило под угрозу иностранные инвестиции, либо усложнило расчеты с иностранными контрагентами.

Также участники опроса обеспокоены снижением доступности кредитов внутри страны. Часть респондентов пожаловалась, что из-за проблем в банковском секторе упали финансовые возможности их покупателей.

Новые горизонты

Нет худа без добра, гласит народная мудрость, и более трети участников нашего опроса с этим полностью согласны. Случившийся кризис принес им не только проблемы, но и возможности для развития. Отказ западных компаний от российского рынка позволил их фирмам занять освободившиеся ниши и увеличить пул своих клиентов.

Были и другие позитивные моменты. Например, укрепление курса рубля по отношению к доллару повредило лишь 10% респондентов, у которых снизилась выручка от экспорта. Больше половины опрошенных при этом не ощутили на себе никакого воздействия резких скачков валюты.

Еще трети участников опроса это так или иначе пошло на пользу:

  • привело к снижению валютных долгов,
  • снизило цены на зарубежное оборудование, комплектующие, софт,
  • удешевило импорт.

Кроме того, высокая неопределенность будущего сыграла на руку компаниям, которые специализируются на консалтинге в разных сферах бизнеса. Как признаются респонденты из таких компаний, число клиентов в последние месяцы у них возросло. Одни из самых популярных тем для обсуждения — как теперь вести ВЭД и чем заменить софт, которым больше нельзя пользоваться.

Одна участница опроса из консалтинговой сферы и вовсе призналась, что благодаря кризису ушла с работы по найму и открыла собственную компанию.

Господдержка бизнеса: хорошо, но не то

В 2022 году государство приняло ряд законов о поддержке МСП. Среди предложенных мер: субсидии и льготные кредиты, кредитные каникулы, мораторий на проверки, автоматическое продление лицензий и т.п.

Как показал опрос, поддержка со стороны государства так или иначе помогла 40% опрошенных. В основном речь идет об отмене проверок и бесплатном обучении.

При этом еще 10% респондентов заявили, что не смогли добиться положенных льгот.

Ну а большая часть опрошенных нами бизнесменов считает, что в законодательстве нет нужных им мер поддержки. Более того, часть предпринимателей уверено, что государство скорее мешает им работать в сложившихся условиях.

В частности, бизнесмены пожаловались на то, что правительство почти не регулирует конкуренцию с иностранными компаниями. Во время кризиса отечественному бизнесу могли бы помочь заградительные меры для внешних игроков.

Кроме того, бизнес (пока что тщетно) ждет от государства более простого взаимодействия: автоматизации фискальной системы, снижения бюрократии.

Дмитрий Акулов
основатель и генеральный директор INVO Group

— Мне кажется, с каждым новым потрясением российский бизнес все быстрее адаптируется к реальности. Вроде бы, то, что случилось в этом году, будет пострашнее коронавируса. Но за 2 месяца после начала СВО мы вернули 50–70% той деловой активности, которая была до этого.

Объявленная затем частичная мобилизация бросила бизнесу новый вызов. Но, к моему удивлению, он пережил это потрясение еще быстрее.

Если говорить о нашей b2b-нише, то каждая новая волна трудностей выбивает с рынка около 20% компаний. То есть сейчас осталась примерно половина игроков, которые работали в 2019 году. Это не лучший вариант развития событий, но работать можно.

Еще я вижу, что бизнес начал активно искать пути выживания. Многие задумываются о диверсификации: ищут точки опоры в других нишах или пытаются выйти на зарубежные рынки. Думаю, это правильно. В любом кризисе выживают самые гибкие и адаптивные. Те, кто может легко уйти из офиса на удаленку, быстро заменить ценного сотрудника, оперативно тестировать новые гипотезы развития.

В общем, те, кто более эффективен и может выжать максимум из сложившихся условий. Именно поэтому наши клиенты продолжают заказывать автоматизацию. Казалось бы, CRM — не продукт первой необходимости, но она позволяет закрыть прорехи, через которые в компаниях утекает та самая эффективность. С помощью наших инструментов бизнес может выстроить систему продаж, организовать работу удаленной команды, оптимизировать время принятия важных управленческих решений. Это как раз те факторы, которые сегодня напрямую влияют на будущее.

Рассказываем, как бизнес может увеличить прибыльность и оптимизировать процессы в нашем Телеграм-канале.

реклама
разместить
Начать дискуссию